Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Аналитика

Распечатать 16.01.2015

О состоянии развития предпринимательства в IV квартале 2014 года

В целях мониторинга ситуации в частном секторе экономики Совет осуществляет постоянное сотрудничество с предпринимательскими объединениями и субъектами инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, принимает участие в совместных заседаниях по анализу ключевых проблем функционирования бизнеса, организует ежеквартальные заседания по обсуждению наиболее перспективных направлений его развития.

По итогам IV квартала 2014 г. можно выделить следующие проблемы предпринимательской деятельности.

1. Существенное ухудшение условий функционирования бизнеса в связи с введением в конце года 30%-го налога на биржевые операции по приобретению иностранной валюты. Это обусловило рост затрат на покупку импортных сырья, материалов, комплектующих и, как следствие, – снижение конкурентоспособности продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. При этом введение моратория на повышение отпускных (розничных) цен привело к резкому вымыванию оборотных средств у подавляющего большинства коммерческих организаций. Исключение же суммы налога из затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) сократило источники собственных средств предприятий.

Увеличение с 30% до 50% нормы обязательной продажи иностранной валюты обусловило также снижение эффективности экспортной деятельности, прежде всего, тех субъектов, в структуре затрат которых значительную долю занимает импортная составляющая.

Все это создало угрозы сокращения объемов производства и продаж, срыва своевременных расчетов по инвестиционным, товарным и другим кредитам и займам, срыва долгосрочных контрактов и, в перспективе, – снижения платежеспособности и банкротств. По данным анкетирования, проведенного Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского, на эти проблемы указали более 51% респондентов.

В связи с этим на совместном заседании ведущих предпринимательских союзов с участием Совета были приняты решения:

1) обратиться с предложением к Президенту Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Указ от 20 декабря 2014 года № 607,предусмотрев:

освобождение от налога на приобретение иностранной валюты по исполнению договоров, контрактов и валютных займов, заключенных до 20декабря 2014 года, включая товарные и инвестиционные кредиты;

разрешение субъектам хозяйствования включать в затраты по производству и реализации продукции, или относить к внереализационным расходам, учитываемым при налогообложении, суммы, связанные с возмещением 30-% налога.

2) Совету Министров Республики Беларусь принять решения:

по направлению доходов бюджета по налогу на приобретение иностранной валюты на компенсацию потерь экспортеров от девальвации в IV квартале 2014 года российского рубля по установленному нормативу от объемов экспорта;

внести изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014г.№1207, разрешив субъектам хозяйствования увеличение цен до уровня, обеспечивающего покрытие собственных издержек, с уровнем рентабельности до 5%;

3) Правлению Национального банка Республики Беларусь:

разрешить экспортерам уменьшать размер обязательной продажи валюты на суммы, направляемые на приобретение импортного сырья и материалов для производства продукции;

признать ситуацию с выплатой кредитов форс-мажорной и разрешить коммерческим банкам пересмотреть условия и сроки возврата валютных кредитов без применения штрафных санкций;

отменить письмо №34-13/131 от 19.12. 2014г. Национального банка в части регулирования выдачи кредитных ресурсов в белорусских рублях.

Указанные предложения были направлены в адрес Администрации Президента Республики Беларусь, Премьер-министра и Национального банка Республики Беларусь.

2. В связи с резким падением курса рубля усилилось негативное влияние на эффективность экспортной деятельности действующего порядка налогообложения курсовых разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте. В условиях значительных колебаний валютных курсов он ведет к увеличению налоговой нагрузки и «вымыванию» оборотных средств у предприятий, поставляющих продукцию и услуги на внешние рынки.

В связи с этим Совет неоднократно обращался в Министерство финансов с обоснованием необходимости исключения курсовых разниц из состава доходов и расходов, учитываемых при налогообложении.

3.  Существенной проблемой для развития предпринимательства стала аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнении работ по обследованию зданий и сооружений. Условия аттестации, устанавливающие требования по количеству работающих, стоимости основных фондов, наличию аттестованных руководителей и главных специалистов в штате компании, практически подъемны лишь для крупных компаний. Обучение персонала, дополнительный набор сотрудников в штат, закупка оборудования и измерительных средств, сертификации ИСО, – все это требует значительных затрат средств и времени. В условиях дефицита строительных кадров и предельно высоких процентных ставок по кредитам выполнение аттестационных требований, особенно в установленные сроки, является проблематичным для субъектов не только малого, но и среднего бизнеса. По предварительной оценке предпринимательских союзов, в сложившихся условиях, до 80% мелких частных компаний будут вынуждены закрыться, уйти «в тень» или переместить бизнес в соседние государства.

Проблемы аттестации в строительной отрасли были рассмотрены на заседании Совета  26 сентября 2014 г. в г. Житковичи. По итогам обсуждения Председателем Совета Прокоповичем П.П. было поручено Министерству архитектуры и строительства совместно с заинтересованными провести анализ последствий применения аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, и подготовить предложения по оптимизации предъявляемых к ним требований. В письме, представленном Министерством архитектуры и строительства во исполнение указанного поручения (№09-08/9284 от 17.11.2014 г.), изложена лишь ситуация с реализацией процесса аттестации без каких-либо оценок ее влияния как на развитие отрасли, так на динамику количества и структуры работающих здесь субъектов. В связи с этим считали бы необходимым организацию обсуждения указанных проблем с участием заинтересованных с целью выработки конструктивных подходов по их разрешению.

4. До настоящего времени не решены проблемы, возникшие у субъектов хозяйствования в связи с применением отдельных норм Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет №6).

Речь идет о применении льгот, предусмотренных подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета №6. Данные льготы применялись коммерческими организациями при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза грузовых автомобилей в качестве вклада в их уставные фонды.

Следует отметить, что среди государственных органов отсутствует единая позиция по применению указанной льготы в случае, если имущество приобреталось и вносилось в уставный фонд организации за счет средств самой организации (а не каждым учредителем в отдельности). Это свидетельствует о нечеткости предписания актов законодательства, а, следовательно, в соответствии с п. 9.1. Директивы №4 – о необходимости принятия решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности.

Тем не менее, позиция таможенных органов по данному вопросу остается неизменной: применение льгот является неправомерным со всеми вытекающими штрафными санкциями.

Считаем, что подобные ситуации подрывают доверие бизнеса к государственным мерам по стимулированию предпринимательской инициативы и ее поддержке, создают ситуацию неопределенности и непредсказуемости, в условиях которой нельзя рассчитывать на серьезные частные инвестиции в долгосрочные проекты.

мероприятияархив