Обратиться с вопросом
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Мнения

Распечатать 09.11.2017

Какие объединения бизнеса нужны в Беларуси?

30 октября 2017 года под эгидой Совета по развитию предпринимательства состоялся семинар-совещание на тему: «Роль и функции предпринимательских объединений в современной социально-экономической системе: зарубежный опыт и направления развития в Беларуси».

Анализируя опыт развитых и развивающихся стран, можно с уверенностью сказать, что объединения предпринимателей являются ГОЛОСОМ БИЗНЕСА по отношению к государству и обществу. И там, где этот голос звучит громко и отчетливо, тем динамичнее и эффективнее развивается частная инициатива, растет экономика, улучшается имидж и репутация предпринимателя. Но всему этому предшествует четко выстроенная правовая система, которая с одной стороны, стимулирует и/или не мешает бизнесу объединяться, а с другой – предоставляет право объединениям предпринимателей представлять и защищать интересы бизнеса

Как трансфомировались объединения бизнеса в Беларуси

История деятельности объединений предпринимателей в Республике Беларусь начинается в 90-х годах ХХ века, когда создание и функционирование подобных организаций основывалось на добровольных началах и регулировалось законодательством об общественных объединениях. Именно тогда были созданы  такие объединения как Белорусская научно-промышленная ассоциация, Союз предпринимателей и арендаторов Беларуси (ныне – Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского), Белорусский союз предпринимателей. Все они функционируют до сих пор, однако прошли весьма тернистный путь. Вот некоторые факты.

В 1996 году было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, одной из инициатив которого было создание Национальной ассоциации промышленников и предпринимателей, в которую госорганы настоятельно рекомендовали всем субъектам хозяйствования стать ее членами. Однако, инициатива сверху потерпела фиаско.

Далее объединениям бизнеса пришлось пережить перерегистрацию,  а в 1999 году (с принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь) они снова были поставлены перед выбором: остаться ли статусе общественного объединения или пройти новый, более сложный путь – преобразоваться в объединение (союз, ассоциацию) юридических лиц. Чуть позже было разрешено объединять наряду с юридическими лицами и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, с нововведениями по организационно-правовым формам, объединения бизнеса лишили возможности напрямую заниматься предпринимательской деятельностью в рамках выполнения своих уставных целей (например, консалтинг, обучение, информационные и др. услуги).

Из нормативных правовых актов были исключены различного рода преференции, предусмотренные для бизнес-объединений, например, понижающий коэффициент 0,1 на аренду помещений;лишение возможности использовать слово «белорусский» в наименовании союзов, ассоциаций и пр. Все это негативно повлияло как на имидж, так и на материально-техническое положение бизнес-ассоциаций. Многим из них пришлось просто выживать, а не развиваться.

Объединений много, но где результат

С другой стороны, государство начало выстраивать систему социального партнерства: объединения нанимателей – профсоюзы – правительство. Однако, пока данная система имеет несколько «фасадный» характер. Особенно это видно на отраслевом уровне. Это обусловлено тем, что главным нанимателем в Беларуси остается государство, а потому отраслевые соглашения заключаются в основном на двухсторонней основе: государство (в лице концернов и отраслевых министерств) и профсоюзы.

Вместе с тем, если посмотреть и проанализировать доступные источники информации о деятельности объединений предпринимателей, то можно найти их многочисленное количество на республиканском, отраслевом, профессиональном и региональном уровнях. Но большинство их скорее можно отнести к пседо-объединениями ибо они имеют, как правило, громкое название, а за ними, с точки зрения, членства, представительности, целей, задач, и самое главное – результатов, ничего не стоит. Появление такого многообразия объединений связано с организацией работы на уровне министерств и ведомств  различного рода Советов, Комиссий, Рабочих групп, куда легче было попасть, будучи объединениями бизнеса, нежели коммерческой организации. Именно им, таким неформальным диалоговым площадкам, было делегировано часть функций по формированию благоприятного делового климата. Такой процесс характерен для последних 10-15 лет.

Вместе с тем, основная масса бизнес-объединений являются малочисленными и слабыми, голос которых звучит тихо, робко и неуверенно. При этом, большинство из них работают по принципу «пожарной» команды, т.е. пытаются погасить возникнувший пожар вместо планомерной и профессиональной работы. И вести такую работу не позволяет их материально-техническая база и инструментарий, который им доступен по отношению к бизнесу, власти и обществу.

Таким состоянием дел зачастую пользуются госорганы, направляя на согласование и экспертизу проекты нормативных правовых актов, в менее профессиональные, у которых, как правило, отсутствуют замечания и предложения, и документ беспрепятственно принимается.

Исходя из выше изложенного, целесообразно задать вопрос: Нужны ли государству сильные бизнес-ассоциации???... Если ДА, то уже сегодня необходимо задуматься о механизмах их укрепления и определения их роли и места в социально-экономическом развитии нашей страны.

Изучая опыт развитых и развивающих стран можно выделить несколько первоочередных вопросов, которые необходимо решать уже сегодня.

1) Обязательность членства. Такие идеи все чаще слышаться как из уст большинства лидеров объединений бизнеса, так и со стороны отдельных представителей органов исполнительной и законодательной власти. Это подкрепляется опытом Казахстана (обязательное членство в Национальной палате предпринимателей «Атамекен») и опытом Германии (обязательное членство в ремесленных палатах). На наш взгляд, данный опыт копировать слепо в Беларуси нецелесообразно.

Во-первых, это противоречит международным принципам добровольности объединений предпринимателей и нанимателей.

Во-вторых, обязательство членства влечет за собой обязательства уплаты членских взносов, а это уже почти налог. То есть нарушается принцип свободы объединений.

В-третьих, обязательность членства может быть предусмотрено только в саморегулируемых организациях, которым государство делегирует отдельные функции (например, обучение и профстандарты, как в ремесленных палатах Германии, и т.п.). Но и здесь необходимо помнить, что отечественные малые и средние предприятия в силу истории развития имеют многоотраслевую направленность. В связи с этим, обязанность вступать в различного рода саморегулируемые организации и обязательность уплаты взносов, повлечет за собой негативное воздействие их на финансовое состояние. Поэтому процесс должен быть поступательным, но не затяжным.

2) Объединения предпринимателей и/или объединения нанимателей???... Считаем актуальным обозначить вопрос, кого можно считать объединением нанимателей и объединением предпринимателей и по каким критериям их идентифицировать? Могут ли, сюда относиться общественные объединения физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), например, общественные объединения, членами которых являются руководители и специалисты коммерческих организаций, участники и акционеры хозяйственных обществ и т.д. 

Формально названные категории физических лиц заинтересованы в развитии деловой среды для бизнеса, юридически – они объединяются с целью защиты и представления своих личных интересов. Поэтому и возникает вопрос, можно ли их назвать объединением нанимателей или объединением предпринимателей, кто и каким образом им делегировал соответствующие функции. А ведь такие объединения имеют представительство в общественно-консультативных советах при министерствах, а также  в Национальном совете по социальным и трудовым вопросам.

Такое положение дел требует уточнения правовых рамок функционирования бизнес-ассоциаций, союзов и общественных объединений в сфере предпринимательства. Целесообразным становиться и обсуждение необходимости разработки и принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы объединений предпринимателей и объединений нанимателей. Актуальным является и принятие законодательных норм по саморегулированию бизнеса.

3) Усиление равноправного диалога бизнеса и власти. В настоящее время диалог бизнеса и власти должен строиться на принципах профессионализма, представительности, плюрализма мнений и равенства сторон. Но для этого, скорее всего, потребуется выработка критериев, которые позволяют на разных уровнях бизнес-ассоциациям вести диалог. С одной стороны, выработка критериев (например, членство, подкрепленное уплатой членских взносов; количество работников, работающих у субъектов хозяйствования – членов ассоциаций и т.п.) должно соответствовать нашей действительности, с другой – полномочия объединений должны быть расширены (например, представлять интересы бизнеса в судах, ОКСах, иметь право «вета» на отдельные решения гос.власти и т.д.).

4) Усиление потенциала объединений предпринимателей и нанимателей требует также изменений на уровне отдельных нормативных правовых актов, а именно:

Во-первых, в целях укрепления потенциала объединений предпринимателей – некоммерческие организации в виде объединений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ассоциаций (союзов)), создаваемых субъектами хозяйствования, предлагаем предоставить право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям суммы вступительных и членских взносов, перечисляемых ими в объединения предпринимателей, относить на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, или вычитать из налогооблагаемой базы, а именно:

a. при обычной системе налогообложения предлагаем:

вариант 1: дополнить пункт 1.17. ст.131 Налогового Кодекса Республики Беларусь подпунктом следующего содержания: «членских взносов (включая вступительные), перечисляемые в объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (союзы, ассоциации), зарегистрированные на территории Республики Беларусь, в размере не более 500 базовых величин»;

вариант 2: дополнить пункт 1 ст.140 подпунктом 1.2¹ прибыль организаций (в размере не более 500 базовых величин), перечисленная в качестве членских взносов (включая вступительные взносы), в объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (союзы, ассоциации), зарегистрированные на территории Республики Беларусь»;

b. при применении упрощенной системы налогообложения предлагаем п.2 ст. 288 НК РБ предложение «В валовую выручку не включаются:…» дополнить следующим абзацем: валовая выручка (в размере не более 500 базовых величин), перечисленная в качестве членских взносов (включая вступительные), в объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (союзы, ассоциации), зарегистрированные на территории Республики Беларусь».

Обоснование: п. 6 Директивы Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» указывает на формирование экономических стимулов к участию в развитии бизнес-среды субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности посредством функционирования предпринимательских союзов (ассоциаций). Увеличение членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в их объединениях будет способствовать более четкому и оперативному мониторингу проблем предпринимательства через названные объединения, что позволит более детально и конструктивно их прорабатывать и решать в рамках диалога бизнеса и власти, а так же координировать совместную работу. Следствием этого может стать уменьшение количества обращений субъектов хозяйствования в органы власти, что снизит нагрузку на аппарат государства.

Кроме того, с 2018 года в Республике Беларусь планируется ввести оценку регулирующего воздействия на законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Основными экспертами в данной оценке предполагаются объединения предпринимателей. Для организации качественной работы необходимо привлекать высококвалифицированных экспертов, что потребует дополнительных финансовых ресурсов, которые союзы, ассоциации могут привлечь только за счет членских взносов субъектов хозяйствования. Настоящие нормы позволят стимулировать субъектов хозяйствования охотнее создавать новые или вступать в действующие объединения.

Как показывает зарубежный опыт, такая практика имеется в странах ЕАЭС. Так, например, в России и Казахстане, объединениям предпринимателей разрешено заниматься предпринимательской деятельностью в рамках выполнения уставных целей и задач, а получаемые доходы направлять на функционирование организации. Федеральный Закон РФ «О некоммерческих организациях» (гл. YI ст.31 предусматривает предоставление экономической поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде предоставления гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льготы по уплате налогов и сборов, предоставлению некоммерческим организациям иных льгот, за исключением предоставления льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям. Налоговым Кодексом Казахстана (ст.100 п.14) предусмотрен при исчислении налога на прибыль вычет членских взносов субъектов частного предпринимательства, уплаченные налогоплательщиком объединениям субъектов частного предпринимательства в размере, не превышающего месячного расчетного показателя (справочно: с 01.01.2017 г. – 2269 тенге или примерно 13,65 бел.руб/мес на 1 работника), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, на одного работника исходя из среднесписочной численности работников за год.

Во-вторых, упростить процедуру регистрации международной технической и иностранной безвозмездной помощи;

В-третьих, разрешить бизнес-ассоциациям и союзам заниматься предпринимательской деятельностью в рамках уставных целей и задач и использовать упрощенную систему налогообложения;

В-четвертых, рассмотреть целесообразность предоставления бизнес-ассоциациям и союзам преференций в виде понижающих коэффициентов по аренде помещений и т.п.;

В-пятых, определить критерии по ведению диалога бизнеса и власти на различных уровнях – регион, отрасль, страна, вид деятельности, профессия и т.д..

И в итоге, с уверенностью могу сказать, ситуация требует перемен.

мероприятияархив