Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости совета

Распечатать 05.02.2019

О регулировании риэлтерской деятельности

Совет по развитию предпринимательства направил в Министерство юстиции возражения по проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь, регулирующего риэлтерскую деятельность.

По мнению Совета, проект постановления не учитывает ряд практических аспектов функционирования рынка недвижимости, и его принятие в представленной редакции не обеспечит разрешения сложившихся здесь проблем, а напротив, лишь усугубит их. В частности, речь идет о следующем.

Установление предельных размеров тарифов на оказание риэлтерских услуг приведет к тому, что целые сегменты данного рынка выпадают из легального оборота в связи с невозможностью покрытия фактических затрат. Уже сегодня практически нет компаний, работающих с арендой жилья и дешевыми объектами на рынке загородной недвижимости, земельными участками в дачных и садовых кооперативах, с гаражами, машино-местами. Услуги в вышеперечисленных сегментах зачастую оказываются посредниками, работающими без регистрации, получения лицензии и уплаты налогов.

Отмена регулирования в условиях конкуренции между риэлтерскими организациями не приведет к росту тарифов, а формирование их на договорной основе позволит расширять линейку оказываемых услуг, вывести в сферу прозрачности ныне экономически невыгодные сделки.

Более того, отделы по риэлтерской деятельности в составе государственных унитарных предприятий по государственной регистрации и земельному кадастру являются мощным сдерживающим фактором необоснованного роста цен.

Установление же фиксированных цен при оказании услуг в сфере коммерческой недвижимости, как ограничение стоимости сделок между субъектами бизнеса – это не только правовой «нонсенс», но и прямое снижение поступлений в бюджет.

Предусмотренный проектом постановления запрет риэлтерской организации взимать плату с покупателя объекта недвижимости, в отношении которого оказывает риэлтерские услуги продавцу объекта недвижимости, приведет в краткосрочной перспективе к снижению объема услуг, прежде всего, населению и росту количества жалоб, а в долгосрочной перспективе – к сокращению числа субъектов данной сферы деятельности и, как следствие, к расширению «серого» рынка риэлтерских услуг.

В действующих условиях потребитель риэлтерской услуги (покупатель объекта недвижимости), в случае недобросовестной работы риэлтерской компании, может получить возмещение в рамках страхового полиса РСУП «Белгосстрах». Такое право дает наличие договора на оказание риэлтерской услуги. В случае запрета заключения договора на оказание риэлтерских услуг с покупателем объекта недвижимости, последний лишается возможности реализации своих прав в части получения страховой компенсации.

По данным организаций, представляющих профессиональных участников рынка, около 30% потребителей-покупателей изначально обращаются в агентство недвижимости за полной комплексной услугой. После заключения договора и работы по поиску варианта, около половины из них выбирает объект, с собственником которого также заключен договор в этой же риэлтерской компании.

В результате, подавляющее большинство клиентов, не имея возможности удовлетворить свои потребности в риэлтерской организации, скорее всего, будут вынуждены прибегнуть к услугам нелегально работающих посредников.

По мнению Совета, для выработки конструктивных подходов по формированию правовых условий функционирования данного сегмента бизнеса, соответствующих требованиям Директивы №4 и Декрета Президента Республики Беларусь №7, необходимо дополнительное обсуждение изложенных проблем с участием представителей профессионального делового сообщества.

мероприятияархив