Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Официальные документы

Распечатать 29.06.2018

Аналитическая записка с исследованием проблем и перспектив развития системы таможенного транзита и гарантий при осуществлении международных автомобильных перевозок направлена в Правительство

В соответствии с решением состоявшегося 22 июня 2018 года заседания Совета в адрес Правительства направлена аналитическая записка с исследованием проблем и перспектив развития системы таможенного транзита и гарантий при осуществлении международных автомобильных перевозок.

В числе ключевых проблем были определены следующие:

1. недостаточная техническая готовность таможенных органов к работе в условиях, определяемых Таможенным кодексом Евразийского экономического союза;

На практике это проявляется в отсутствии необходимых программных продуктов для внедрения электронного документооборота, а также технических и инфраструктурных возможностей для упрощения работы уполномоченных экономических операторов (в частности, речь идет об оформлении в первоочередном порядке процедуры таможенного транзита в пограничных пунктах пропуска).

2. отсутствие в г. Минске и Минском районе пунктов таможенного оформления (ПТО) с круглосуточным режимом работы, вследствие чего у субъектов хозяйствования не имеется возможности для обращения в ночное время за продлением сроков доставки или внесением изменений в транзитные декларации;

На практике это приводит не только к дополнительным издержкам перевозчиков, но и к ухудшению качества услуг.

3. минимальные возможности электронного бронирования мест в очереди на границе;

В настоящее время услуга электронного бронирования доступна только на погранпереходах Котловка и Григоровщина. Поэтому забронировать очередь на конкретный автомобиль, например, на пятницу можно не позднее четверга предыдущей недели, что с учетом загрузок и расстояний движения не всегда представляется возможным.

4. отсутствие альтернативы платным программным продуктам для подачи в таможенные органы электронного предварительного информирования (ЭПИ).

Например, ежемесячные расходы ООО «Интертрансавто» только на передачу информации составляют порядка 4 000 долларов США. При этом подготовка, формирование и пересылка ЭПИ осуществляется сотрудниками компании. Следует отметить, что практически во всех странах-участницах ЕАЭС существуют бесплатные способы подачи ЭПИ.

Совет считает целесообразным выработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию организации работы ПТО, а также удешевлению процедур, связанных с осуществлением таможенного транзита.

Кроме того, в целях совершенствования международной системы таможенного транзита и гарантий при осуществлении международных автомобильных перевозок предлагается:

Во-первых, увеличить гарантийное покрытие по книжке международной дорожной перевозки (МДП) на территории Республики Беларусь до 100 000 евро.

В настоящее время в Республике Беларусь максимальная сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин по книжке МДП составляет 60000 евро, что, по мнению экспертов Ассоциации «БАМАП», не отвечает современным требованиям экономики, зачастую является причиной того, что универсальная система МДП перестает работать в полном объеме.

Если стоимость перевозимого по территории страны товара превышает установленный предел гарантий, транспортной компании необходимо искать иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, обращаться к посредникам, что влечет дополнительные финансовые и временные расходы, образование очередей в пограничных пунктах пропуска.

По данным Ассоциации «БАМАП» с 25 апреля по 15 мая 2018 г. только в отношении белорусских перевозчиков при въезде на территорию Республики Беларусь были закрыты свыше 400 книжек МДП по причине недостаточного гарантийного обеспечения.

Стоит отметить, что в настоящее время уже 32 государства, среди которых страны Евросоюза, страны-участницы ЕАЭС – Армения и Кыргызстан, а также Украина, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Китай и др., увеличили предел гарантии до 100 000 евро.

Кроме того, согласно Закону Республики Беларусь от 11 мая 2018 г №99-З, Республика Беларусь присоединилась к Соглашению между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок (далее – Соглашение ШОС).

При автомобильных перевозках товаров из Европы в Китай наиболее оптимальным путем, с точки зрения логистики, является путь транзитом через Республику Беларусь. При увеличении гарантийного покрытия по одной книжке МДП до 100 000 евро количество транзитных перевозок увеличится, что будет иметь положительный эффект для экономики Республики Беларусь. Различный же уровень гарантийного покрытия на территории ЕАЭС и в Китае будет являться сдерживающим фактором при принятии решения о перевозке дорогостоящих товаров.

Во-вторых, активизировать внедрение электронных и информационные технологии в систему МДП. В частности, речь идет о реализации проекта e-TIR, предполагающего применения электронной формы книжки МДП.

По оценкам экспертов, е-TIRпозволяет более эффективно организовать процесс транспортировки грузов, поскольку перевозчик освобождается не только от необходимости оформления в таможенных органах транзитной декларации (с учетом национальных особенностей), но и от необходимости предоставления в таможенный орган книжки МДП в бумажном виде. Кроме того, использование e-TIRпозволяет экономить время, затрачиваемое на покупку бумажной версии книжки МДП.

Данная система также представляет интерес и для таможенных органов, поскольку позволяет снизить объемы работ с документами, упростить и ускорить осуществление таможенного контроля. Таможенные органы при работе с электронной книжкой МДП будут иметь возможность доступа к данным МДП, предоставляем всеми предыдущими таможенными пунктами, включая декларацию, принятую в таможенном пункте отправления, номер пломбы и др.

Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) выразил готовность по инвестированию в систему e-TIRи созданию благоприятных условий для скорейшей реализации инновационного проекта по компьютеризации процедуры МДП, т.е. МСАТ готов финансировать расходы, связанные с разработкой, техническим обслуживанием и реализацией международной системы e-TIR.

Деловыми кругами Беларуси и Литвы высказывалась заинтересованность в организации межгосударственного пилотного проекта. Однако данная инициатива не получила поддержки со стороны Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

В то же время, вступивший в силу с 1 января 2018 г. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни, подачу таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов. В этой связи внедрение электронных и информационных технологий в систему МДП будет очередным шагом в развитии данного процесса.