Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости совета

Распечатать 27.11.2017

Члены Совета о Декрете № 7 "О развитии предпринимательства"

Декрет № 7 "О развитии предпринимательства", который является ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране, 23 ноября подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко. 

Декрет предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.

Александр Турчин, председатель Совета по развитию предпринимательства:

Основная задача сейчас - это правоприменительная практика декрета. Документ объемный, серьезный, и мы планируем подготовить методические рекомендации, чтобы всем было понятно, как исполнять его нормы. Сделано это будет в ближайшее время. Это будет совместный документ Совета по развитию предпринимательства и госорганов.

Важно, чтобы было четкое понимание и безусловное исполнение этого документа. Поэтому нам надо сделать некую квинтэссенцию всего, что написано, которая станет настольной книгой и для бизнеса, и для представителей власти.

Мы планируем в областях с активом бизнес-сообщества и представителями госорганов провести такие совещания, где основной из тем будет реализация норм декрета. Безусловно, это очень важно. Причем это должна быть обоюдная работа - и бизнесмен должен понимать свои права, и государственный орган, чтобы не возникало ненужных конфликтов и споров.

Жанна Тарасевич, сопредседатель правления, директор БСПН им. Кунявского:

В декрете предусмотрено очень много прогрессивных норм — особенно для начала деятельности и ее развития. Ранее, чтобы стартовать субъект, требовалось не только зарегистрироваться, но и получить согласование. В общественном питании — например, с пожарными, санитарными и другими органами. Теперь этот порядок упрощен. Только-только зарегистрировавшись, субъект хозяйствования спокойно может начать свою деятельность, просто уведомив соответствующий местный орган. Конечно, он должен соблюдать ряд требований, но проходить череду согласований более не обязан.

Есть виды деятельности вроде торговли и общественного питания. Раньше субъектам хозяйствования требовалось согласовывать режим работы с местными органами власти. Теперь этого нет. Предприниматель сам определяет, как будет работать. За исключением ночного времени — с 23:00 до 7:00. Момент хороший. Хочу — начинаю работать в 8:00, хочу — в 9:00, хочу — в 10:00. И работаю в зависимости от того, какой поток покупателей ко мне идет. Точно так же устанавливается время перерывов. Конечно, с учетом трудового законодательства, если у меня трудятся соответствующие работники.

Сейчас в обязательном порядке должно выписывать путевые листы. Но, допустим, субъекты хозяйствования частной собственности зачастую используют свой личный транспорт. Путевые листы, для ясности, использовали для списания топлива. С принятием данного законодательства будет установлен иной порядок списания топлива. А путевые листы перестанут являться обязательными атрибутами. Это снижает затраты на администрирование. Когда придет налоговая, никто не потребует списания и нормативов, которые есть в летний и зимний периоды.

В проекте декрета была предусмотрена следующая мера. Если деятельность только началась и к вам приходит проверка, то за какие-то шероховатости эти органы не наказывают сразу же. Проверяющие могут выявить определенные недоработки, дать предупреждение, четко прописать, что нужно устранить, и дать время на это устранение. Только после повторной проверки данного субъекта и только в случае неустраненных шероховатостей он будет нести ответственность.

В проекте был предусмотрен следующий важный момент. Обозначается мораторий на повышение налоговых ставок. То есть перемены законодательства в строну повышения налоговых ставок либо ввода новых налогов до 2020 года быть не должно. Есть тут, правда, один момент. Может расширяться налогооблагаемая база. Но, думаю, в дальнейшей налоговой реформе этому уделят соответствующее внимание. Потому субъект хозяйствования точно будет знать, что станет платить либо меньше, либо не больше, чем сейчас. Намечается определенная стабильность с точки зрения планирования и привлечения инвестиций, а также планирования своих бюджетов на среднесрочный период до трех лет — 2018, 2019, 2020 годы.

Естественно, отменится не все. Но малый и средний бизнес сможет отказаться от большого количества документов. Глядишь, это окажет положительное влияние еще и на экологию. Весть о подписании декрета, конечно, благая. Этого документа ждали. С февраля велась совместная работа представителей бизнес-сообщества и государственных чиновников. Нельзя сказать, что декрет решит все проблемы белорусского предпринимательства. Но резонно ожидать, что окажет положительное влияние. Это маленький такой подарок под Новый год.

Сергей Новицкий, генеральный директор СООО ”ХЕНКЕЛЬ БАУТЕХНИК“:

Основные задачи - упразднение излишних административных барьеров, устаревших и надуманных требований, которые предъявлялись субъектам хозяйствования. На мой взгляд, этот документ поможет решить такие глобальные задачи, как самозанятость населения и раскрепощение деловой активности.

Самое главное, чему должно поспособствовать принятие этого документа, чтобы люди перестали бояться открывать собственный бизнес. Надо этот психологический барьер сломать. Люди не должны бояться заниматься тем, что не противоречит законодательству, не наносит ущерб государству и его гражданам. Все остальное надо делать, и государство это должно полностью поощрять.

Наиболее важный момент для бизнеса, который предусматривает декрет – это, прежде всего, уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов экономической деятельности. Например, бытовые, туристические, социальные услуги, торговля, общественное питание, перевозки грузов и пассажиров. Те сферы, где сосредоточено около 95% малого и среднего бизнеса. Одно заявление - и можно работать. Это очень удобно.

Второй значимый момент - максимально систематизированы и сокращены требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, нормы охраны окружающей среды, продолжил эксперт. К примеру, чтобы открыть кафе, нужно было выполнить 19 пунктов санитарно-эпидемиологических требований. Не надо будет выполнять ни одного. Предприниматель сам заявляет о том, что его организация соответствует нормам.

Также минимизируется количество административных процедур: будет единый перечень, открыв который, сразу станет понятно, какие процедуры надо выполнить при регистрации и осуществлении того или иного вида деятельности. Все в концентрированном виде и в одном месте, без отсылочных норм.

Есть еще очень важный момент: как эти документы будут исполняться, особенно в сельских и районных советах, продолжил собеседник. Должны быть группы людей, которые смогут человеку легко и доступно объяснить, что он может делать, какие у него права и обязанности, и дать ему зеленую улицу на открытие своего дела. Это основная идеология документа.

Ярослав Романчук, исполнительный директор РОО «Аналитический центр «Стратегия»:

Долго ждали предприниматели, томились надеждами. И вот случилось. Есть основания приветствовать меры по реальному сокращению регуляторной нагрузки и транзакционных издержек. Не получилось одно – радикальное, кардинальное улучшение условий для развития предпринимательства. Настоящая революция раскрепощения частного бизнеса и условий для его роста отложена. От принятия Декрета № 7 институт частной собственности практически не укрепился. Размер и функции государства в экономике не сократились. Реального равенства условий хозяйствования не получилось. Декриминализация отложена. Высокая налоговая нагрузка сохранена. Огромные полномочия тысяч контролёров, инспекторов и всевозможных начальников по-прежнему зиждутся на субъективной интерпретации таких понятий, как «ненадлежащее соблюдение», «вред законным интересам граждан», «обоснованность затрат и повышения цен», «умышленные действия» или «меры по надлежащей организации деятельности».

Замахнулись на 100 - получили 10. Обещали золотые горы – получили PR-сияние от них. Надеялись на декрет прямого действия – получили документ с большим числом отсылочных норм и необходимостью принятия плана мероприятий по реализации Декрета № 7. Если взять обещание А. Лукашенко сделать всё, что нужно для развития предпринимательства в Беларуси за чистую монету, то по факту номенклатура и отраслевые, региональные лоббисты нынешних коммерческих фаворитов переиграли президента. Декрет № 7 не несёт для них лично, а также для организованных ими порочных схем управления и распределения ресурсов экзистенциальной угрозы. Это значит, что национальное предпринимательство продолжит формироваться в русле интересов VIP-номенклатуры, а не по запросам потребителей.

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей:

После подписания документов, особенно декрета Президента, понадобиться приблизительно около полугода, чтобы организовать его исполнение в соответствии с законодательными актами. Главная зада в непростые экономические времена – снизить издержки бизнеса за счет упрощения бизнес-администрирования со стороны государства в пользу бизнесменов.