Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Аналитика

Распечатать 07.10.2014

Аналитическая записка о наиболее актуальных проблемах функционирования бизнеса

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2007 г. №11/102-55 Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь направил в Министерство экономики аналитическую записку о наиболее актуальных проблемах функционирования бизнеса. 

В целях получения информации о ситуации в частном секторе экономики Совет осуществляет постоянное сотрудничество с предпринимательскими объединениями и субъектами инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, организует ежеквартальные заседания по обсуждению наиболее актуальных проблем функционирования бизнеса.

Следует отметить, что на современном этапе речь уже идет не о формировании базовых условий активизации частной инициативной деятельности, а о стимулировании развития предпринимательства в определенных сферах, мерах вовлечения частного сектора в реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития.

Оценке роли и места частного бизнеса в комплексном использовании природных ресурсов Припятского Полесья было посвящено очередное заседание Совета, состоявшееся в 26 сентября 2014 г. в г. Житковичи (Гомельская обл.).

В ходе заседания был определен перечень ключевых проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в указанном регионе. В их числе:

- ограниченный доступ к сырьевым ресурсам;
- недостаток квалифицированных кадров;
- усложненный механизм получения земельных участков для организации крестьянских фермерских хозяйств;
- отсутствие заинтересованности арендодателей в передаче в аренду неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества для реализации инвестиционных проектов.

Протокол поручений, подготовленный по результатам заседания, включил перечень конкретных мер по решению указанных проблем.

Ряд обращений, поступивших в Совет от частных предприятий, осуществляющих деятельность в области строительства, свидетельствует о наличии существенных проблем, возникших в связи с изменением законодательства, регулирующего указанную сферу. В частности, речь идет о введении аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей.

В качестве одной из ключевых проблем называются предъявляемые квалификационные требования. Например, для получения аттестата соответствия для проектных компаний необходимо наличие в штате:

- для объектов  2-го класса сложности не менее 25-30 человек аттестованных руководителей и главных специалистов;
- для 3-го класса - не менее 20 человек.

Для выполнения функций генерального подрядчика:

- для объектов первого класса сложности – наличие в штате не менее 600 человек и стоимость основных фондов 45 млрд. рублей (более 4,2 млн. долларов);
- для второго класса – не менее 400 человек в штате и стоимость основных фондов 22,5 млрд. рублей (более 2 млн. долларов);
- для третьего – не менее 100 человек в штате.

Вызывает проблемы и установленный срок выполнения аттестационных требований. Так, для осуществления отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию зданий и сооружений на объектах строительства установлены следующие обязательные сроки получения аттестата:

- первого класса сложности – с 1 апреля 2014 г.;
- второго класса сложности – с 1 июля 2014 г.:      
- третьего класса сложности – с 1 октября 2014 г.;
- четвертого класса сложности – с 1 января 2015 г.

По мнению специалистов-практиков, получить аттестат соответствия к установленному сроку практически не реально.

Так, согласно статистическим данным по состоянию на 1 января 2014 г. деятельность в области строительства осуществляло почти 10,5 тыс. организаций. Здесь было занято около 500,0 тыс. человек, из которых 10 % – руководители и специалисты. Очевидно, что организовать переподготовку и аттестацию такого количества кадров в установленные сроки не представляется возможным.

Кроме того, для прохождения всех этапов аттестации (обучение персонала, дополнительный набор сотрудников в штат, закупка оборудования и измерительных средств, сертификации ИСО и т.д.) необходимы значительные средства. По предварительным данным изыскательским организациям требуется, как минимум, около 100,0 млн. руб., проектным –  от 200,0 до 300,0 млн. руб., строительным компаниям – более 500,0 млн. руб. Статистические данные о финансовом состоянии субъектов МСП свидетельствуют, что в большинстве своем они не располагают такими объемами свободных финансовых средств.

По оценке экспертов установление столь жестких требований будет иметь ряд негативных последствий, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса – не получив аттестат соответствия, они либо прекратят деятельность, либо  уйдут «в тень». Также в ближайшей перспективе следует ожидать: рост безработицы (или миграцию рабочей силы в другие отрасли и страны); снижение заработной платы в связи со значительным увеличением объема предложения рабочей силы на рынке труда; усложнение и существенное увеличение процесса проектирования и строительства любого объекта; сокращение экспорта строительных услуг.

В целях разрешения сложившейся ситуации Совет считает необходимым проведение с участием заинтересованных анализа последствий применения аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, и выработку предложений по оптимизации предъявляемых к ним  требований.

Председателем Совета сделано соответствующее поручение Министерству архитектуры и строительства.

Следует также отметить, что до настоящего времени не решены проблемы, возникшие у субъектов хозяйствования в связи с применением ими отдельных норм Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет №6).

Речь идет о применении льгот, предусмотренных подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета №6. Данные льготы применялись коммерческими организациями при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза грузовых автомобилей в качестве вклада в их уставные фонды.

Несмотря на неоднократные поручения заместителя Премьер-министра Республики Беларусь П.П. Прокоповича, позиция таможенных органов по данному вопросу осталась неизменной.

Считаем, что подобные ситуации подрывают доверие бизнеса к государственным мерам по стимулированию предпринимательской инициативы и ее поддержке, создают ситуацию неопределенности и непредсказуемости, в условиях которой нельзя рассчитывать на серьезные частные инвестиции в долгосрочные проекты.

Не менее актуальной проблемой, негативно влияющей на  эффективность экспортной деятельности, является действующий порядок налогообложение курсовых разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте. В условиях значительных колебаний валютных курсов он ведет к увеличению налоговой нагрузки и «вымыванию» оборотных средств у предприятий, поставляющих продукцию и услуги на внешние рынки.

В связи с этим Совет неоднократно обращался в Министерство финансов с обоснованием необходимости исключения курсовых разниц из состава доходов и расходов, учитываемых при налогообложении. Однако в представленном варианте изменений в Налоговый кодекс действующий порядок налогообложения курсовых разниц сохранен.

В целях выработки согласованной позиции по указанной проблеме, а также обсуждения иных предложений по проекту изменений в Налоговый кодекс Советом было инициировано проведение заседание рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь.

мероприятияархив