08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Официальные документы
О состоянии развития предпринимательства в 1 квартале 2016 года
Взаимодействие Совета по развитию предпринимательства с деловыми союзами и ассоциациями, а также обращения субъектов хозяйствования свидетельствуют о том, что ситуация в предпринимательском секторе страны является довольно сложной, что обусловлено существенным снижением экономической активности, а также падением покупательского спроса населения.
В связи с этим перед всеми субъектами хозяйствования, не зависимо от размера и формы собственности, встают задачи поиска новых возможностей для функционирования и развития, повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Мировой опыт свидетельствует, что дополнительным источником экономического роста в условиях, когда традиционные институты и технологии уже не могут дать должной отдачи, становятся новые формы организации бизнеса, в том числе внедрение кластерной модели развития экономики.
Для обсуждения ситуации и оценки перспектив развития кластеров в Республике Беларусь Советом при экспертной поддержке Восточного комитета германской экономики 28 января 2016 г. был организован «круглый стол» на тему «Кластерное развитие экономики: зарубежный опыт и возможности его применения в Беларуси».
В работе «круглого стола» приняли участие немецкий и российские эксперты, которыми были представлены практические аспекты реализации кластерной политики в Германии, опыт управления развитием кластерных систем в России; отражено влияние кластеров на инновационное развития экономики Российской Федерации.
По результатам обсуждения зарубежного и отечественного опыта в области кластерного развития участниками «круглого стола» был сформулирован ряд предложений по активизации процесса формирования кластеров в Беларуси, в том числе:
- реализация мер по ускоренному развитию предпринимательства в обрабатывающих отраслях промышленности и научно-техническом комплексе, расширение сферы аутсортинга, налаживание производственной кооперации и субконтрактных отношений между малыми и крупными предприятиями;
- интеграция кластерного подхода, основанного на развитии кооперации и конкуренции субъектов различных форм собственности, в стратегические документы, определяющие инновационно-промышленную политику страны;
- разработка и внедрение механизмов государственной финансовой поддержки перспективных проектов, стимулирующих формирование сетевых структур с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, научных и исследовательских учреждений, предпринимательских союзов и ассоциаций;
- выделение на конкурсной основе специальных грантов региональным органам власти и отраслевым ассоциациям для поддержки комплексных инициатив по развитию кластеров;
- формирование инфраструктуры по оказанию информационно-методической поддержки процессов кластеризации (создание на базе действующей инфраструктуры поддержки предпринимательства сети центров кластерного развития);
- популяризация идеи кластерного развития экономики, организация серии обучающих мероприятий для представителей бизнеса и органов государственного управления;
- создание системы мониторинга и оценки реализации кластерных инициатив;
- развитие международного сотрудничества в сфере кластерной политики.
Реализация предложенных мер позволит сформировать условия для кластерного развития экономики, создаст новые рыночные ниши для субъектов малого и среднего предпринимательства, будет способствовать развитию предпринимательства в новых, перспективных направлениях.
В то же время, чем больше звеньев имеет производственная цепочка, чем более широкий круг партнеров имеет тот или иной субъект, тем большее количество рисков сопровождают его бизнес, так как увеличивается угроза роста взаимных обязательств и неплатежей.
В этой связи крайне актуальным является формирование правовых условий, дающих возможность столкнувшемуся с проблемами субъекту хозяйствования оздоровить свое финансовое положение.
Международный опыт регулирования процессов экономической несостоятельности и банкротства, а также направления совершенствования законодательства Республики Беларусь в данной сфере, были обсуждены в ходе «круглого стола», организованного 18 марта 2016 года Советом при экспертной поддержке Восточного комитета германской экономики.
В работе «круглого стола» приняли участие представители Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда, Министерства экономики, предпринимательских союзов и ассоциаций, а также адвокаты, антикризисные управляющие, юристы банков и предприятий, ученые и журналисты.
Участники «круглого стола» обсудили предложения делового сообщества к проекту изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», которые после доработки по результатам дискуссии направлены в Совет Министров.
В числе других актуальных проблем малого и среднего можно выделить следующие:
- рост платежей за арендуемые помещения в связи с расширением практики увеличения до 3-х повышающего коэффициента к ставке арендной платы, а также с индексацией с 1 апреля т.г. ее базового значения;
- до настоящего времени не решены проблемы, возникшие у субъектов хозяйствования в связи с применением отдельных норм Декрета Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (вопрос правомерности применения льгот, предусмотренных подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета);
- сохранение бюрократизма при выполнении государственными органами административных процедур, особенно при выдаче лицензий (Министерство здравоохранения) и разрешений на установку кондиционеров, антенн и т.д. (райисполкомы).