08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Аналитика
Действующая система формирования и применения мер ответственности за экономические правонарушения
В последние годы в законодательстве Республики Беларусь об административной ответственности наметилась определенная тенденция к его либерализации. Это, прежде всего, связано с реализацией положений Директивы Президента №4, п.п.5.5.-5.6. которой поручалось пересмотреть существующую систему административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда.
В результате только в главу 12 КоАП изменения и дополнения были внесены в отношении 35 статей. При этом очевидной была общая направленность на либерализацию ответственности.
Так, Законом от 12.07.2013 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь» было:
- сокращено количество случаев конфискации имущества у юридического лица (изменения в часть третью ст.6.10. Кодекса);
- смягчены санкции ряда статей – 9.15.,11.7.,12.1;20.12.;
- ряд статей главы 12 дополнен альтернативным штрафу предупреждением;
- уменьшены нижние пороги штрафа в ст.12.17.,12.30;12.41;
- усилены гарантии защиты права собственности.
Вместе с тем, анализ показывает, что многие нормы КоАП и практика его применения не в полной мере соответствуют общей стратегической направленности административной ответственности, поскольку ориентированы скорее не на профилактику правонарушений, а лишь на наказание виновных, причем зачастую меры ответственности применяются за нарушение формальных процедур при отсутствии вредных последствий.
Так, несмотря на то, что в КоАП предусмотрены девять видов административной ответственности, превалирующим видом являются штрафы. Из 44 действующих статей главы 12 Кодекса ответственность в виде штрафа предусмотрена в каждой, причем, зачастую, безальтернативно.
Более того, несмотря на то, что по ряду статей имеется альтернатива (предупреждение либо штраф), на практике, как правило, применяется штраф. Это, в частности, подтверждается данными, приведенными в сборнике Национального статистического комитета Республики Беларусь «Правонарушения в Республике Беларусь – 2015» (таблица 1).
Таблица 1
Данные по основным видам взысканий за 2011 - 2014 г.
Всего применено мер административного взыскания из них: |
Г о д ы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
367434 |
379627 |
334386 |
350128 |
229062 |
|
предупреждение штраф конфискация взыскание стоимости предмета правонарушения |
3284 310259 14772 192 |
4034 324408 15008 348 |
3869 284185 12789 428 |
3662 297527 12413 621 |
4772 188587 14221 413 |
Как видно из приведенных в таблице 1 данных, штрафы применяются в среднем более чем в 80% случаев применения административных взысканий.
При наличии в КоАП ст.8.8., согласно которой юридическое лицо в ряде случаев освобождается от административной ответственности, если правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера, на практике, как правило, имеет место привлечения этих лиц к ответственности.
Также крайне редко применяется ст.8.2. КоАП, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
При рассмотрении экономическими судами дел об административных правонарушениях, к сожалению, наблюдается превалирование обвинительного уклона. Так, из 8732 рассмотренных в 2014 г., 8617 завершились применением административных взысканий и только 115 субъектов хозяйствования смогли доказать свою невиновность (1,39%). В России же, например, количество отмененных судами дел по материалам Федеральной антимонопольной службы составляет около 40%. Имеет место и тенденция увеличения среднего размера применяемых санкций.
Таблица 2
Рассмотрение дел районными (городскими) судами
Рассмотрено дел об административных правонарушениях |
Г о д ы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
428007 |
441701 |
397111 |
410602 |
282482 |
|
Сумма наложенных штрафов (млн. руб.) |
68557 |
64471 |
136462 |
211473 |
248117 |
Как следует из данных таблицы 2, если в 2010 г. средний размер штрафа по результатам рассмотрения дел районными (городскими) судами составлял (общая сумма штрафных санкций / количество рассмотренных дел) около 160,0 тыс. руб., то в 2014 г. – уже около 900,0 тыс. руб.
Изложенное свидетельствует о необходимости комплексных мер по совершенствованию правил и условий предпринимательской деятельности, в том числе административных процедур, совершаемых в отношении бизнеса.
Материал подготовлен Советом по развитию предпринимательства в рамках проекта ПРООН «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь».