Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости совета

Распечатать 25.04.2014

Как насытить потребительский рынок отечественными товарами?

В Бресте 23 апреля 2014 года состоялось очередное заседание Совета по развитию предпринимательства, на котором обсуждалась роль частного бизнеса в насыщении рынка потребительских товаров и услуг.

- Еще совсем недавно, лет десять назад, импорт потребительских товаров в Беларуси составлял 10-15% от общего объема их продаж. В прошлом году в розничном товарообороте организаций торговли доля продаж товаров импортного производства уже составила почти 30%. При этом, доля импорта в структуре продовольственных товаров составила 32%, непродовольственных товаров – 64%. Это цифры, которые для нашей страны неподъемны с точки зрения развития экономики, - высказал озабоченность сложившейся ситуацией Петр Прокопович, председатель Совета по развитию предпринимательства.

По его словам, в 2013 году импорт потребительских товаров, по данным официальной статистики, составил более 7 млрд долларов.  Кроме того еще порядка на 3 млрд долларов потребительского импорта было ввезено нашими гражданами из Польши, Литвы и некоторых других государств. Из всего этого критический импорт составляет максимум 15%, все остальные товары вполне возможно производить в Беларуси, обеспечивая потребности своего рынка и еще работая на экспорт.

- Доходы населения постоянно увеличиваются, но в большой массе они тратятся на импортные товары и услуги. Так, в прошлом году доходы населения выросли почти на 17%, а импорт только товаров - на 25%. То есть весь прирост в доходах населения был использован на развитие не белорусской экономики, а экономик иностранных государств через покупку их товаров и услуг, - сказал Петр Прокопович и добавил, что нужно обеспечивать конкурентоспособными товарами и услугами потребности населения, иначе все время будет сложная ситуация на валютном рынке, а государство будет вынуждено сдерживать импорт товаров и рост зарплат.

По мнению председателя Совета по развитию предпринимательства, активное участие в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах должен принять белорусский частный бизнес. При этом кроме внутреннего рынка, бизнесмены должны стараться завоевывать и зарубежные рынки, особенно рынок Единого экономического пространства.

Генеральный директор «СантаИмпексБрест» Александр Мошенский поделился с участниками заседания своим опытом в области развития туристических услуг в Брестском регионе, считая, что это может стать серьезным шансом для притока валюты в страну:

- Преимущество расположения в приграничной зоне, красивая природа и хорошая экология, наличие известных туристических объектов, стабильная экономическая и политическая ситуация, - все это позволяет говорить о наличии интереса к посещению данных мест, в первую очередь, со стороны российских туристов. Поэтому в приграничных регионах целесообразно развитие медицинского, игрового, познавательного и, в перспективе, шопингового туризма.

Чтобы развить указанные направления, по мнению Александра Мошенского, государство должно уделить этому вопросу более пристальное внимание. Для этого нужно или инвестировать в инфраструктуру, или дать налоговые льготы туристическим и сервисным объектам региона, как это сделано, например, в Андорре или Лихтенштейне:

- Я бы предложил насытить зону Брестского района объектами сервиса, туризма и магазинами, предусмотрев, что оказываемые ими услуги освобождаются, например, от уплаты НДС. Двадцатипроцентные скидки на алкоголь, продукты или промышленные товары могут стимулировать приезд сюда российских туристов как на отдых, так и за покупками. Сегодня Беларусь занимает в отношении России то же место, которое когда-то занимали страны Прибалтики в отношении Советского Союза. Поэтому считаю, что наша стабильная экономическая ситуация и хорошие климатические условия сами по себе являются определенным толчком для развития туризма. Если же к этому добавить еще и экономические стимулы, например, недорогие продукты и одежду, то это позволит сформировать серьезную туристическую индустрию.

Во время заседания состоялась также дискуссия по поводу развития услуг придорожного сервиса, были обсуждены проблемы и перспективы развития частных швейных предприятий, предложения по изменению порядка реализации товаров индивидуальными предпринимателями, проблемы развития рынка обучающих услуг.

Кроме того, члены Совета и другие участники заседания ознакомились с примерами успешного функционирования частного бизнеса, работающего в том числе и на внутреннем рынке страны: производством молочных продуктов на ОАО «Савушкин продукт», созданием бытовой аппаратуры и кухонных воздухоочистителей на УП «Гефест-техника», работой рекреационного комплекса «Шале Гринвуд», изготовлением швейных изделий на ОДО «Панда», а также с перспективами налаживания выпуска деревянных плит для строительства коттеджей на ЧУП «Городник».

Фото: Настасья Занько

Видео: Беларусь-1