Обратиться с вопросом
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Официальные документы

Распечатать 05.10.2016

Записка в Совет Министров по итогам заседания Совета

22 сентября 2016 г. состоялось очередное заседание Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь , в ходе которого были обсуждены меры по достижению прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год, и, в частности, по доведению удельного веса валовой добавленной стоимости, созданной субъектами МСП, до 30% от общего объема ВДС.

Реализация Директивы №4 и принятых в ее исполнение мер позволили создать необходимые предпосылки для поступательной динамики частного предпринимательства. За последние пять лет численность организаций малого и среднего бизнеса выросла больше чем на 17% (с 91 тыс. на 1.01.2012 г. до 107 тыс. на 1.01.2016 г.).

В то же время, очевидно, что потенциал частного предпринимательства, как фактора инновационного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности, задействован пока не в полной мере.

Так, доля малых и средних предприятий в ВВП страны за этот же период не увеличилась, а даже упала на 0,1 процентных пункта (с 21,2% до 21,1%).

Подавляющее большинство действующих субъектов МСП (более 86%) составляют микроорганизации (до 15 человек работающих), чуть более 11% относятся к категории малых и лишь 2% являются средними организациями. Отсюда – достаточно низкие инвестиционные возможности, ориентация  на торговлю и бытовые услуги, то есть на сферы с невысоким уровнем добавленной стоимости.

В этой связи Совет поддерживает инициативы Правительства по активизации частной инициативной деятельности, а также меры по совершенствованию условий ее осуществления, предусмотренные проектом Прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год (далее – проект Прогноза).

Снижение финансовых санкций за незначительные правонарушения, внедрение системы оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, сокращение административной нагрузки, создание специализированного гарантийного фонда, – все это меры, которые, несомненно, будут способствовать формированию благоприятной деловой среды.

Однако полагаем, что для достижения прогнозных показателей развития предпринимательства необходимы существенные структурные изменения частного сектора экономики, резкое повышение доли его субъектов, работающих в сферах с высокой добавленной стоимостью. Это, в свою очередь, требует стабилизации макроэкономической ситуации и восстановления темпов экономического роста. Для этого необходима выработка и реализация системы мер по стимулированию внутреннего спроса, активизации инвестиций со стороны предприятий и населения.

В целях финансового оздоровления субъектов хозяйствования и существенного повышения их инвестиционных возможностей предлагаются следующее меры:

- реструктуризация сложившейся банковской задолженности с предоставлением рассрочки по уплате процентов и сумм основного долга для предприятий, у которых ежемесячные суммы выплат по погашению и кредитов и процентов за пользование ими  составляет более 5% от объема реализации;

- снижение ставок по ранее выданным и новым кредитам до уровня инфляции плюс 2-3 процентных пункта;

- уменьшение нормы обязательных резервов для коммерческих банков, что позволит им проводить более гибкую политику в вопросах установления ставок по выдаваемым кредитам и по пролонгации сроков их погашения;

- организация взаимозачета дебиторской и кредиторской задолженности субъектов хозяйствования;

- предоставление права субъектам хозяйствования проводить уплату НДС по факту поступления оплаты за товар, но не позднее 60 дней со дня его отгрузки;

- внедрение механизма предоставления отсрочки до 90 дней по уплате таможенных пошлин и НДС на ввозимые для собственного производства сырье, материалы и комплектующие;

- постепенное снижение тарифов на энергоресурсы, отмена повышенного тарифа на электроэнергию, используемую для отопления и горячего водоснабжения; внесение изменений в Порядок расчетов за потребляемые энергоресурсы, исключение предоплаты за планируемый объем потребления ресурсов и штрафные санкции за ее невнесение;

- исчисление налога на недвижимость исходя из нормативной (а не рыночной) стоимости объектов;

- ограничение коэффициента увеличения базовой ставки арендной платы от 0,5 до 1 при сдаче в аренду помещений для организации производства продукции;

- установление права местных и областных советов депутатов увеличивать ставки налога на недвижимость не более чем в 1,5 раза;

- введение оценки кадастровой стоимости земли для установления ставок земельного налога в национальной валюте.

Реализация предложенных мер позволит улучшить финансовое состояние субъектов хозяйствования и создать предпосылки для активизации предпринимательства. Радикальное же увеличение вклада частного бизнеса в формирование темпов экономического роста требует выработки новой стратегии поддержки и развития данного сектора, разработка которой предусмотрена проектом Прогноза.

мероприятияархив