Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости совета

Распечатать 25.04.2016

Как прийти к саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности в Беларуси?

Международный опыт саморегулирования бизнеса, а также возможные перспективы развития этого института в Беларуси обсуждались в ходе «круглого стола», организованного 21 апреля 2016 года Советом по развитию предпринимательства при содействии Восточного комитета германской экономики.

Советник по экономическим вопросам Татьяна Быкова во вступительном слове подчеркнула, что поставленная Директивой №4 задача снижения административного давления на бизнес и создания условий для активизации частной инициативной деятельности выдвигает на повестку дня вопросы дальнейшей либерализации экономики и сокращения регулятивных функций государства. Поэтому важным составным элементом реализации стратегии экономического развития страны становится внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности. При этом речь не идет об ослаблении роли государства, а, прежде всего, о сокращении его вмешательства в экономические процессы.

Однако государство может отказываться от избыточного регулирования экономики тогда и только тогда, когда бизнес самостоятельно создает и обеспечивает эффективное функционирование механизмов, поддерживающих высокие стандарты профессиональной деятельности, взаимоотношений с клиентами и разрешения споров.

Кроме того,организации саморегулирования могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая барьеры входа на рынок и игнорируя интересы аутсайдеров. Поэтому вопросы развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности требуют конструктивного диалога государства и бизнеса.

Эксперты из Германии и России представили историю становления и развития института саморегулирования в их странах.

Так, в Германии, где саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности зародилось еще в средние века на уровне цехов, главный акцент в определении данного института делается на вопросах самоуправления, то есть на самостоятельной выработке участниками рынка «правил игры» независимо от указаний государственных органов, но под ихнадзором. Поэтому здесь нет специального законодательного акта, определяющего рамочные условия саморегулирования, а сам процесс развивается как инициатива «снизу».

Как отметил Кегебайн Штефан, руководитель проекта Восточного комитета германской экономики, основным преимуществом саморегулирования является тот факт, что стандарты деятельности для участников рынка разрабатываются профессионалами, что обеспечивает их высокое качество и, одновременно, – разгрузку государственных структур. При этом министерства не могут вмешиваться в текущую деятельность саморегулируемых организаций (СРО) – они осуществляют лишь правовой надзор за их деятельностью и обмен информацией. Однако, в случае нарушения законодательства, государство может инициировать упразднение действующих и избрание новых органов управления СРО. Но до настоящего времени в Германии не было ни одного такого случая.

В России начало процессам саморегулирования было положено принятием Федерального Закона «О саморегулируемых организациях», которым предусматривалась возможность передачи органами государственного управления определенных функций саморегулируемым организациям, формулировались требования к СРО, порядок их создания и функционирования. Сегодня в России саморегулируемые организации функционируют в сфере оценочной деятельности, инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, деятельности арбитражных управляющих, аудиторской деятельности, деятельности в области энергетического обследования и др.

Во время обсуждения возможных перспектив развития института саморегулирования в Беларуси поднимался вопрос о том, как государство может безболезненно передать функции регулирования отраслевым объединениям бизнеса.

- Нельзя государству уйти от регулирования экономической деятельности, оставив все на волю рынка. Нужно, чтобы процессы шли параллельно: государство постепенно отпускает регулирование, а СРО набирают потенциал. Но это нужно делать очень осторожно, - считает Петр Арушаньянц, директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь.

При этом он отметил, что саморегулирование бизнеса – перспективное направление для Беларуси, так как обусловлено процессами сокращения и оптимизации государственного аппарата, а также тем, что саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности обеспечивает защиту интересов потребителей не хуже, нежели регулирование со стороны государства.