Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости совета

Распечатать 20.10.2015

Основные направления работы Совета презентованы бизнес-сообществу

В заседании Совета Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)», которое состоялось 15 октября 2015 года, приняли участие члены Совета па развитию предпринимательства – Сергей Новицкий, Александр Швец, Анатолий Харлап, Виктор Маргелов, Николай Боровой и Александр Калинин.

Сергей Новицкий, заместитель председателя Совета по развитию предпринимательству, проинформировал участников заседания о ключевых направлениях работы Совета на современном этапе.

- Практика работы с бизнес-союзами и обращениями предпринимателей свидетельствуют о существенном ухудшении экономического положения субъектов малого и среднего бизнеса за последний год. Это же подтверждается и результатами опроса, проведенного Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента, - отметил Сергей Новицкий.

Согласно обнародованным результатам опроса, 43,3% предприятий указали на некоторое ухудшение своего экономического положения, 17,3% – на значительное ухудшение. Примерно две трети опрошенных отметили, что за последний год у них снизились объемы продаж и выручки. Следствием ухудшения финансового положения субъектов хозяйствования стали взаимные неплатежи и нарастание дебиторской и кредиторской задолженности. По данным Национального статистического комитета, кредиторская задолженность организаций на 1 августа 2015 года составила 326,9 трлн. рублей, в том числе просроченная –50,3 трлн., или 15,4% общего объема кредиторской задолженности (на 1 августа 2014 года –33 трлн. рублей, или 12,4%). По сравнению с 1 января 2015 года кредиторская задолженность выросла на 15,1%, а просроченная задолженность выросла на 31,3%. Дебиторская задолженность в целом выросла за этот же период на 19,5%, а просроченная – на 31,1%

- Задержки с получением выручки от реализации продукции (работ, услуг) создают угрозу нарушения субъектами установленных сроков уплаты налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а, следовательно, чреваты штрафными санкциями. Все это, вкупе с предельно высокими ставками на заемные средства, ведет к «вымыванию» оборотных средств, снижению экономической активности и даже массовому закрытию предприятий и прекращению деятельности ИП, - отметил Сергей Григорьевич и добавил, что в данной ситуации любые ухудшения правовых условий ведения бизнеса могут усугубить и без того сложное экономическое положение предпринимательского сектора, не обладающего достаточным «запасом прочности» для выживания в условиях кризиса.

В этой связи усилия Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и всего делового сообщества направлены на анализ последствий применения нормативных правовых актов, оценку их влияния на развитие бизнеса, выработку и продвижение предложений по их совершенствованию.

Как проинформировал Сергей Новицкий, общими усилиями удалось приостановить принятие представленного Министерством по налогам и сборам проекта изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривающего введение уголовной ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского, налогового учета; усиление ответственности за необеспечение сохранности бухгалтерских документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату; введение ответственности за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) в отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица; более чем двукратное увеличение штрафов за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа. В заключении Совета, а также в ходе обсуждения проекта документа в Министерстве по налогам и сборам было высказано категорическое несогласие с указанными новациями как противоречащими Директиве №4. Кроме того, по мнению Совета, установление и применение мер ответственности, значительно превышающих предел, необходимый для предупреждения правонарушений, преследует преимущественно фискальные цели, что противоречит принципам правового государства.

Не получил поддержки со стороны делового сообщества и подготовленный Министерством финансов проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах налогообложения, взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», предусматривающий введение новых объектов налогообложения, а также увеличение ставок по ряду налогов. По мнению Совета, увеличение ставок государственной пошлины (от 1,5 до 20 раз) противоречит требованию п.9 Директивы №4 «обеспечить … стабильность законодательства», поскольку они установлены в базовых величинах, а, следовательно, и без того подвержены постоянному росту с учетом уровня инфляции.

- Это только два примера. А такие инициативы со стороны отдельных министерств поступают еженедельно и даже чаще. К сожалению, надо признать, что далеко не всегда позиция Совета и делового сообщества получает понимание и поддержку правительства, - отметил заместитель председателя Совета.

В качестве примера он привел совещание с участием главного государственного санитарного врача Беларуси,представителей Министерства здравоохранения, Госстандарта и делового сообщества, проведенное в связи с существенным усложнением процедуры санитарно-гигиенической экспертизы товаров зарубежного производства (по постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №666 11 сентября 2015 г.). Участниками совещания было отмечено, что реализация норм постановления №666 чревата возникновением дефицита по ряду товарных позиций; сокращением налоговых поступлений вследствие приостановки выполнения внешнеэкономических контрактов на поставку продукции (в т.ч. производственного назначения); ростом затрат субъектов хозяйствования в связи с издержками на выполнение дополнительных административных процедур и, как следствие, ростом цен; угрозой введения ответных мер нетарифного регулирования импорта со стороны стран-партнеров ЕврАзЭС. В связи с тем, что при принятии постановления не были соблюдены требования пунктов 9.2 и 9.4 Директивы №4, было подготовлено обращение в адрес Совета Министров Республики Беларусь с предложениями о приостановке на три месяца действия постановления №666 и о создании рабочей группы с участием представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь и делового сообщества для выработки согласованного механизма реализации требований по санитарно-гигиенической регистрации импортируемой продукции и уточнения перечня товаров, подлежащих данной регистрации. Однако согласно ответу, полученному от Главного государственного санитарного врача, все сделано в рамках законодательства и никаких дополнительных проблем для бизнеса нет.   

- Анализ практики обращений субъектов хозяйствования и работа в Межведомственной комиссии по освобождению от административных взысканий дают основания утверждать, что одной из наиболее существенных проблем развития предпринимательства остается сложившаяся в нашей стране система административной ответственности, которая нуждается в существенных корректировках. При этом речь идет не только о снижении уровня или отмене тех или иных видов штрафов, а, прежде всего, о совершенствовании методологии формирования и применения мер государственного принуждения, обеспечения их более полного соответствияцелям юридической ответственности, - подчеркнул Сергей Новицкий.

Поэтому Советом по развитию предпринимательства совместно с бизнес-союзами была организована работа по анализу законодательства, регулирующего административную ответственность субъектов предпринимательской деятельности, и выработке предложений по его совершенствованию. Результаты этой работы были представлены участникам заседания Валерий Фадеев, одним из авторов аналитической записки, подготовленной по результатам исследования.