Электронное обращение
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Пресс-релизы

Распечатать 01.08.2018

Совет направил в Минэкономики предложения, касающиеся сектора МСП

В рамках проводимой работы по совершенствованию организационно-функционального и нормативного обеспечения системы поддержки малого и среднего предпринимательства Советом подготовлены и направлены в Министерство экономики следующие предложения.

1.  По вопросу изменения критериев отнесения субъектов хозяйствования к МСП.

В мировой практике для отнесения субъектов хозяйствования к категории МСП используется, как правило, два критерия – численность занятых и объем годового оборота. При этом конкретные значения критериев определяются возможностями экономики страны, т.е. какая доля бюджетных ресурсов может быть направлена на реализацию тех или иных форм и программ поддержки субъектов данного сектора.

Так, в США компания, работающая в сфере промышленного производства, считается малой, если в ней занято менее 500 сотрудников, а в сфере оптовой торговли – не более 100 человек. В розничной торговле средний объем продаж субъекта малого бизнеса в течение трех лет
не должен превышать 30 млн. долл. в год, в сфере обслуживания – 4 млн. долл. в год. Предприятия с годовым доходом до 1 млн. долл. относятся
к категории «микропредприятий».

В Европейском союзе к категории микропредприятий отнесены предприятия с численностью занятых до 10 человек и объемом годового оборота до двух миллионов евро. Малые предприятия имеют от 10 до 49 человек занятых и предел объема оборота и баланса – 10 млн. евро.
Для средних  предприятий установлен предел численности от 50 до 249 человек занятых, при ежегодном обороте, не превышающем 50 млн. евро и с балансом предприятия до 43 млн. евро.

Таким образом, чтобы сформировать уровень критериев отнесения субъектов хозяйствования к МСП в Республике Беларусь следует, прежде всего, определить, какие средства государство может направить на цели поддержки  данного сектора либо какие объемы бюджетных поступлений в виде налогов, арендной платы и т.д. готово недополучить, предоставляя определенные преференции субъектам данного сектора.

2. По вопросу реформирования инфраструктуры поддержки МСП

Для определения направлений реформирования инфраструктуры поддержки МСП необходим детальный анализ достижений и проблем ее функционирования.

Практика взаимодействия Совета с субъектами действующей сети ЦПП и ИМП позволяет сделать вывод, что для обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышения эффективности деятельности ее субъектов требуются меры в области:

- совершенствования финансового обеспечения (финансовая поддержка и средств государственных программ, обеспечение государственными заказами на выполнение работ или услуг; упрощение процедуры привлечения средств международных проектов и программ);

- улучшения имущественного обеспечения (существенное снижение ставок арендной платы, внедрение практики передачи в долгосрочное безвозмездное пользование помещений и оборудования);

- дальнейшего развития информационного и методического обеспечения (подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов за счет средств госпрограмм, расширение информационного обеспечения, обеспечение методической литературой);

- совершенствования правовых условий деятельности в целях расширения спектра оказываемых услуг;

- усиления возможности влияния на формирование и реализацию государственной политики в области развития предпринимательства.

3. По созданию системы мониторинга сектора МСП.

Система мониторинга сектора МСП должна обеспечивать реализацию следующих задач:

- постоянное наблюдение за условиями, состоянием и результативностью развития субъектов;

- контроль за соблюдением органами управления принятых решений по вопросам развития малого бизнеса;

- выявление и оценка неблагоприятных тенденций в состоянии и условиях развития и поддержки малого предпринимательства;

- сопоставление результатов полученных наблюдений во времени, по территориям и отраслям, а также с международными результатами аналогичных исследований;

- построение прогнозов развития бизнеса и подготовка предложений по принятию соответствующих управленческих решений по корректировке режима регулирования развития и поддержки предпринимательства.

Оптимальным вариантом организации мониторинга МСП является создание специализированной электронной базы данных.

Ее цель − обобщение существующей информации о субъектах МСП, поступающих из различных источников, в виде единой интегрированной базы данных (хранилища).

К основным функциям базы данных (БД) относятся:

- хранение информации на электронных носителях;

- хранение информации в удобном для пользователя виде, т.е. обеспечение оптимального использования памяти и времени доступа;

- обеспечение возможности сохранения результатов различных операций, проведенных с данными базы (группировки, выборки, вычислительные операции);

- обеспечение возможности внесения корректировок в базу данных;

- обеспечение возможного регулярного обновления, дополнения исходной базы данных;

- выполнение операций по поиску запрашиваемых данных.

Структура БД должна включать несколько укрупненных разделов, обладающих, в свою очередь, разветвленной структурой:

- метаданные, которые охватывают обобщенную характеристику категориального аппарата МСП; концепцию и систему показателей мониторинга состояния данного сектора; описание действующей практики статистического учета, методологические положения по проведению выборочных обследований МСП;

- законодательная и нормативная база объединяет нормативные правовые акты, связанные с идентификацией и регулированием МСП;

- зарубежный опыт включает имеющиеся данные о законодательной базе, практике учета и проведения обследований МСП в России, Украине, других странах постсоветского пространства, странах ЦВЕ и странах с развитой рыночной экономикой;

- аналитические материалы объединяют обзорные публикации различных авторов о состоянии малого бизнеса в Республике Беларусь и других странах, о проблемах развития отечественного малого и среднего предпринимательства;

- статистические показатели экономической деятельности МСП в Республике Беларусь;

- показатели условий предпринимательской деятельности характеризуют условия создания бизнеса, лицензирования, сертификации продукции, налогообложение, государственный контроль. 

мероприятияархив