Электронное обращение
Мненияархив

20 июля 2018 г.

Почему инвесторам нужна защита от манипулирования общественным мнением

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

20 июля 2018 г.

Медленно, но верно

Жанна Рогова, директор ООО "Светлогорский деловой партнер"

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 14.12.2017

Проблемы налогообложения малых и средних предприятий

Государственной программой «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 - 2020 г.г. поставлена задача обеспечить к 2020 г. долю субъектов МСП в валовой добавленной стоимости страны на уровне 40% и в общей численности занятых в экономике в размере 41,7%. Это требует реализации комплекса мер по активизации предпринимательства, стимулированию процессов освоения его субъектами все новых сфер и видов деятельности, инвестирования средств частных компаний в перспективные инновационные проекты.

По результатам опроса представителей 404-х субъектов частного малого и среднего бизнеса, проведенного Исследовательским центром ИПМ в апреле-мае 2017 г.,[1] более 52% респондентов определили проблему налогообложения как один из наиболее существенных барьеров для развития.

Известно, что cубъекты МСП в зависимости от вида деятельности, численности занятых и годового объема выручки от реализации могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения.

Анализ проблем субъектов малого предпринимательства в связи с применением общей системы налогообложения включает два аспекта:

во-первых, оценку влияния действующего уровня налогообложения на экономическую активность субъектов и возможности их развития;

во-вторых, оценку степени сложности налогового законодательства, действующих процедур налогового администрирования, учета и отчетности.

Влияние действующей системы налогообложения на экономическую активность субъектов малого предпринимательства определяется следующими факторами:

- общий уровень фискальных изъятий;

- соотношение прямого и косвенного налогообложения в структуре доходов бюджета;

- механизм взимания основных налогов и платежей.

Рассмотрим каждый из перечисленных факторов.

Уровень фискальных изъятий

Характерной чертой действующей в нашей стране налоговой системы является высокий уровень централизации финансовых ресурсов (% к ВВП).

Справочно: доля фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН) в общем объеме ВВП составляла в течение последних лет 35-37%.

Как свидетельствуют опросы предпринимателей, высокая налоговая нагрузка является одним из ведущих факторов неудовлетворительного финансового состояния субъектов МСП.

Справочно: В течение 2012-2016 г.г. наблюдался перманентный рост числа убыточных предприятий. На начало 2017 г. 24,4% от общего числа малых и средних организаций имели убытки, тогда как на начало 2012 г. их доля составляла 19,8%.

В наиболее тяжелой финансовой ситуации оказались средние организации. Среди них удельный вес убыточных субъектов составил 24% и увеличился за последние 5 лет почти в 4 раза (6,2% на 01.01.2012 г.).

Ухудшение финансового состояния малых и микроорганизаций происходило не столь стремительными темпами: доля убыточных субъектов увеличилась с 16,1 до 27,4% и с 21,1 до 24,0% соответственно.

При этом наибольшая доля убыточных субъектов МСП оказалась в г. Минске (31% от их общего количества), а наименьшая – в Гродненской и Могилевской областях (17,2 и 17,6%% соответственно), далее по возрастанию убыточности следуют Гомельская (18,1%), Витебская (18,9%), Брестская (20,4%) и Минская (25,2%) области.

Ограниченные финансовые возможности сектора МСП непосредственно сказываются на инвестиционной активности субъектов данного сектора. По данным исследования ИПМ, в 2016 г. на сокращение инвестиций указали 27.8% респондентов, а в 2017г. – уже 35%.[2]

Структура налоговых изъятий

В структуре налоговых доходов бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес по объемам поступлений и по количеству налогов занимают косвенные налоги и платежи (почти 50%).

Теоретически источником уплаты косвенных налогов являются доходы конечных потребителей товаров (работ, услуг), то есть доходы населения. Но фактически вся финансовая ответственность за их сбор и уплату возлагается на их производителей (поставщиков). Временной лаг от уплаты НДС при ввозе сырья (товара), его переработки и сбыта (продажи) готовой продукции (товара) доходит до полугода и более. Обеспечивая уплату НДС по принципу отгрузки товара, производитель (поставщик) фактически кредитует бюджет, «вымывая» собственные оборотные средства.

Усугубляет положение хроническое нарастание дебиторской задолженности (согласно результатам опроса 2016 г. с проблемой роста дебиторской задолженности вследствие неплатежей контрагентов столкнулись 26.5% респондентов),[3] а также действующий порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Российскую Федерацию, требующий наличия подтверждения налоговыми органами факта уплаты НДС российским контрагентом.

Авансовый характер основных платежей существенно снижает не только инвестиционные, но даже воспроизводственные возможности малых предприятий, особенно на стадии их становления или освоения новых видов продуктов. 

Следующим фактором действующей системы налогообложения, оказывающим непосредственное влияние на состояние и динамику развития малого бизнеса, является механизм начисления и взимания основных налогов.

Множество ограничений в порядке формирования налогооблагаемой базы, предусматриваемых, как правило, не актами налогового законодательства, а документами, непосредственно регулирующими иные вопросы деятельности организаций (уровень оплаты труда работников, расходы на командировки, представительские расходы и т.д.), не только усложняет учет, но и является причиной неумышленных ошибок при расчете налогов.

Сложность налогового законодательства, действующих процедур налогового учета и отчетности обусловливает высокий уровень затрат субъектов хозяйствования на осуществление расчетов и уплаты налогов и сборов и оказывает непосредственное влияние на динамику и качество развития малого предпринимательства.

По результатам исследования голландской аутсорсинговой компании TMF Group, касающегося нормативно-правового регулирования, отчетности, бухгалтерии и налогов, Беларусь заняла 16-е место по сложности налоговых и бухгалтерских правил. Это стало худшим результатом среди стран-соседей. Ближайшую к Беларуси позицию заняла Латвия (36-я строка в рейтинге), дальше всех – Украина (72-я строка).

В связи с этим большую популярность среди субъектов МСП получила упрощенная система налогообложения (УСН).

По данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 1 марта 2017 г. УСН применяли свыше 64,5 тыс. организаций (более 35% от их общего количества), а также почти 136 тыс. индивидуальных предпринимателей (57,6% от общего количества состоящих на учете ИП).

Однако применение упрощенной системы налогообложения также не исключает целого ряда проблем для субъектов хозяйствования, а именно:

1) субъекты, применяющие УСН обязаны вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – книга учета доходов и расходов), который включает в себя, в частности:

- учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов (необходимость начисления, удержания и перечисления из заработной платы наемных работников сумм подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд);

- учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- учет расходов, производимых за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

- учет, необходимый для определения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов;

- учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Евразийского экономического союза;

- учет, необходимый для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

 2)  ведение книги учета доходов и расходов, не освобождает плательщиков налога при упрощенной системе от составления и хранения первичных учетных документов;

3)  субъекты, применяющие упрощенную систему, при реализации товаров (работ, услуг) обязаны обеспечить ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством;

4) в случае привлечения наемных работников требуется ведение персонифицированного учета и представление соответствующих отчетов в Фонд социальной защиты населения;

5) субъекты, работающие с применением УСН, не освобождаются от целого ряда других налогов, как-то: налога на недвижимость, налога на землю, НДС при ввозе товаров на таможенную территорию страны, налога на доходы иностранных организаций;

6) в валовую выручку субъектов, применяющих УСН и сдающих в аренду помещения, включаются суммы платежей арендаторов, поступающих на счет арендодателя в качестве оплаты за коммунальные услуги и электроэнергию, которые затем транзитом следуют на счета соответствующих обслуживающих организаций. Включение указанных платежей в состав выручки приводит к необходимости арендодателя обложения их налогом, который не может быть компенсирован ему арендатором.

Действующая ситуация негативно влияет на финансовое положение субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также сдерживает частные инвестиции в создание объектов недвижимости.

Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения не обеспечивает для ее пользователей существенного снижения налоговой нагрузки, а также упрощения учета и отчетности, что не лишает их необходимости наличия в штате бухгалтера, имеющего надлежащее образование и опыт работы либо привлечения услуг специализированных организаций.

Материал подготовлен в рамках реализации проекта ПРООН "Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь"

[1] http://www.research.by/publications/surveys-of-business/1701/

[2] Шиманович Г. Развитие сектора малого и среднего бизнеса в Беларуси в 2016 г. - Дискуссионный материал Исследовательского центра ИПМ PDP/17/01, с.12

[3] Белорусский бизнес 2016: состояние, тенденции, перспективы, с.14-15

мероприятияархив