Электронное обращение
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Официальные документы

Распечатать 25.07.2018

Совет направил предложения по развитию рынка страховых услуг

С целью выработки предложений по развитию отечественного рынка страхования Советом по развитию предпринимательства был организован ряд встреч с участием представителей Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, а также страховых организаций и страховых брокеров.

Рынок страховых услуг, как часть финансовой системы, выполняет функцию стабилизатора, обеспечивающего устойчивое развитие экономики страны. Вместе с тем, отсутствие четкого правового регулирования отдельных вопросов данной сферы отношений создает условия неопределенности и сдерживает развитие рынка страховых услуг.

По результатам обсуждения были сделаны выводы о необходимости правового урегулирования вопросов, касающихся привлечения страховым брокером к сотрудничеству физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, на основе гражданско-правовых договоров.

Подобная практика, которая широко распространена в различных странах, включая Российскую Федерацию и Украину,имеет высокий экономический и социальный эффект, поскольку, с одной стороны, позволяет информировать широкие слои населения о существующих предложениях по страхованию, с другой, – обеспечивает занятость и дополнительный доход граждан.

Вместе с тем, реализация указанного механизма сопряжена с определенными рисками, в числе которых:

1. Риск одновременного расторжения большого количества договоров страхования и необходимости возврата страховых взносов за все время их действия.

Так, в Республике Беларусь лицо, застраховавшее жизнь, даже при отсутствии страхового случая, вправе потребовать возврата всей суммы страховых взносов, за исключением расходов на ведение страхового дела (порядка 8 процентов от суммы взносов). При расторжении договора страхования страховые компании, в свою очередь, в бесспорном порядке взыскивают с брокера всю сумму выплаченной ему комиссии, а брокер, выплатив ранее из этой суммы вознаграждение сотруднику и взносы в ФСЗН, потерял их безвозвратно.

В этой связи требует совершенствования порядок определения размера выкупной стоимости страхового полиса. Также участники встреч пришли к выводу, что сумма, выплаченная страховой компанией брокеру, не должна подлежать возврату, что позволит минимизировать его риски, связанные с невозможностью выплат при досрочном расторжении договоров страхования. 

2. Риск некачественного оказания посреднических услуг по страхованию.

Во избежание этого целесообразно обязать страховых брокеров обеспечивать регулярное обучение своих сотрудников, причем как привлеченных по трудовым договорам, так и гражданско-правовым.

С целью гарантии того, что желающему застраховаться лицу разъяснены все важные аспекты договора страхования, рекомендовано разработать и выдавать застрахованному лицу памятку, содержащую все разъяснения.

Во избежание практики импульсивного заключения договора страхования физическим лицом (на эмоциях или под влиянием некачественной консультации страхового брокера и др.) предлагается установить, по опыту зарубежных стран, «период охлаждения», в течение которого после заключения договора клиент имеет право расторгнуть договор страхования и забрать свой взнос в полном объеме.

По результатам проведенных встреч в Совет Министров Республики Беларусь направлена информационная записка об отдельных аспектах отечественного рынка страхования и предложение о разработке проекта нормативного правового акта, регламентирующего вопросы использования реферальной системы в страховании, с учетом международного опыта ее применения, в том числе опыта стран ЕС и ЕАЭС.

мероприятияархив