Обратиться с вопросом
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Мнения

Распечатать 29.07.2016

Наниматель платит дважды

Как это ни парадоксально звучит, нашему профессионально-техническому обучению не хватает практической ориентированности. Ребятам дают хороший багаж теоретических знаний, но недостаточно конкретики. А между тем в общей структуре навыков практика должна занимать как минимум 70% подготовки. Например, в Германии, где так называемое дуальное обучение: два дня отведено лекциям, три — практике. Да и вообще существует четкое разделение буквально со школьной скамьи: те, у кого есть способности для того, чтобы быть инженером, идут в вуз, а те, кому нравится крутить гайки, — в колледж и на завод.

Сейчас многие наши работодатели вынуждены “латать” прорехи в подготовке специалистов за свой счет. Естественно, это многих не устраивает. К настоящему времени мы открыли и оборудовали пять обучающих центров на базах профессионально-технических училищ — два в Минске и три в Минской области (Борисов, Молодечно и Солигорск). Потратили порядка 500 тысяч (деноминированных) рублей, причем передали центры в пользование училищам совершенно бесплатно. Тем не менее хочу обратить внимание, что это не были прихоть или желание сделать рекламу, а вполне обоснованная необходимость. Дело в том, что прогресс сейчас движется вперед семимильными шагами. В частности, в строительстве постоянно что-то меняется. Простейший пример — еще двадцать лет назад дома складывали из кирпича, сейчас в основном преобладает каркасное строительство. Появляются новые технологии, новые материалы, новые инструменты. И для того, чтобы быть профессионалами в своей области, люди должны знать, как с этим всем работать. По прошествии времени могу сказать, что задумка удалась — через обучающие центры уже прошло более 5 тысяч человек. Кроме того, каждый год мы традиционно проводим двухдневный конкурс плиточников с достаточно серьезными призами. Есть ли от этого польза? Несомненно. Ведь сегодня, к примеру, профессионалу плиточнику некоторые работодатели согласны платить до 10 тысяч (деноминированных) рублей в месяц. Но, конечно, это должен быть высококвалифицированный специалист.

Сегодня одним из способов решения проблемы недостаточной практической ориентированности являются существующие ресурсные центры, специально оборудованные новыми станками, приборами и т. д., для нескольких училищ в соответствии с профилем обучения. Но учебных заведений много, центров мало. Учащимся до них нужно добираться иногда по два часа в одну сторону. Какой смысл в такой практике? В принципе, не проблема оборудовать цеха в самом училище. Но технологии меняются стремительно. И периодически обновлять оборудование (как минимум раз в три-четыре года) — весьма затратное занятие. Особенно для ресурсных центров, у которых нет избыточных источников финансирования. Опять же вопрос, куда девать устаревшие станки, кто этим будет заниматься? Еще один нюанс — нужно периодически проводить профессиональную переподготовку самих преподавателей и мастеров, которые тоже не работают на производстве, а преподают в ПТУ. Где это делать, как, в какое время? Вот и получается, что каждое такое решение плодит новые проблемы.

Поэтому единственный жизнеспособный вариант — качественная и продолжительная по времени практика на реально работающих предприятиях. Причем желательно на тех, которые хотят получить именно специалиста такого профиля и могут предоставить ему впоследствии место работы. Насколько я знаю, некоторые училища именно так и работают. Почему бы не внедрить такую схему как обязательную по всей стране? В этом случае и выпускники профтехучилищ, и их потенциальные наниматели будут довольны друг другом.

Но для того, чтобы схема заработала в полную силу, нужен очень серьезный анализ потребностей экономики — какие специальности востребованы производством в конкретный момент и в перспективе, в каком количестве и кому конкретно нужны люди. Чтобы не получилась такая же ситуация, как и в высшем образовании. Например, в стране сейчас 400 тысяч специалистов экономического профиля. А всего работающих — 4 млн 300 тысяч человек. Получается, каждый десятый — бухгалтер? Наблюдается странная ситуация: у кого ни спроси, в кармане вузовский диплом, с которым человек порой не может трудоустроиться. В то же время работодателям очень нужны высококвалифицированные инженеры, рабочие. А вот их как раз таки недостаточно.

Сергей НОВИЦКИЙ, генеральный директор СООО “Хенкель Баутехник”, заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства

Статья опубликована в "Народной газете"

мероприятияархив