Электронное обращение
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Мнения

Распечатать 10.04.2018

Что означает для Беларуси создание производства аккумуляторов

Аккумуляторная отрасль сегодня в мире активно развивается - и в Европе, и в ЕврАзЭС строятся новые заводы.

Ежегодно в Европе производится около 90-95 млн стартерных аккумуляторных батарей, и этот рынок будет продолжать расти. Так, по оценкам Mckinzy и BCG автомобильный парк в мире к 2035 году составит около 2,0 млрд авто с 1,0 млрд. в 2011 году. Это означает, что рост рынка до 2035 года составит около 3,5-4% в год.

Период значительного подъема переживает и рынок промышленных аккумуляторных батарей. Это связано со следующими факторами:

- бурное развитие возобновляемой энергетики (производство солнечной и ветряной энергии циклично в зависимости от времени суток), которое требует создания крупных центров накопления и хранения энергии;

- массовый перевод напольного транспорта с дизельной на электротягу;

- развитие систем телекоммуникаций, сотовой связи, компьютерных систем, охранных сигнализаций, систем видеонаблюдения и пр.

Утилизация и рециклинг вышедших из строя изделий, содержащих свинец

Почти все предприятия-производители аккумуляторов расположены непосредственно в городах. Часть из них в городах-миллионниках. В Европе вообще не существует понятия санитарно-защитная зона, главное - обеспечение любым предприятием выбросов в пределах «предельно допустимых концентраций».

В странах ЕС около 80% свинцовых отходов образуется при выходе из строя свинцово-кислотных аккумуляторных батарей:

- ежегодно в Европе выходит из строя от 92 до 98 млн. стартерных аккумуляторов. Масса содержащегося в них свинца составляет около 1,0 млн. тонн;

- индустриальные и тяговые аккумуляторы, можно условно взять 50% от объема ломообразования стартерных. Масса их составляет около 500 000 тыс. тонн;

- кровельный свинец, кабельная оплетка и прочий свинецсодержащий лом в общем объеме ломообразования можно условно принять 5%, а массу оценить как 75 тыс. тонн.

Таким образом, приблизительно общий объем образующихся в Европе свинцовых отходов можно оценить в 1,5 млн. тонн в год. Но даже этого количества свинцового лома в Европе недостаточно – предприятия импортируют свинцесодержащее сырье из Африки, активно конкурируя с предприятиями из Южной Кореи и Индии.

Что касается рециклинга, то все отработанные аккумуляторные батареи перерабатываются на 99,5%. В Европе это осуществляется на металлургических предприятиях. В процессе металлургического восстановления свинца образуются зола с остаточным содержанием свинца от 1-3% (в Беларуси код 3121400). Данный вид отходов классифицируется как отход 3 или 4-го класса опасности и подлежит либо переработке, либо захоронению на полигонах. Во всех странах ЕС, где есть металлургическое производство, вопросы с полигонами давно решены. Эти отходы не являются чем-то из ряда вон выходящим, порядок обращения с ними давно определен и не является предметом внимания со стороны многочисленных «зеленых» партий и движений.

Нужны ли Беларуси аккумуляторы?

Беларусь - одна из не многих стран, которая не имеет собственных мощностей по производству аккумуляторов и полностью зависит от импорта. К примеру, в России функционирует 8 заводов по производству стартерных аккумуляторов и около 10 больших и малых предприятий по металлургическому восстановлению свинца. В Украине - 4 завода по производству стартерных аккумуляторов, 3 металлургических завода. В Казахстане - 2 аккумуляторных и 2 металлургических завода.

Какие же экономические, социальные, научные и военно-политические выгоды получит Беларусь от создания собственного аккумуляторного производства?

Это, прежде всего, создание более 500 новых рабочих мест, обеспечение собственными аккумуляторами отечественного машиностроительного комплекса: МАЗ, МТЗ, Белкоммунмаш, БелАЗ, Амкодор, Белджи, - а также экспорт на сумму более100 млн. долл. США в год.

В числе иных эффектов:

- вовлечение в цепочку поставщиков ОАО «Термопласт» (производитель пластиковых компонентов), Гомельского химзавода (производитель серной кислоты), более 5000 тыс. международных и внутренних транспортных фрахтов в год;

- создание центра научных разработок и технологических ноу-хау с возможностью экспорта технологий;

- появление в стране экспертизы для дальнейшего развития аккумуляторной отрасли на литий-ионных носителях для электрических автомобилей;

- создание научной лаборатории;

- открытие новой специальности в БРТУ по подготовке электрохимиков.

Очевидно, что все новые идеи и проекты, даже самые перспективнее, неизбежно вызывают в обществе споры. Это нормально и даже полезно, поскольку дают возможность оценить «со стороны» все выгоды и угрозы. Главное, чтобы спор был профессиональным, а не строился на чьей-то интуиции, которая нередко, по словам классика, «с успехом заменяет информацию».

Виктор Лемешевский, директор ООО «ПАК-Управление»

мероприятияархив