Обратиться с вопросом
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Аналитика

Распечатать 22.07.2013

О развитии франчайзинга в Беларуси

Одним из путей решения проблемы устойчивости предпринимательской деятельности является использование франчайзинга. Эта высокоэффективная форма организации бизнеса характеризуется низким уровнем риска и стабильным уровнем прибыльности, и при этом выступает как форма продолжительного делового сотрудничества. 

Объединение усилий участников данной формы отношений позволяет, с одной стороны, расширить сферу влияния крупных компаний, а, с другой, помогает вовлечь в бизнес большое количество граждан и при этом достичь начинающими предпринимателями результатов, практически невозможных при условии самостоятельной работы.

Комплексный характер деловых связей, их системность и высокий уровень прозрачности обеспечивают обоюдные конкурентные преимущества их участникам, дают возможность более быстрого выхода на рынок с минимальным риском. Согласно статистическим данным среди независимых компаний только 15% остаются на рынке за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8. Как следствие, франчайзинг становится все более популярным способом организации и продвижения бизнеса во всем мире.

В нашей стране франчайзинг не получил пока должного распространения. В Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь в настоящее время зарегистрировано немногим более ста договоров.

В связи с этим 11 октября 2012 г. Советом был организован «круглый стол», в ходе которого имело место обсуждение международного опыта развития франчайзинга, а также проблем и перспектив его распространения в Республике Беларусь.

В работе «круглого стола» приняли участие представители Постоянного комитета Союзного государства, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров, Министерства экономики, Министерства торговли, Национального центра законодательства и правовых исследований, ведущих экономических вузов, предпринимательских союзов и ассоциаций, центров поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов. 

Международный опыт развития франчайзинга был представлен представителем Союза франчайзинговых предприятий Германии, директором по франчайзингу компании «Райсвольф», а также исполнительным директором Российской ассоциации франчайзинга.

Результаты обсуждения показали, что для Беларуси франчайзинг является резервом не только количественного роста предпринимательского сектора, но и повышения качества бизнеса, возможностей интеграции его субъектов в систему международных экономических связей.

Единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном, низкий уровень коррупции, а также наличие подготовленных кадров открывают широкие возможности для активного развития франчайзинговых отношений, в том числе с зарубежными партнерами.

Основными причинами низкого уровня развития франчайзинговых отношений в нашей стране являются:

1.       Регулирование данных правоотношений множеством нормативных правовых актов. Так, основным документом, определяющим правовой статус субъектов данного правоотношения, является Гражданский Кодекс. Помимо норм Гражданского Кодекса, договор франчайзинга, в части передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, регулируется Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», Законом Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» и другими нормативными правовыми актами.

2.       Значительные финансовые и временные издержки на оформление франчайзиновых отношений. Договор франчайзинга подлежит регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь. Незарегистрированный договор считается недействительным. Это требует наличия дополнительных экземпляров договора, а также уплаты пошлины. Кроме того, срок регистрации договора может многократно превысить срок регистрации самой коммерческой организации.

3.       Сложность и многогранность договора комплексной предпринимательской лицензии, определяющего правовой статус субъектов франчайзингового правоотношения, условия обеспечения взаимных прав и обязанностей правообладателя и пользователя. Подготовка договора, документально подтверждающего факт коммерческого использования правообладателем объектов интеллектуальной собственности, доходов от интеллектуальной собственности, снижающего риск недобросовестной конкуренции, а также решающего другие важнейшие проблемы, связанные с отношениями франчайзинга, требует специальных навыков и знаний.

Это породило практику ухода от использования правовой модели франчайзинга и заключения ряда отдельных договоров (например, дилерский, поручения, займа, лицензионный, продажи, лизинга и др.).

Помимо правовых проблем, развитие франчайзинга в Беларуси сдерживается также такими факторами, как:

  • низкая осведомленность субъектов хозяйствования о принципах деятельности франчайзинговых сетей;
  • неразвитость системы доступного кредитования франчайзинга;
  • недостаток информационной поддержки и обучающих программ по вопросам франчайзинга;
  • отсутствие (до недавнего времени) предпринимательских организаций, занимающихся проблемами развития и продвижения франчайзинга на территории страны.

По мнению участников «круглого стола» для продвижения франчайзинга в Беларуси необходимо следующее:

·         проведение для предпринимателей и субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства регулярных практических семинаров по вопросам организации и функционирования бизнеса на условиях комплексной предпринимательской лицензии;

·         разработка и издание практических пособий и методических материалов по использованию франчайзинга в предпринимательской деятельности;

·         организация и проведение тренингов по подготовке консультантов по применению франчайзинга в предпринимательской деятельности;

·         создание базе действующих ЦПП и ИМП центров правового консалтинга и юридической помощи по применению франчайзинга, формирование национальной франчайзинговой сети;

·         организация специализированных ярмарок франчайзинга с участием ведущих зарубежных фирм.

Создание условий для развития франчайзинга придаст импульс динамике сектора малого бизнеса, совершенствованию его отраслевой структуры и развитию инновационного потенциала; приведет к совершенствованию организации управления, внедрению технических требований и международных стандартов, что в результате позволит обеспечить мировой уровень качества продукции и услуг.

В связи с изложенным Советом подготовлены и представлены в  Министерство экономики соответствующие предложения к проекту Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013-2015 годы.

Кроме того, в целях ознакомления представителей органов государственного управления, предпринимательских союзов, субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и частного бизнеса с практикой применения франчайзинга в соседних странах, его  преимуществами и недостатками, механизмами внедрения и развития Советом подготовлено и издано научно-практическое пособие «Франчайзинг: мультипликация успешного бизнеса».

мероприятияархив