Мненияархив

06 ноября 2019 г.

Что сделано за 20 лет работы Совета и какие проблемы бизнеса решаются прямо сейчас

Татьяна Быкова, руководитель исполнительной дирекции Совета по развитию предпринимательства

25 марта 2019 г.

Почему новый порядок учета командировочных расходов сэкономит бизнесу уйму времени и усилий

Валентин Байко, председатель общего собрания участников СООО "Конте Спа"

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 12.10.2015

Ответ Министерства здравоохранения на обращение Совета по развитию предпринимательства

Министерство здравоохранения Республики Беларусь по поручению Совета Министров Республики Беларусь от 17.09.2015г. № 38/535-91, 535-93, 573-171 в связи с обращением от 16.09.2015 г. № 139-02/02, сообщает следующее.

Защита жизни и здоровья населения является одной из составных частей обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

В качестве превентивной меры в целях защиты внутреннего потребительского рынка от поступления небезопасной продукции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 666 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156" (далее - постановление № 666) введена административная процедура – государственная санитарно-гигиеническая экспертиза товаров зарубежного производства. Постановление №666 было принято в рамках полномочий, предоставленных Законом Республики Беларусь "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) и является одной из правовых и организационных основ предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза определена статьей 16 Закона и представляет собой один из механизмов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основной целью государственнойсанитарно-гигиенической экспертизы является: комплексная оценка воздействия факторов среды обитания человека на санитарно-эпидемиологическую обстановку, жизнь и здоровье человека, предотвращение неблагоприятного воздействия объектов, подлежащихгосударственнойсанитарно-гигиеническойэкспертизе, на жизнь и здоровье населения, а также оценка соответствия принимаемых решений в процессе хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Следовательно, государственная санитарно-гигиеническая экспертиза законодательно закреплена уже с 2012 года и не является новшеством, которое требует всестороннего и масштабного обсуждения.

Одновременно отмечаем, что государственная санитарно-гигиеническая экспертиза в обязательном порядке осуществлялась с конца 2013 года в отношении алкогольной продукции, ввозимой на территорию республики. Кроме того, оформление санитарно-гигиенических заключений осуществлялось и на другую продукцию по заявлениям субъектов хозяйствования.

На стадии разработки подготовленный проект постановления о введении государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства в установленном порядке прошел согласование в Министерстве экономики, Министерстве финансов, Министерстве юстиции, Министерстве торговли, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Государственном комитете по стандартизации. Кроме того постановление №666 имеет положительное заключение криминологической экспертизы ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь".

Законом Республики Беларусь от 09.10.2014 г. № 193-3 "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) Республика Беларусь заявила о добросовестном выполнении своих обязательств в рамках Договора, основной целью которого является, в том числе, свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Договором установлено, что регулирование механизмов обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и территории Сторон осуществляется на уровне государств-участников Евразийского экономического союза (далее - Союз).

В соответствии со статьей 101 Договора санитарно-эпидемиологический государственный контроль (надзор) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляется и оформляется в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.

Согласно п.2, статьи 57 Договора к продукции (товарам), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и процедуры.

Следует обратить внимание на то, что согласно п.З. Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение № 12 к Договору) государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в порядке, утверждаемом Комиссией, проводится на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза.

Кроме того, на основании п. 6 указанного Протокола государства-члены ЕАЭС имеют право вводить временную санитарную меру.

Справочно: За истекший период по результатам лабораторных исследований проведенных санитарно-эпидемиологической службой в ходе надзорных мероприятий порядка 82,0% от числа выявленных несоответствий приходится на продукцию зарубежного производства, реализуемую на потребительском рынке страны. При этом, вся несоответствующая продукция сопровождалась декларациями либо сертификатами, оформленными в рамках действующих технических регламентов Таможенного союза.

О наличии проблем по несоответствию товаров сопровождаемых сертификатами и декларациями свидетельствуют и вынесенные Госстандартом предписания о прекращении действия на территории Республики Беларусь порядка 23 сертификатов и деклараций соответствия техническим регламентам Таможенного союза, зарегистрированных органами по сертификации Российской Федерации и запрещении ввоза и обращения такой продукции.

Таким образом, введенная постановлением № 666 государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства не вступает в противоречие с Договором, а является национальным механизмом защиты жизни и здоровья населения республики.

Справочно. Аналогичные меры принимаются и на территории Российской Федерации, Республики Казахстан, которые, кроме участия в Союзе, являются членами ВТО.

Дополнительно информируем, что для снижения административной нагрузки на субъекты хозяйствования Министерством здравоохранения определены различные схемы проведения государственной санитарно- гигиенической экспертизы.

Учитывая, что одним из основных условий проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции является наличие протоколов лабораторных исследований (испытаний), выполненных лабораториями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь при оформлении санитарно-гигиенических заключений предусмотрена возможность использования имеющихся протоколов, выполненных в рамках производственного контроля, декларирования и сертификации, проведения лабораторных испытаний производителем продукции либо его уполномоченным представителем для дальнейшей передачи импортерам Республики Беларусь, распространения результатов испытания типового представителя на группу однородной продукции, также установлены сроки действия протоколов от года до трех в зависимости от вида продукции.

В среднем стоимость проведения лабораторных исследований составляет от 500 тыс. рублей до 4,5 млн. рублей в зависимости от вида и состава продукции, а также объема проводимых исследований. Сроки проведениялабораторных исследований определяются соответствующими методиками.

Оформление непосредственно санитарно-гигиенического заключения также не несет значительных финансовых и временных затрат (2-4 дня, около 300 тысяч белорусских рублей).

Поэтому, если субъект хозяйствования законопослушный и проводил эффективный производственный, в том числе лабораторный контроль то дополнительных финансовых затрат для проведения государственной санитарно-гигиенической не потребуется.

Заместитель Министра - Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь

И.В.Гаевский

мероприятияархив