Мненияархив

06 ноября 2019 г.

Что сделано за 20 лет работы Совета и какие проблемы бизнеса решаются прямо сейчас

Татьяна Быкова, руководитель исполнительной дирекции Совета по развитию предпринимательства

25 марта 2019 г.

Почему новый порядок учета командировочных расходов сэкономит бизнесу уйму времени и усилий

Валентин Байко, председатель общего собрания участников СООО "Конте Спа"

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 11.06.2015

Ответ Минстройархитектуры по поводу введения института аттестации юридических лиц и ИП, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2015 г. № 09/133-5,143-45 Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь подготовлен следующий ответ на вопросы члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Новицкого С.Г.

- Какие задачи, сложные вопросы в строительстве удалось решить в результате введения института аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений? Достигнуты ли цели, которые ставились при его введении?

- Основная цель, которая ставилась при введении процедуры аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это допуск на строительный рынок Республики Беларусь участников, готовых и способных обеспечить стабильное качество выполняемых работ и предоставляемых услуг.

Аттестат соответствия подтверждает наличие у его обладателя опыта работы, системы управления качеством и охраной труда в организации, обеспеченность основными средствами, квалифицированным персоналом, средствами измерений и контроля.

К организациям, работающим на объектах повышенной сложности, предъявляются более жесткие требования к допуску на рынок строительных услуг в целях защиты жизни, здоровья граждан, их имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно назначения и безопасности сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий, работ в строительстве.

На 20 мая 2015 г. в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее — постановление № 252) выдано 8431 аттестат соответствия, из которых около 63% аттестатов от их общего количества — на осуществление строительной деятельности, 23% — на проектную деятельность, 10 % — на осуществление функций заказчика, застройщика в строительстве, в том числе технического надзора, около 2% на инженерные изыскания и около 2% на обследование строительных конструкций зданий и сооружений.

В настоящее время во главе угла при проведении процедуры допуска на строительный рынок стоит квалификация персонала. Только наличие квалифицированного кадрового состава определит место проектировщика, подрядчика, инженерной организации на рынке нашей страны.

Необходимым условием получения аттестата соответствия является наличие в штате заявителя-специалистов, имеющих квалификационные аттестаты, соответствующие выполняемому виду деятельности.

Таким образом, благодаря квалификационным требованиям, предъявляемым к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, повысилась персональная ответственность каждого специалиста и руководителя за результаты работы.

Также ранее существовала такая проблема, как нерегулярное повышение квалификации специалистами.

Нормами Положения об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденного постановлением № 252, определено, что процедуре аттестации должно обязательно предшествовать повышение квалификации претендента по заявляемой специализации аттестации, которое проводится не реже одного раза в пять лет.

Кроме того, на сегодняшний день установлены требования к руководителю организации, как правило, это обязательное наличие высшего образования по профилю, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства, и стажа работы в области строительства, что позволяет держать на должном уровне квалификации управленческий персонал организаций. При этом стоит отметить, что под руководителем организации понимается генеральный директор (директор), технический директор (главный инженер), их заместители, индивидуальный предприниматель.

Институт аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей способствует улучшению качества строительства. Так, в настоящее время получить разрешение органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ можно только при наличии у заявителя специалистов, имеющих соответствующее образование и опыт работы, что вытекает из требований при получении необходимых разрешительных документов - аттестатов соответствия.

При направлении проектной документации на государственную экспертизу к заявлению прилагается перечень специалистов с указанием полученных ими квалификационных аттестатов по каждому из разработанных разделов проектов, а также аттестатов соответствия на право осуществления функций генерального проектировщика, разработку предпроектной (предынвестиционной) документации и разделов проектной документации, непредставление которых является основанием для отказа в проведении государственной экспертизы проектной документации.

При выполнении функций генерального подрядчика, а также при комплексном управлении строительной деятельности на объектах первого и второго классов сложности к организациям предъявляются требования по наличию основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, что исключает допуск к строительству таких объектов фирм-однодневок, не располагающих ни человеческими резервами, ни техническими средствами, ни финансовыми средствами, как для реализации проектов, так и для покрытия ущерба в случае невыполнения договорных обязательств.

Также при осуществлении архитектурной, градостроительной, строительной деятельности к участникам строительной деятельности предъявляются требования по наличию сертифицированных систем управления качеством, что способствует повышению качества выполняемых работ, предоставляемых услуг организациями строительной отрасли, получившими сертификаты соответствия, выданные в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001.

К проектированию и строительству зданий и сооружений первого и второго классов сложности допускаются организации, имеющие опыт работы на соответствующих объектах. Таким образом, исключается возможность получения аттестатов соответствия первой и второй категорий вновь созданными организациями до момента их организационного и технического становления. Кроме того, к работам на таких объектах не будут допущены организации, не обладающие достаточным опытом и навыками.

Также нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру проведения аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особый акцент ставят на вопросах обеспечения охраны труда и техники безопасности. Организация должна подтвердить наличие системы управления охраной труда на предприятии, в том числе должно быть осуществлено проведение проверки знаний по вопросам охраны труда руководителем, его заместителями и ответственным за охрану труда в организации.

Таким образом, с введением института аттестации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений создана уникальная многоступенчатая система контроля и допуска на рынок только добросовестных и технически компетентных участников.

Следует отметить, что сегодня в режиме реального времени в свободном доступе на сайте уполномоченной Минстройархитектуры организации РУП «Белстройцентр» (www.bsc.by) любой желающий может получить информацию о всех разрешительных документах, имеющихся у организации или индивидуального предпринимателя, а также у работающих у них специалистах.

- Какой экономический эффект от введения данного института? Способствует ли, по Вашему мнению, его введение удешевлению строительства, улучшению ситуации со сроками и качеством строительства?

- На сегодняшний день еще не все участники строительной деятельности прошли процедуру аттестации, и нет полной картины для анализа их деятельности Процедура аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вводилась поэтапно в зависимости от класса сложности объектов:

- первого класса сложности — с 1 апреля 2014г;

- второго класса сложности — с 1 июля 2014г;

- третьего класса сложности — с 1 октября 2014 г;

- четвертого класса сложности — с 1 января 2015 г., что также не дает полной картины для оценки экономического эффекта от введения процедуры аттестации.

Вместе с тем, уже сейчас можно сказать, что проектирование и строительство объектов сегодня осуществляют только квалифицированные организации и индивидуальные предприниматели, и уровень возможного брака за счет некомпетентности руководителей и специалистов, отсутствия материальной базы, систем управления качеством и охраной труда, иных факторов снизился в разы.

мероприятияархив