Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 07.10.2014

Аналитическая записка о наиболее актуальных проблемах функционирования бизнеса

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2007 г. №11/102-55 Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь направил в Министерство экономики аналитическую записку о наиболее актуальных проблемах функционирования бизнеса. 

В целях получения информации о ситуации в частном секторе экономики Совет осуществляет постоянное сотрудничество с предпринимательскими объединениями и субъектами инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, организует ежеквартальные заседания по обсуждению наиболее актуальных проблем функционирования бизнеса.

Следует отметить, что на современном этапе речь уже идет не о формировании базовых условий активизации частной инициативной деятельности, а о стимулировании развития предпринимательства в определенных сферах, мерах вовлечения частного сектора в реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития.

Оценке роли и места частного бизнеса в комплексном использовании природных ресурсов Припятского Полесья было посвящено очередное заседание Совета, состоявшееся в 26 сентября 2014 г. в г. Житковичи (Гомельская обл.).

В ходе заседания был определен перечень ключевых проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в указанном регионе. В их числе:

- ограниченный доступ к сырьевым ресурсам;
- недостаток квалифицированных кадров;
- усложненный механизм получения земельных участков для организации крестьянских фермерских хозяйств;
- отсутствие заинтересованности арендодателей в передаче в аренду неиспользуемого или неэффективно используемого государственного имущества для реализации инвестиционных проектов.

Протокол поручений, подготовленный по результатам заседания, включил перечень конкретных мер по решению указанных проблем.

Ряд обращений, поступивших в Совет от частных предприятий, осуществляющих деятельность в области строительства, свидетельствует о наличии существенных проблем, возникших в связи с изменением законодательства, регулирующего указанную сферу. В частности, речь идет о введении аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей.

В качестве одной из ключевых проблем называются предъявляемые квалификационные требования. Например, для получения аттестата соответствия для проектных компаний необходимо наличие в штате:

- для объектов  2-го класса сложности не менее 25-30 человек аттестованных руководителей и главных специалистов;
- для 3-го класса - не менее 20 человек.

Для выполнения функций генерального подрядчика:

- для объектов первого класса сложности – наличие в штате не менее 600 человек и стоимость основных фондов 45 млрд. рублей (более 4,2 млн. долларов);
- для второго класса – не менее 400 человек в штате и стоимость основных фондов 22,5 млрд. рублей (более 2 млн. долларов);
- для третьего – не менее 100 человек в штате.

Вызывает проблемы и установленный срок выполнения аттестационных требований. Так, для осуществления отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию зданий и сооружений на объектах строительства установлены следующие обязательные сроки получения аттестата:

- первого класса сложности – с 1 апреля 2014 г.;
- второго класса сложности – с 1 июля 2014 г.:      
- третьего класса сложности – с 1 октября 2014 г.;
- четвертого класса сложности – с 1 января 2015 г.

По мнению специалистов-практиков, получить аттестат соответствия к установленному сроку практически не реально.

Так, согласно статистическим данным по состоянию на 1 января 2014 г. деятельность в области строительства осуществляло почти 10,5 тыс. организаций. Здесь было занято около 500,0 тыс. человек, из которых 10 % – руководители и специалисты. Очевидно, что организовать переподготовку и аттестацию такого количества кадров в установленные сроки не представляется возможным.

Кроме того, для прохождения всех этапов аттестации (обучение персонала, дополнительный набор сотрудников в штат, закупка оборудования и измерительных средств, сертификации ИСО и т.д.) необходимы значительные средства. По предварительным данным изыскательским организациям требуется, как минимум, около 100,0 млн. руб., проектным –  от 200,0 до 300,0 млн. руб., строительным компаниям – более 500,0 млн. руб. Статистические данные о финансовом состоянии субъектов МСП свидетельствуют, что в большинстве своем они не располагают такими объемами свободных финансовых средств.

По оценке экспертов установление столь жестких требований будет иметь ряд негативных последствий, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса – не получив аттестат соответствия, они либо прекратят деятельность, либо  уйдут «в тень». Также в ближайшей перспективе следует ожидать: рост безработицы (или миграцию рабочей силы в другие отрасли и страны); снижение заработной платы в связи со значительным увеличением объема предложения рабочей силы на рынке труда; усложнение и существенное увеличение процесса проектирования и строительства любого объекта; сокращение экспорта строительных услуг.

В целях разрешения сложившейся ситуации Совет считает необходимым проведение с участием заинтересованных анализа последствий применения аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, и выработку предложений по оптимизации предъявляемых к ним  требований.

Председателем Совета сделано соответствующее поручение Министерству архитектуры и строительства.

Следует также отметить, что до настоящего времени не решены проблемы, возникшие у субъектов хозяйствования в связи с применением ими отдельных норм Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет №6).

Речь идет о применении льгот, предусмотренных подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета №6. Данные льготы применялись коммерческими организациями при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза грузовых автомобилей в качестве вклада в их уставные фонды.

Несмотря на неоднократные поручения заместителя Премьер-министра Республики Беларусь П.П. Прокоповича, позиция таможенных органов по данному вопросу осталась неизменной.

Считаем, что подобные ситуации подрывают доверие бизнеса к государственным мерам по стимулированию предпринимательской инициативы и ее поддержке, создают ситуацию неопределенности и непредсказуемости, в условиях которой нельзя рассчитывать на серьезные частные инвестиции в долгосрочные проекты.

Не менее актуальной проблемой, негативно влияющей на  эффективность экспортной деятельности, является действующий порядок налогообложение курсовых разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте. В условиях значительных колебаний валютных курсов он ведет к увеличению налоговой нагрузки и «вымыванию» оборотных средств у предприятий, поставляющих продукцию и услуги на внешние рынки.

В связи с этим Совет неоднократно обращался в Министерство финансов с обоснованием необходимости исключения курсовых разниц из состава доходов и расходов, учитываемых при налогообложении. Однако в представленном варианте изменений в Налоговый кодекс действующий порядок налогообложения курсовых разниц сохранен.

В целях выработки согласованной позиции по указанной проблеме, а также обсуждения иных предложений по проекту изменений в Налоговый кодекс Советом было инициировано проведение заседание рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь.

мероприятияархив