Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Мнения

Распечатать 04.03.2019

Три барьера, которые мешают развиваться частному бизнесу в регионах

Чтобы выделить меры, которые могли бы помочь и стимулировать людей в регионах к открытию предприятий, я решил вспомнить, чего нам не хватало на этапе становления и организации производства.

В результате получилось сформулировать несколько существенных ограничений, которые влияют на решение предпринимателя как создавать бизнес вообще, так и вести его в регионах.

Барьер №1. Доступные производственные площади

После выработки бизнес-идеи начинающий предприниматель должен найти площадку для ее реализации - будь то склад, простейшее фасовочное производство или собственное производство той или иной продукции. И даже если он уже приобрел оборудование, взял его в лизинг или готов производит продукцию своими руками, ему не избежать необходимости производственной площади.

Если он найдет помещение, то его надо отремонтировать, привести в соответствии с действующими строительными, санитарными, противопожарными и экологическими нормами, организовать систему отопления. По нашему опыту, это занимает минимум от полугода до двух лет, в зависимости от степени запущенности объекта. При этом требуются значительные финансовые затраты, которые на этапе становления не каждый предприниматель может себе позволить. Как раз на этом этапе часто происходит отказ от идеи только из-за того, что в данный момент времени желающий заняться бизнесом не в состоянии нести расходы в течение  довольно продолжительного времени.

Находясь в командировках за границей, я обратил внимание на комплексы однотипных промышленных зданий, буквально напичканных предпринимателями. В одном помещении выпускают красители, буквально через стенку - запасные части к оборудованию, рядом плетут кружева и т.д. Такие комплексы я встречал в Китае, Турции, Польше.

Государство создает инфраструктурные объекты, технологические парки, площади которых сдаются в аренду предпринимателям. Эти технологические парки представляют собой многофункциональные центры, отвечающие всем действующим нормам для обеспечения производственной деятельности: электросетями, связью, отоплением и прочим. Предпринимателю надо только выбрать регион, где он хочет открыть свое производство, выбрать площадь для аренды, установить оборудование, подключить его к сетям и тут же стартовать, создавая продукт и рабочие места.

Таким образом предприниматель освобождается от многочисленных и часто сложных к реализации требований пожарных, санитарных или экологических норм.

Очевидно, что только государство имеет возможность долгосрочного (на 8-10 лет) инвестирования в такие объекты. Однако создание подобных парков, во-первых, является окупаемым проектом, поскольку предприниматели будут оплачивать аренду; во-вторых, приходя в регион, они будут создавать предприятия и рабочие места, платить налоги и создавать спрос на новые виды работ и услуг, стимулируя тем самым создание новых бизнесов.

Убежден, что создание таких комплексов (из легкосборных конструкций либо с помощью адаптации неиспользуемых производственных помещений) позволит расширить базу предпринимательства в регионах.

Барьер №2. Ограниченность внутреннего рынка

Рынок Беларуси очень ограничен по своим размерам - всего лишь 10 миллионов потребителей. Невозможно рассчитывать на бесконечное увеличение численности предпринимателей, ориентированных на внутренний рынок. Особенно с учетом открытости белорусской экономики в рамках ЕАЭС, вхождения в ВТО. Успех белорусских предприятий может быть достигнут только при расширении экспортного профиля и наращивании объемов зарубежных поставок. Именно такие предприятия, расширяя свои рынки сбыта, способны генерировать спрос на рабочую силу, на открытие новых производств, в том числе и в регионах.

Поддержка экспорта со стороны государства позволит дать толчок развитию экономики в целом  и развитию регионов. Это хорошо прослеживается на примере Парка высоких технологий. Возможно, меры по льготированию экспорта, например по налогу на прибыль, стали бы дополнительным стимулом по наращиванию его объемов. А значит и увеличению объемов производства.

Барьер №3. Привлечение инвестиций и выход инвестора

При расширении и развитии компании предприниматель как правило сталкивается с необходимостью привлечения инвестиций. В настоящее время это осуществляется только посредством прямого банковского кредитования.

Более того, предпринимательство в данный момент рассматривается как дело всей жизни, из которого даже на пенсию выйти нельзя. Примером может служить опыт моего тестя, который почти 30 лет не был в отпуске.

В то же время в западных странах бизнес - это конкретный проект, который может быть успешен или не очень успешен. При развитом рынке «M&A» («Mergers & Acquisitions», «слияние и поглощение»), при развитом национальном фондовом рынке барьер выхода из бизнеса снижается. И это стимулирует постоянный приток новых предпринимателей.

Поэтому очень важно совершенствовать законодательную базу по функционированию фондового рынка, чтобы наши предприятия могли выходить на фондовый рынок в Минске, а не в Таллине или в Варшаве.

Андрей Сериков, директор ООО «Марк Формэль»