Электронное обращение
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Аналитика

Распечатать 15.02.2018

Действующая система формирования и применения мер ответственности за экономические правонарушения

В последние годы в законодательстве Республики Беларусь об административной ответственности наметилась определенная тенденция к его либерализации. Это, прежде всего, связано с реализацией положений Директивы Президента №4, п.п.5.5.-5.6. которой поручалось пересмотреть существующую систему административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда.

В результате только в главу 12 КоАП изменения и дополнения были внесены в отношении 35 статей. При этом очевидной была общая направленность на либерализацию ответственности.

Так, Законом от 12.07.2013 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь» было:

- сокращено количество случаев конфискации имущества у юридического лица (изменения в часть третью ст.6.10. Кодекса);

- смягчены санкции ряда статей – 9.15.,11.7.,12.1;20.12.;

- ряд статей главы 12 дополнен альтернативным штрафу предупреждением;

- уменьшены нижние пороги штрафа в ст.12.17.,12.30;12.41;

- усилены гарантии защиты права собственности.

Вместе с тем, анализ показывает, что многие нормы КоАП и практика его применения не в полной мере соответствуют общей стратегической направленности административной ответственности, поскольку ориентированы скорее не на профилактику правонарушений, а лишь на наказание виновных, причем зачастую меры ответственности применяются за нарушение формальных процедур при отсутствии вредных последствий.

Так, несмотря на то, что в КоАП предусмотрены девять видов административной ответственности, превалирующим видом являются штрафы. Из 44 действующих статей главы 12 Кодекса ответственность в виде штрафа предусмотрена в каждой, причем, зачастую, безальтернативно.

Более того, несмотря на то, что по ряду статей имеется альтернатива (предупреждение либо штраф), на практике, как правило, применяется штраф. Это, в частности, подтверждается данными, приведенными в сборнике Национального статистического комитета Республики Беларусь «Правонарушения в Республике Беларусь – 2015» (таблица 1).

Таблица 1

Данные по основным видам взысканий за 2011 - 2014 г.

Всего применено

мер административного взыскания

из них:

Г о д ы

2010

2011

2012

2013

2014

367434

379627

334386

350128

229062

предупреждение

штраф

конфискация

взыскание стоимости предмета правонарушения

3284

310259

14772

192

4034

324408

15008

348

3869

284185

12789

428

3662

297527

12413

621

4772

188587

14221

413

Как видно из приведенных в таблице 1 данных, штрафы применяются в среднем более чем в 80% случаев применения административных взысканий.

При наличии в КоАП ст.8.8., согласно которой юридическое лицо в ряде случаев освобождается от административной ответственности, если правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера, на практике, как правило, имеет место привлечения этих лиц к ответственности.

Также крайне редко применяется ст.8.2. КоАП, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

При рассмотрении экономическими судами дел об административных правонарушениях, к сожалению, наблюдается превалирование обвинительного уклона. Так, из 8732 рассмотренных в 2014 г., 8617 завершились применением административных взысканий и только 115 субъектов хозяйствования смогли доказать свою невиновность (1,39%). В России же, например, количество отмененных судами дел по материалам Федеральной антимонопольной службы составляет около 40%. Имеет место и тенденция увеличения среднего размера применяемых санкций.

Таблица 2

Рассмотрение дел районными (городскими) судами

 

 

Рассмотрено дел об административных правонарушениях

Г о д ы

2010

2011

2012

2013

2014

 

428007

 

441701

 

397111

 

410602

 

282482

Сумма наложенных штрафов (млн. руб.)

68557

64471

136462

211473

248117

Как следует из данных таблицы 2, если в 2010 г. средний размер штрафа по результатам рассмотрения дел районными (городскими) судами составлял (общая сумма штрафных санкций / количество рассмотренных дел) около 160,0 тыс. руб., то в 2014 г. – уже около 900,0 тыс. руб.

Изложенное свидетельствует о необходимости комплексных мер по совершенствованию правил и условий предпринимательской деятельности, в том числе административных процедур, совершаемых в отношении бизнеса.

Материал подготовлен Советом по развитию предпринимательства в рамках проекта ПРООН «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь».

мероприятияархив