Электронное обращение
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Мнения

Распечатать 29.10.2018

Об IT-индустрии, транзите грузов, малом бизнесе и налогах

Первый заместитель Премьер-министра и председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин 25 октября 2018 года докладывал Президенту о том, какой быть экономике Беларуси в будущем. Подробностями этой рабочей встречи он поделился в проекте телеканала «Беларусь 1» «Разговор у Президента».

О значении IT–индустрии

Приведу буквально несколько цифр. Парк высоких технологий. Для понимания его масштабности: сегодня и в выручке, и в экспорте услуг он прирастет на 400 — 450 млн долларов по сравнению с прошлым годом. Это рост от 40 и более процентов. Ни одна отрасль нашей экономики не дает такого эффекта и такого результата. Плюс к этому сегодня в этой отрасли работает уже больше 30 тысяч человек. Средняя зарплата — более 4 тысяч рублей. И, что немаловажно, это та молодежь, наша интеллектуальная элита государства, которая работает именно в нашей стране.

Следующее... Добавленная стоимость в этой сфере составляет более 90 процентов. Фактически почти вся выручка — это и есть добавленная стоимость. И сегодня вклад компьютерных, информационных услуг в прирост ВВП за 7 месяцев — порядка половины процента из 3,7. Это на самом деле очень весомый результат. Это говорит о том, что Президентом принято абсолютно справедливое и правильное решение по принятию Декрета № 8. Мне кажется, что уже не осталось скептиков, которые думают, что это не так.

О координации

Мы выработали решение, что на текущем этапе функции координатора в IT–сфере возьмет на себя Министерство связи и информатизации. Президент поддержал наше предложение. Мы видим, что и Парк, и министерство должны стать локомотивами цифровизации экономики нашей страны. Но для этого необходимо выполнить ряд условий.

Проблема не в структуре, не в названии. Проблема в людях. В квалифицированных, компетентных людях, которые готовы работать в этой сфере. Какие наши предложения? Резиденты Парка, помимо того, что платят налоги в бюджет, производят 1 процент отчислений в фонд Парка. Они там аккумулируются. Но, к сожалению, сегодняшнее статус–кво Парка не позволяет расходовать эти средства на целый ряд проектов.

Мы видим необходимость создания по тому или иному направлению проектных офисов. Например, в сфере электронного образования. Это дополнительные, в помощь министерству, людские ресурсы профессиональных и компетентных специалистов, которым мы можем платить достойную заработную плату из средств фонда. Я подчеркиваю, ни одной копейки бюджетного финансирования.

Одно из направлений расходования средств — образование. Почему для нас это принципиально важным является? Потому что сегодня основная ценность не только в IT–сфере, но и в современной экономике в целом — это интеллект. Интеллектуальный потенциал. И мы сегодня за счет этого фонда на базе наших ведущих университетов планируем выстроить такие отношения, чтобы за счет средств этого фонда можно было помогать улучшать условия оплаты труда преподавательскому составу, оказывать грантовую поддержку студентам. То есть задача, чтобы наши вузы выпускали тех специалистов, которые нужны отрасли на текущем этапе.

Сегодня в фонде находится несколько десятков миллионов долларов. Думаю, что средств этих хватит. Но есть ключевые моменты. Сегодня в рамках действующего законодательства наблюдательный совет утверждается Президентом. Наше предложение состоит в том, чтобы направления расходования этих средств фонда определял Глава государства. Для этого необходим отдельный нормативно–правовой акт Президента, над которым мы уже сегодня работаем. Все четко и ясно: направления утвердил Президент. Наблюдательный совет утвержден Президентом. Наблюдательный совет контролирует расходование средств фонда. Четко и прозрачно.

Об электронном правительстве

— Я вижу здесь несколько блоков. Социальный: образование и здравоохранение. В двух словах на каких этапах и стадиях мы находимся. У электронного правительства две составляющие — система идентификации в виде ID–карты и информационного ресурса в виде ОАИС (Общегосударственная автоматизированная информационная система). По ОАИС мы готовим проект указа Президента, в ближайшее время внесем проект на рассмотрение. Опытные образцы ID–карты появятся к концу 2019 года.

Для чего это делается? Это не просто громкие красивые слова. ID–карты как система идентификации поможет гражданину получать от государства услуги в электронном виде. Это всевозможные справки и сведения. Что это даст? Мы убираем бюрократию, волокиту... Не надо стоять в очередях, ходить к чиновнику. А просто заходишь на интернет–портал и в электронном виде получаешь тот документ, который необходим. Это один из важнейших элементов построения IT–страны.

В здравоохранении совместно с Минздравом, IT–сообществом, с Минсвязи, с ОАЦ мы на завершающей стадии разработки технического задания для того, чтобы за счет средств Всемирного банка в ноябре разместить техусловия, чтобы начать конкурс на выбор поставщика услуги по формированию элементов нашего электронного здравоохранения.

В образовании мы чуть отстаем, хотя образовательные процессы не менее важны, чем медицина. Идеология, которую Глава государства одобрил, состоит в том, чтобы посредством электронной системы образования переходить к индивидуальному обучению. О чем речь? Мы получаем возможность путем оценки ученика, успеваемости, наклонностей выявлять сильные стороны. И образовательную систему строить под конкретного ученика. Мы в принципе будем двигаться к этому.

Следующий блок — цифровизация реального сектора. Пример из сельского хозяйства. Допустим, когда будут оцифрованы все параметры, мы будем видеть в режиме реального времени, когда были розданы корма, когда пришла корова на дойку, какой удой, какое качество молока... В области растениеводства — полностью оцифрованы поля: мы понимаем, какая урожайность, что посеяно, когда убрано. То есть будет создаваться такой информационный ресурс, в рамках которого невозможно что–то приписать, что–то изменить, и мы будем видеть реальную эффективность: сколько удой, какая урожайность. Это позволит принимать правильные управленческие решения. Все это уменьшит работу контролирующих органов. Для чего ходить проверять, приписано или не приписано, когда можно нажать на одну кнопку — и все видно.

О пилотных проектах на 2019 год

Я встречался с коллегами из ПВТ, мы ведем предметную работу в этом направлении. Президент поручил в первом квартале 2019 года провести совещание с участием Главы государства по развитию цифровой экономики. К тому времени уже будут известны итоги года, результаты действия Декрета № 8 — и мы надеемся, что первые шаги в направлении пилотных проектов мы к этому времени также осуществим. Тем более что наша IT–отрасль конкурирует на равных в глобальной мировой экономике — на равных! — с Америкой, с Евросоюзом, со всем миром. И это не требует газа, иных материальных ресурсов. Думаю, мы сможем вырасти в этой сфере даже больше чем на планируемые 12%. Моя личная идеология: развитие этого сектора плюс модернизация действующего с помощью цифровых технологий.

О транспортно–логистических услугах

Это та отрасль, на развитие которой, как и на IT, Правительство делает основную ставку. Причем и в текущем периоде, и в следующей пятилетке. Возьмите транзит грузов из Китая в Западную Европу железнодорожным транспортом. Сейчас контейнер идет по этому маршруту порядка 12 – 14 дней. Но мир ускорился, потребитель хочет получать товары поскорее. В этом году от транзита контейнеров через нашу страну мы получим около 50 миллионов долларов. При реализации же современных технологий, создании цифровых коридоров в ближайшей перспективе можем увеличить транзит через нашу территорию в 3 раза.

О малом бизнесе

Мы предложили Президенту рассмотреть возможность отменить Указ № 488 — имплементировав в иные нормативно–правовые акты такие нормы, которые позволят поставить заслон лжепредпринимательским структурам. Президент поддержал эту инициативу, дал поручение обсудить это с Комитетом госконтроля и внести конкретные предложения. Сам по себе реестр лжепредпринимательских структур антагонизма в обществе не вызывает. Он нужен. Другой вопрос, на основании чего мы этот реестр формируем. И если субъект хозяйствования попадает в этот реестр лишь потому, что не находится по месту регистрации — наверное, это не совсем правильно.

О новом Налоговом кодексе

 Сказать, что мы получили идеальный документ, наверное, нельзя. Но хороших новаций в нем достаточно много. Да, еще остались некоторые неурегулированные вопросы, которые хотелось бы обсудить. И мы их обсудим на заседании Совета по развитию предпринимательства. Скажем, один из наболевших — повышающие коэффициенты на имущественные налоги (на землю и на недвижимость). В новой редакции Налогового кодекса предусмотрено поэтапное (в течение пяти лет) снижение повышающего коэффициента с 2,5 до 2. Мое мнение — это следует делать одномоментно, с 1 января 2020 года, не растягивая во времени. И повышающим коэффициентом сделать 2. А в будущем, как мне кажется, от этих коэффициентов следует полностью отказываться. И при разработке уже новой программы социально–экономического развития подойти к налоговой реформе — и даже, может быть, к кардинальному упрощению налоговой системы со снижением налоговой нагрузки на бизнес.

мероприятияархив