Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Мнения

Распечатать 18.11.2021

Базовая арендная величина нуждается в понижающих коэффициентах

Согласно исследованиям по индексу делового оптимизма (ИДО) 2020, более 40% из числа опрошенных малых и средних предприятий в качестве основной проблемы отметили высокий уровень арендной платы. Резкое падение выручки обусловило задержки по расчетам за арендуемое имущество не только в сфере туризма, общественного питания, но и в сфере производства.  

Издержки на аренду помещений стали одной из наиболее «весомых» статей затрат даже в таких трудоемких производствах, как швейные ателье, ремонт бытовой техники и радиоаппаратуры, медицинские услуги, парикмахерские услуги и др., где доля арендной платы в издержках малых предприятий колеблется от 8 до 20 процентов. 

Проблема усугубляется еще тем, что в основе расчета арендной платы за недвижимое государственное имущество лежит базовая арендная величина (далее – БАВ). За счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, возмещаются начисленная амортизация, а также все виды налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем в соответствии с законодательством.  

Экспертами ОО «Белорусский союз предпринимателей» был выполнен анализ рентабельности БАВ в 2021 году, результаты которого показали, что действующий порядок расчета арендной платы даже без применения повышающих коэффициентов обеспечивает арендодателю уровень рентабельности, существенно превышающий средний по стране. Однако в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция расширения практики применения повышающих коэффициентов вплоть до 3. 

Следует иметь ввиду, что высокие ставки арендной платы не только сдерживают развитие производственного бизнеса, но также не стимулирует арендодателей к расширению собственного производства, что чревато дальнейшим нарастанием объемов неиспользуемого имущества.

Так, по данным Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь на 1 июля 2021 г. не использовалось 3,188 млн. кв. м государственного недвижимого имущества или 74% от сдаваемых в аренду.

Если в городах и районах государственное имущество в виде зданий, сооружений и иных капитальных строений практически не используется, а государство на их содержание, текущий и капитальный ремонт за счёт предприятий коммунальной собственности несёт дополнительно значительные расходы. 

В конечном счёте, предприятия коммунальной собственности вынуждены капитальные сооружения, состоящие у них на учёте, списывать со своего баланса путём утилизации, продавать на аукционах или передавать желающим по символическим ценам, чаще всего за одну базовую величину. 

В связи с этим считаю, что применение понижающего коэффициента к базовой ставки арендной платы (как минимум 0,5) при сдаче в аренду производственных площадей является экономически обоснованной мерой как по стимулированию производственного предпринимательства, так и обеспечения эффективного использования государственного имущества, снижения издержек государства на содержание неиспользуемых объектов и увеличения поступлений в местные бюджеты.

Александр Калинин, председатель ОО "Белорусский союз предпринимателей"

мероприятияархив