Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости совета

Распечатать 05.03.2019

Сергей Найдович о системе взаимодействия советов по развитию предпринимательства

О необходимости активизации в регионах Беларуси работы советов по развитию предпринимательства Александр Турчин, председатель республиканского Совета по развитию предпринимательства, говорил в начале прошлого года. После этого на местах стали заново создавать или возобновлять работу этих консультативных органов. Например, был переформатирован совет по развитию предпринимательства при Минском облисполкоме – с августа 2018 года его возглавил Сергей Найдович, генеральный директор инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО». Через полгода работы областного совета в обновленном составе Сергей Михайлович рассказал о том, как работает консультативный орган бизнеса в Минской области.

- Совет по развитию предпринимательства при Минском облисполкоме был сформирован, когда председателем облисполкома был Борис Батура. Он собирал совет ежеквартально, и на заседаниях обсуждалось много вопросов – по проблемам грузовых перевозок, лицензирования, выделения земельных участков и др. Затем руководителем области стал Семен Шапиро, и совет очень долго не собирался – прошло лишь одно заседание. Таким образом, совет фактически утратил свою дееспособность.

По инициативе нового председателя облисполкома Анатолия Исаченко совет возобновил работу, а мне, как человеку, который давно участвует в его деятельности, предложили стать председателем совета.

Когда мы обсуждали в облисполкоме план работы, то решили: будем действовать таким образом, чтобы активизировать работу советов по развитию предпринимательства в районах. Старый состав совета собирался только в Минске в здании облисполкома, а мы же решили проводить исключительно выездные заседания.

Начали с Молодечно: выявили проблемные вопросы для региона, но столкнулись с тем, что предприниматели, рассказывая о проблемах, глубоко их не прорабатывают. То есть говорят, что ситуацию нужно менять, но какой конкретно нормативный акт нужно подкорректировать – не знают. Поэтому на следующем заседании в Руденске мы просили всех выступающих готовиться и развернуто давать свои вопросы и предложения.

- Что нужно совету для более активной работы?

- За несколько заседаний мы накопили множество проблем регионального бизнеса, но у совета нет ресурсов, чтобы ими заниматься. Что я имею ввиду: во-первых, в стране нет ясной структуры советов по развитию предпринимательства – от районных к республиканскому. Например, если общественно-консультативные советы формировались через постановление Совмина и все действуют по типовым положениям, то советы по развитию предпринимательства создавались каждый по своему алгоритму и между собой никак не связаны.

Как оно должно все работать: если проблема предпринимателя не решилась на уровне районного совета по развитию предпринимательства, то она должна уйти на уровень областного совета. Если и там нет решения – значит, она носит системный характер для страны и должна уже обсуждаться на республиканском совете. Пока такой системы нет.

Во-вторых, не решены элементарные вещи – каков статус протоколов заседаний совета? Кто их должен готовить? Кто вообще должен заниматься документооборотом, перепиской, сбором информации? Когда мы начали работу, у совета даже бланка не было, я два месяца занимался тем, что выяснял, можно ли на бланке разместить герб страны или области.

Или вот еще один простой вопрос – просил выдать мне удостоверение, чтобы заходить в облисполком, если у бизнеса возникла срочная проблема. Сказали: «не положено». И теперь нужно кого-то просить, чтобы меня провели через вахту в здание. А ведь поступления от предпринимателей занимают в бюджете области более половины, и их проблемы нужно решать оперативно, а не когда уже все стороны дров наломали. Получается, предпринимателю легче в СМИ попасть, чем на прием к родной власти, чтобы поделиться наболевшим.

Таким образом, совет есть, но за счет каких ресурсов он должен работать – в нынешнем положении не прописано. Получается, что я, как председатель, должен за счет своей организации поддерживать его деятельность? Хорошо, что бизнес-союзы, которых мы приглашаем участвовать в своих заседаниях, помогают юристами и адвокатами.

- Предприниматели, входящие в совет, активно участвуют в его деятельности?

- В нашем областном совете активных членов процентов тридцать. Я думаю, нужно прописать возможность обновлять состав совета по мере необходимости. Потому что есть другие предприниматели, которые готовы проявлять инициативу, но они в совет не входят.

- Кто должен возглавлять региональные советы: чиновники или предприниматели?

- Если взять областные советы по развитию предпринимательства, то только два из них возглавляют предприниматели. Остальные – заместители облисполкомов.

По моему мнению, советы должен возглавлять предприниматели – чтобы на заседаниях обсуждалось то, что реально волнует бизнес. Но протокол должен иметь такой статус, чтобы его визировал заместитель председателя облисполкома.

Кроме того, деятельность советов должна активно обсуждаться в прессе. Чтобы чиновники на местах знали – если вопрос дойдет до совета, то это будет и в СМИ. Это хороший и правильный механизм: если проблему обсуждают и ищут пути ее решения публично, значит она не стала решаться коррупционным путем.

- У чиновников есть заинтересованность в работе совета?

- В своей время Борис Батура сам был инициатором создания совета. Новый председатель облисполкома Анатолий Исаченко заявил, что совет нужен, и мы договорились, что будем делать упор на регионы, чтобы и там расшевелить диалог власти с бизнесом.

C заместителем председателя комитета экономики облисполкома мы всегда на прямой связи.

Что касается районов, то, например, в Пуховичах власть уже слышит совет – зампред исполкома по экономике присутствует на всех заседаниях. В Борисовском районе исполком обещал переформатировать совет, сделать его активным. В других регионах движения особого пока нет: например, в Слуцке активные бизнесмены проявили инициативу, написали новое положение о деятельности совета, но местные власти пока не готовы его утвердить.

Но со стороны бизнеса в регионах есть большой запрос на устойчивый диалог – и не только с местной властью, но и с чиновниками на уровне области, республики. Потому что у нас как пока получается: вверху принимаются хорошие решения, но на местах они реализуются по-разному. И если предприниматель столкнулся с проблемами, то его голос не слышен. И как раз создание в стране четкой структуры советов по развитию предпринимательства, о которой я уже говорил, позволит эффективно решать как частные, так и системные вопросы белорусского бизнеса.

мероприятияархив