Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Мнения

Распечатать 01.06.2022

Развитие бизнеса в современных условиях: что необходимо

Сложная экономическая ситуация, вызванная внешним санкционным давлением и встречными ограничительными мерами, требуют новых подходов к развитию предпринимательства.

Со стороны самих субъектов - в части поиска новых рынков, оптимизации организационной структуры бизнеса и построения альтернативных логистических схем поставок и сбыта.

Со стороны государства – в части выработки форм и механизмов поддержки перспективных направлений и видов частной инициативной деятельности, обеспечивающих долговременный мультипликативный эффект как для предпринимателей, так и для экономики региона и страны в целом.

Для этого, во-первых, необходима активизация диалога государства и бизнеса, более эффективное использование имеющихся форм взаимодействия, таких как региональные советы по развитию предпринимательства, общественно-консультационные советы при отраслевых органах управления. Деловому сообществу должен быть подан сигнал «Ваш опыт и знания нам нужны! Присоединяйтесь».

Во-вторых, сегодня как никогда ранее необходимо развитие субконтрактных отношений. Именно кооперация между крупными и малыми предприятиями должна стать одним из стратегических направлений государственной экономической политики.

Опыт крупнейших мировых производителей подтверждает экономическую целесообразность такой формы организации деятельности. Нет необходимости в создании производства ориентированного на создание полностью готового продукта. Гораздо рациональнее включать в производственную цепочку партнерские малые предприятия, специализирующиеся на выпуске отдельных деталей.

К сожалению, пока у нас ситуация несколько иная. Имеют место различного рода формальные и неформальные ограничения для государственных предприятий на закупки сырья, материалов, комплектующих у субъектов малого частного предпринимательства. Это является серьезным сдерживающим фактором развития производственного бизнеса, инвестирования средств частных компаний в долгосрочные инновационные проекты. Как следствие, сектор МСП обеспечивает сегодня лишь около 30% валового внутреннего продукта, а его субъекты сосредоточены преимущественно в сфере торговли и услуг населению.

В-третьих, необходимо активное внедрение кластерной модели развития экономики.

Для обеспечения условий по формированию кластеров в нашей стране требуется выработка и реализация системы мер по ускоренному развитию предпринимательства в обрабатывающих отраслях промышленности и научно-техническом комплексе, расширение сферы производственного аутсортинга.

Для стимулирования разработки и реализации перспективных проектов по формированию сетевых структур с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, научных и исследовательских учреждений, предпринимательских союзов и ассоциаций необходимо внедрение специальных механизмов государственной финансовой поддержки. В качестве такого механизма может использоваться выделение на конкурсной основе специальных грантов региональным органам власти и отраслевым ассоциациям для поддержки комплексных инициатив по развитию кластеров.