Обратиться с вопросом
Мненияархив

11 января 2018 г.

Что необходимо для наращивания экспорта услуг автомобильного транспорта

Андрей Смоляр, председатель совета директоров ООО "Интертранс-авто"

04 января 2018 г.

Бизнес и власть должны одинаково понимать положения Декрета №7

Виктор Лемешевский, директор ООО "ПАК-управление"

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 17.12.2014

Операция «Банк» провалилась

Нашумевшее постановление Нацбанка от 29.09.2014 г. №599 «О плате за осуществление отдельных банковских операций», грозившее существенно увеличить расходы белорусского бизнеса, отменено. Здравый смысл возобладал. Пока.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Напомним, приняв постановление №599, регулятор с благой целью увеличения объема безналичных платежей предложил банкам многократно повысить ряд тарифов на расчетно-кассовое обслуживание, связанное с наличными деньгами. При этом также было предложено установить минимальный тариф за услуги эквайринга - не менее 0,8% от суммы операции в безналичной сфере для предприятий, работающих на потребительском рынке.

Документ вызвал, мягко говоря, недоумение среди белорусского бизнеса. Ведь до недавнего времени более 20 банков в стране осуществляли прием наличных денег бесплатно. После выхода постановления №599 они начали посылать своим клиентам «письма счастья» о пересмотре отношений. Реакция бизнеса оказалась настолько бурной, что 24 октября правительство было вынуждено провести срочное совещание по данному вопросу с участием вице-премьера Петра Прокоповича.

Накануне принятие документа обсудили представители властей и бизнеса. Инициаторами встречи выступили Минторг, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Республиканская конфедерация предпринимательства, Белорусский союз предпринимателей и Ассоциация розничной торговли. Данные, которые были озвучены во время дискуссии, заставляют констатировать, что власти в очередной раз не подумали перед тем, как что-то сделать. И вот почему.

По нашим подсчетам, в случае реализации постановления №599 затраты торговых организаций могли бы вырасти примерно в 2 раза, расходы на инкассацию - в 3-4 раза, на прием наличных - не менее чем в 8 раз. В целом издержки торговых предприятий страны составили бы более 1,7 трлн. руб. в год, что стимулировало бы существенное повышение цен.

Нацбанк же появление данного документа связал с необходимостью увеличить долю безналичных платежей в общем обороте денежных средств на территории страны как минимум до 50% уже к 1 января 2016 г. В частности, зампред правления Нацбанка Сергей Дубков заявил: «Наша цель - не поднять тарифы, а убрать перекрестное субсидирование. Тарифы устанавливают международные платежные системы. На них у Нацбанка нет влияния… Если мы будем слишком упорны, то они с этого рынка могут запросто уйти».

НЕ ПОЙТЕ, ФИНАНСЫ, РОМАНСЫ

По мнению Белорусского союза предпринимателей, разработчики постановления №599 явно превысили свои полномочия и нарушили сразу несколько правовых актов, в частности, Закон от 12.12.2013 г. №94З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», что способствовало формированию неоправданно высоких, монопольных цен в банковской сфере. Постановлением №599 банкам было рекомендовано с 1 октября 2014 г. предусматривать плату в размере:

• не ниже 10 руб. за 1 000 бел. руб. - за инкассацию наличных денежных средств;

• не ниже 1% от суммы операции - за прием наличных денежных средств через кассы банков;

• не ниже 0,8% от суммы операции - за эквайринг по операциям с использованием банковских платежных карточек.

Спрашивается, почему за пользование своей собственностью, за возможность с помощью банка превратить наличные деньги в безналичные регулятор заставляет платить нас? Где логика? Ведь даже Банковский кодекс не дает права Нацбанку устанавливать какие бы то ни было минимальные тарифы для банков.

При этом Нацбанк сетует на то, что не получает прибыль от работы с наличными деньгами. Зачем тогда поддерживается выпуск 50- и 100-рублевых купюр, почему не вводятся купюры, эквивалентные 50 и 100 долл., не проводится деноминация, в конце концов? Данные меры сократили бы издержки банковского сектора и при этом не нанесли такого вреда другим секторам экономики, который мог последовать при подобном развитии сценария.

Почему постановление №599 нацелено только на обеспечение рентабельности банков? Почему Нацбанк в нарушение Директивы №4, предполагающей согласование нормативных документов с деловым сообществом, при подготовке столь важного с Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь? В итоге получился очень нехороший прецедент: регулятор предпринял попытку улучшения материального состояния группы субъектов хозяйствования за счет другого бизнеса и населения в том числе. А это уже недопустимо…

Постановление №599 Нацбанка ущемляло интересы десятков тысяч людей, увеличив их затраты на проведение банковских операций, способствовало ускорению инфляции, а также создавало условия для поддержания монопольно высоких цен в банковском секторе. Поэтому в конце октября наш союз по просьбе десятков субъектов хозяйствования обратился в Департамент ценовой политики Минэкономики и предложил провести проверку соблюдения норм антимонопольного законодательства в связи с принятием постановления №599.

Изменение годовых расходов предприятий розничной торговли и общественного питания в случае реализации постановления
Нацбанка №599, по оценкам Республиканской конфедерации предпринимательства

РАНО РАДОВАТЬСЯ…

Справедливость восторжествовала, постановление №599 отменено постановлением Нацбанка от 30.10.2014 г. №672. Однако считаем, что бизнес-сообществу рано радоваться. Как отметил в последующем комментарии зампред правления Нацбанка Сергей Дубков, к данному вопросу рано или поздно придется вернуться: «Простые задачи по развитию безналичных розничных платежей уже решены - теперь настало время решения сложных задач. У нас есть два варианта: это произойдет, когда созреет рынок, а при существующей структуре денежных потоков предприятий это будет очень нескоро, либо мы будем вынуждены принимать эти решения уже на новом уровне, в новых экономических условиях, причем догоняя, а не опережая наших основных партнеров и конкурентов».

Александр Калинин, председатель ОО ”Белорусский союз предпринимателей“

Опубликовано в журнале "Директор", №11 (185) - ноябрь 2014

мероприятияархив