26 августа 2023 г.
Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решенияПредставители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения
21 февраля 2023 г.
Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развитияТатьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.
08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Новости по тегам
Омбудсмен по защите прав предпринимателей: зарубежный опыт
Термин «омбудсмен» трактуется как представитель, должностное лицо, контролирующее соблюдение законных прав субъектов органами исполнительной власти и должностными лицами. Возникновение понятия и самого термина «омбудсмен» относят к 1809 году и связывают с учреждением отдельного института парламентского контроля за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов в Швеции. В 1919 году омбудсмен появился в Финляндии и назначался также законодательной властью. Таким образом, этот институт изначально предполагался парламентским, независимым от исполнительной власти.
Наибольшее распространение институт омбудсмена получил после Второй мировой войны, когда защита прав человека стала первостепенной задачей, а сам институт омбудсмена из органа парламентского контроля за исполнительной властью трансформировался в государственный орган по защите прав граждан. Должность омбудсмена как уполномоченного по защите прав человека стала учреждаться при исполнительных органах власти.
В середине 90-х годов ХХ века повышение роли предпринимательского сектора в экономике и востребованность в защите и реализации прав бизнес-сообщества способствовали появлению института специализированных омбудсменов, защищающих права предпринимателей – бизнес-омбудсменов.
В настоящее время институт бизнес-омбудсмена учрежден более чем в ста странах. В разных странах бизнес-омбудсмены имеют разные названия и отличаются по объему своих полномочий, месту и роли в системе государственных органов. В некоторых государствах полномочия по защите прав предпринимателей и бизнеса в отношениях с государственными органами отнесены к омбудсменам по правам человека. Иногда саморегулируемые (независимые) бизнес-омбудсмены функционируют на базе союзов, ассоциаций предпринимательских структур или торгово-промышленных палат (Испания, Австрия). Однако в большинстве стран омбудсмены по правам предпринимателей существуют в статусе самостоятельных, независимых государственных органов (должностных лиц).
Так, в Швеции должность омбудсмена юстиции учреждена при парламенте страны. Главная его задача – контроль исполнения законодательства государственными органами, в том числе органами местного управления. Должность омбудсмена юстиции занимают 4 человека, каждый из которых курирует свое направление. Одним из таких направлений является надзор за устранением административных барьеров для развития бизнеса, что относится к компетенции омбудсмена по надзору за применением законов и других нормативных актов в сфере государственной службы. Контрольная деятельность этого омбудсмена распространяется на деятельность органов исполнительной власти, судов, прокуратуры, пенитенциарных органов и церкви. При этом контроль может быть инициирован по жалобе стороны, а также самим омбудсменом по итогам проведенных проверок либо при наличии фактов, освещенных в средствах массовой информации.
При осуществлении контрольной деятельности омбудсмен обладает широким кругом полномочий, таких как: право вынести предупреждение должностному лицу, действия (либо бездействие) которого нарушают права предпринимателя; обращаться в суд о защите нарушенных прав предпринимателей; запрашивать информацию у судов, административных органов; получать доступ к документам судов и административных органов (не исключая материалов, составляющих государственную тайну, кроме документов национальной безопасности в военной сфере); привлекать к работе в случае необходимости прокурора. Важно отметить наличие у омбудсмена права законодательной инициативы.
По итогам работы за год омбудсмен направляет свой отчет в парламент, а также придает гласности итоги проверок. Деятельность омбудсмена в Швеции финансируется из государственного бюджета.
В отличие от Швеции, в подавляющем большинстве других стран институт бизнес-омбудсмена подотчетен органам исполнительной власти и является частью этой ветви власти. При этом сам бизнес-омбудсмен и работники его аппарата имеют статус государственных служащих.
В Великобритании создана служба во главе с адъюдикатором (анг. adjudicator– третейский судья, арбитр), который уполномочен рассматривать жалобы на действия трех государственных органов: Управления налогов и таможни, Государственного управления по оценке и Управления по банкротству.
Аппарат адъюдикатора является частью Королевской налоговой и таможенной службы, но сам адъюдикатор таковым не является. Субъекты хозяйствования вправе обращаться к адъюдикатору только после неудовлетворительного рассмотрения жалобы на действия службы. При этом к компетенции адъюдикатора отнесено рассмотрение жалоб на допущенные ошибки (например, если информация использовалась неправильно или не учитывалась); необоснованные задержки (например, когда вопросы не были решены незамедлительно); плохие или вводящие в заблуждение разъяснения (например, была дана неточная информация); неудовлетворительное поведение персонала (например, грубые ответы или отказ от прослушивания); принятие решения без учета исключительных обстоятельств.
Для рассмотрения жалобы адъюдикатор вправе запросить у соответствующего государственного органа информацию о причинах принятия решения по возникшей ситуации. После чего жалоба может быть разрешена путем медиации (посредничества) либо вынесения рекомендации. В первом случае роль адъюдикатора заключается в достижении согласия двух сторон в разрешении спорного вопроса. Во втором случае готовится рекомендательное письмо к службе. Когда же адъюдикатор не может найти решение, то заявитель имеет право обратиться к парламентскому омбудсмену.
Во Франции институт омбудсмена носит название Медиатора, то есть посредника. Медиатор не выступает защитником прав и свобод, а «побуждает» государственный орган пересмотреть свои действия или бездействие. Медиатор во Франции является структурным подразделением Министерства экономики, финансов и промышленности и назначается решением Министра сроком на три года Предприниматели вправе обращаться к Медиатору напрямую, в отличие от Швеции, где к омбудсмену гражданин может обратиться только через члена парламента. Медиатор рассматривает жалобы предпринимателей, по итогам которых выносит рекомендации, направленные на улучшение работы соответствующих структурных подразделений министерства. Если же последнее настаивает на своей позиции, то Медиатор имеет право обратиться к министру с просьбой о необходимости принятия мер. По итогам своей работы Медиатор ежегодно предоставляет доклад министру, подлежащий опубликованию в средствах массовой информации. Следует отметить, что в других государственных органах и организациях Франции также функционируют медиаторы, полномочия которых ограничены соответствующей сферой. К ним относятся медиаторы почтовой службы, страхования, энергетической сферы, железнодорожного транспорта и другие (всего около 20)
В США институт бизнес-омбудсмена является частью Администрации по делам малого бизнеса (SBA). Национальный омбудсмен назначается главой SBAи является должностным лицом этой администрации. Финансирование деятельности омбудсмена осуществляется в рамках общего финансирования SBA. Главе SBA национальный омбудсмен представляет ежегодный отчет о своей деятельности. Отличительной чертой института национального омбудсмена США является то, что он занимается исключительно делами малого бизнеса. Еще одной его особенностью является наличие региональной сети офисов и представительств, которые официально называются «советы по справедливому правоприменению в малом бизнесе».
Кроме того, в отличие от практики других стран, национальный омбудсмен США обычно не завершает рассмотрение дела рекомендациями сторонам. Вместо этого рассмотрение дела заканчивается, как правило, прямым ответом государственного органа заявителю, а омбудсмен выполняет роль «бизнес-адвоката», нацеленного на то, чтобы вопрос был рассмотрен на нужном уровне и при этом были соблюдены принципы законности и справедливости.
Интересен опыт Национального омбудсмена США по оценке эффективности деятельности правительственных органов. Здесь существует практика составления рейтинга государственных органов, взаимодействующих с малым бизнесом. Этот рейтинг оценивает правительственные органы по следующим критериям:
- своевременность реагирования на обращения малых предприятий;
- качество реагирования на обращения малых предприятий;
- политика органа в плане отказа от репрессивных мер в отношении малых предприятий;
- содействие со стороны органов в обеспечении соблюдения требований законодательства;
- соблюдение закона SBREFA (Закона о справедливом правоприменении в малом бизнесе).
Первые два критерия оцениваются аппаратом Национального омбудсмена США на основании собственного опыта работы с соответствующим агентством (правительственным органом), последние три ¾на основе результатов анкетирования, которое аппарат омбудсмена проводит в государственных агентствах.
В Грузии институт бизнес-омбудсмена носит название налоговый омбудсмен. Данный институт появился благодаря налоговой реформе и был учрежден в 2011 году Налоговым кодексом. В законе указано, что обязанностями омбудсмена является надзор за защитой прав и законных интересов налогоплательщиков, выявление нарушения прав и содействие их восстановлению. В этом заключается особенность института омбудсмена в Грузии, который решает проблемы только в сфере налогообложения и не занимается урегулированием остальных проблем бизнеса.
Назначается налоговый омбудсмен Премьер-министром Грузии по согласованию с Председателем Парламента. Вопрос о прекращении полномочий омбудсмена решает Премьер-министр Грузии. Основы правового статуса омбудсмена прописаны в Налоговом кодексе страны, но непосредственная регламентация данного статуса осуществляется актом исполнительного органа. Жалобы налогоплательщиков передаются в специальный совет по разрешению налоговых споров при Министерстве финансов, в заседаниях которого омбудсмен вправе принимать непосредственное участие. Ежегодный отчет о деятельности омбудсмен представляет Комитету по бюджету и финансам парламента Грузии.
Как видно из приведенных примеров, основные функциональные обязанности бизнес-омбудсменов связаны с рассмотрением жалоб предпринимателей, вынесением заключений и направлением рекомендаций в государственные органы. У некоторых бизнес-омбудсменов есть право законодательной инициативы, то есть они вправе предлагать нормотворческому органу вносить изменения в действующее законодательство с целью улучшения условий для бизнеса (Швеция).У других такое право не предусмотрено, однако они могут выступать с предложениями по улучшению деятельности государственных органов (Великобритания, Франция).
Кроме того уполномоченный по защите прав предпринимателей наделен консультационными и информационными функциями (распространение информации о требованиях к продукции и услугам, о ситуации в той или иной отрасли), а также контрольными функциями за исполнением законодательства соответствующими ведомствами. Бизнес-омбудсмены уполномочены также запрашивать необходимую информацию от государственных органов, что предполагает получение копий документов, а также пояснительных записок.
Свои функциональные обязанности бизнес-омбудсмен выполняет путем предоставления независимого, но официально установленного канала, чтобы привлечь внимание соответствующего государственного органа к проблеме, и является посредником, высказывающим беспристрастное мнение и выдающим соответствующее заключение или рекомендацию.
Следует отметить, что бизнес-омбудсмены во всех странах принимают к рассмотрению жалобы только после того, как заявитель сделал попытку решить спорный вопрос с соответствующим государственным органом и эта попытка не привела к удовлетворительному результату. При этом практически во всех странах существует возможность подачи жалобы он-лайн посредством сети Интернет.
Общей чертой бизнес-омбудсменов во всех странах является то, что их деятельность носит гласный характер, то есть они регулярно отчитываются о проделанной работе перед органами государственной власти и общественностью. Их доклады публикуются в СМИ и размещаются на интернет-сайтах. Это способствует повышению доверия общества и бизнеса к данному правозащитному институту
Общие теоретико-методологические основания деятельности института омбудсмена и стандарты организации, которые могут быть применены к омбудсменам по защите прав предпринимателей, были сформулированы ООН и Венецианской комиссией Совета Европы (см. Резолюция ГА ООН 48/134 «Национальные институты для продвижения и защиты прав человека» и подготовленный Венецианской комиссией сборник лучших практических примеров законодательных актов, регулирующих учреждение и функционирование института омбудсмена в некоторых государствах). Эти документы позволяют выделить следующие основные характеристики института бизнес-омбудсмена.
Во-первых, целью создания института омбудсмена в государстве является защита прав отдельного человека или субъекта, в нашем случае субъекта хозяйствования, от недобросовестного государственного управления. Омбудсмен не решает споры между физическими лицами и юридическими лицами.
Основное предназначение бизнес-омбудсмена – оказание содействия предпринимателям в разрешении конфликтов с государственными органами. Создание института омбудсмена по защите прав предпринимателей признается необходимым в условиях недовольства деятельностью государственных органов со стороны предпринимателей, нестабильности правовых предписаний государственных органов в определении правил ведения предпринимательской деятельности, несовершенства контрольных механизмов, способных предотвратить нарушение прав предпринимателей.
Во-вторых, неотъемлемым качеством института омбудсмена является его независимость от государственных органов, которые он контролирует, а также отсутствие материальной заинтересованности в представлении интересов нуждающихся в защите субъектов хозяйствования, что обеспечивается совокупностью сразу нескольких факторов:
- назначением или избранием омбудсмена по решению Главы государства, Парламента, Главы Правительства либо иного высокого должностного лица;
- определением круга полномочий на уровне правовых актов высокой юридической силы, в том числе предоставлением омбудсмену определенных процессуальных прав и введением обязательности рассмотрения запросов и предписаний омбудсмена в государственных органах;
- созданием условий для реализации полномочий, в том числе финансовым и материальным обеспечением работы аппарата омбудсмена.
В-третьих, институт бизнес-омбудсмена представляет собой дополнительную гарантию реализации прав предпринимателей, не подменяя собой правоохранительные органы, суды и адвокатуру. В ряде случаев доступ к омбудсмену предоставляется субъектам хозяйствования после того, как ими пройдены судебные процедуры по защите законных интересов, а также рассмотрены обращения в правоохранительные органы. Помимо этого омбудсмен вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае, если проходит следствие по данному вопросу либо дело рассматривается в суде. В противном случае речь идет о наделении института омбудсмена полномочиями других правовых институтов.
В-четвертых, современное понимание омбудсмена направляет развитие такого института в русло «содействия» более эффективному государственному управлению, а не только защиты прав и законных интересов людей и субъектов хозяйствования. Для этого омбудсмены наделяются правом представлять рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности государственных органов, в том числе по принятию ими нормативных правовых актов.
В отличие от государственных органов омбудсмен не наделен существенными властными полномочиями и не вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты, Поэтому главным инструментом в его деятельности является придание публичного характера той или иной ситуации, что существенно стимулирует восприятие рекомендаций омбудсмена. Юридическая сила его обращения основывается не столько на законе, сколько на убедительности доводов омбудсмена и его способности завоевать доверие общества, парламента, административных органов, прессы. Поэтому очень важно, что на должность выбираются лица, изначально пользующиеся высоким доверием и авторитетом в стране.
Учреждение бизнес-омбудсмена (института уполномоченного по защите прав предпринимателей) в государстве способствует установлению диалога между государственными органами и предпринимательским сообществом. При этом бизнес-омбудсмен не должен рассматриваться исключительной инстанцией в решении проблем бизнеса и государства, а является дополнительной гарантией реализации прав предпринимателей.
Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации
В Российской Федерации бизнес-омбудсмен официально называется Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Эта должность была учреждена в 2012 г. специальным Указом Президента, в соответствии с которым Уполномоченный по защите прав предпринимателей должен отвечать «за организацию работы по внесудебному восстановлению нарушенных государственными органами прав бизнесменов, урегулирование возникающих споров между бизнесом и органами власти». Правовой статус Уполномоченного, его обязанности и полномочия были определены в Федеральном Законе «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» №78-ФЗ, принятом Государственной Думой и подписанном Президентом 7 мая 2013 г. (далее - Федеральный закон).
Аппарат уполномоченного первоначально находился в Администрации Президента Российской Федерации, однако с начала 2013 года работает на площадке Общественной палаты. В штате центрального аппарата работает 35 человек, являющихся госслужащими.
Следует отметить, что этот орган не является единственным институтом по защите прав предпринимателей. В 2012 г. в Генеральной прокуратуре было создано спецуправление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, подчиняющееся первому заместителю генпрокурора, а в 2013 г. начал действовать институт региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Таким образом, в настоящее время в государственных органах Российской Федерации действует несколько институтов по защите прав предпринимателей: заместители полпредов в федеральных округах, управление в Генеральной прокуратуре и центральный аппарат во главе с назначенным Президентом Уполномоченным по защите прав предпринимателей.
Федеральный закон определяет Уполномоченного по защите прав предпринимателей, как должностное лицо государственного аппарата, которое совместно с рабочим аппаратом является самостоятельным государственным органом с правами юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации. Уполномоченный по защите прав предпринимателей назначается на должность Президентом страны сроком на 5 лет, прекращение полномочий осуществляется также по решению Главы государства. Лицо может занимать данную должность не более двух сроков подряд.
Закон также содержит четкие требования к кандидату на должность Уполномоченного. Во-первых, претендовать на должность может только гражданин Российской Федерации с высшим образованием, достигший 30 лет. Во-вторых, лицо не может быть членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Лицо может заниматься только преподавательской, научной или творческой деятельностью.
В п.1 ст.2 Федерального закона определена главная задача Уполномоченного - защита прав и законных интересов предпринимателей на территории Российской Федерации и за ее пределами. Решению этой задачи подчинены основные направления деятельности Уполномоченного:
- рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и законных интересов предпринимателей, принятие мер по их восстановлению;
- контроль за соблюдением прав предпринимателей федеральными органами и органами местного управления;
- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности;
- взаимодействие с государственными органами и предпринимательским сообществом.
Важнейшим направлением деятельности Уполномоченного является работа с обращениями и жалобами. С жалобой к нему могут обращаться:
- субъекты предпринимательской деятельности, а также их представители, в т.ч. адвокаты;
- союзы, ассоциации, общественные объединения предпринимателей, органы государственной власти и управления, муниципальные органы, должностные лица, члены законодательных и представительных органов;
- близкие родственники гражданина - субъекта предпринимательской деятельности подозреваемого, обвиняемого, осужденного за совершение им преступления, связанного с его предпринимательской деятельностью, представители общественных организаций, действующие в интересах такого предпринимателя.
В п.1.ст.2 Федерального закона также указано, что с жалобой о нарушениях своих прав и законных интересов к федеральному омбудсмену могут обращаться российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность за пределами России.
На стадии принятия и рассмотрения жалоб Федеральный омбудсмен имеет право:
- оценивать поступившие жалобы на соответствие предъявляемым к ним требованиям (ч.4 ст.4 ФЗ);
- направлять поступившую жалобу в соответствующий государственный орган в рамках его компетенции;
- мотивированно отказывать в принятии жалобы к рассмотрению в предусмотренных законом случаях (ч.3 ст.4);
- оставлять без ответа по существу жалобы, содержащие нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан и должностных лиц, а также жалобы, содержание которых лишено логики и смысла.
В соответствии с ч.1 ст.5 ФЗ при рассмотрении жалобы по существу Уполномоченный имеет право:
- запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, которые не вправе уклоняться от предоставления указанной информации. В противном случае такой отказ должен квалифицироваться как воспрепятствование деятельности Уполномоченного, ответственность за которое предусмотрено статьей 17.2.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях;
- беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления;
- посещать без специальных разрешений подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В целях более оперативного и объективного рассмотрения жалоб, а также эффективного взаимодействия по этому вопросу с государственными органами федеральный бизнес-омбудсмен имеет право инициировать создание совместных рабочих групп по рассмотрению его обращений. В настоящее время в России действуют две такие группы:
- межведомственная рабочая группа, включающая аппарат Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченного по правам предпринимателей и представителей общероссийских организаций предпринимателей;
- совместная рабочая группа Уполномоченного и Министерства экономического развития – «Защита прав поднадзорных лиц».
В соответствии с ч.6 ст.4 Федерального закона при рассмотрении жалоб федеральный омбудсмен имеет право привлекать экспертов, т.е. лиц, обладающих знаниями в области экономики, права, налогов и сборов, государственного управления и проч.
Заключительный этап работы уполномоченного по защите прав предпринимателей с жалобами – принятие по ним решения. По результатам рассмотрения жалобы федеральный бизнес-омбудсмен обязан выполнить одно или несколько из определенных в ч.5 ст.4 Федерального закона действий:
- в случаях, если содержание жалобы не соответствует его компетенции, омбудсмен может разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в т.ч. форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством;
- омбудсмен также вправе передать жалобу в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Уполномоченный может инициировать проведение проверки вышестоящим в порядке подчиненности органом, должностным лицом или органом прокуратуры;
- в случае признания поступившей жалобы обоснованной, направить государственному органу или должностному лицу заключение с рекомендациями мер по восстановлению нарушенных прав заявителя;
- при выявлении случаев нарушения законности, направлять в соответствующие органы и организации обращения о привлечении виновных к юридической ответственности (п.7 ст.4);
- обратиться в суд.
В последнем случае Уполномоченный, в соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона, несет процессуальные обязанности истца и пользуется широким кругом процессуальных прав. Он вправе :
- обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц в случае, если они нарушают права и законные интересы предпринимателей, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
- обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
- участвовать в качестве защитника в делах об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности.
Важнейшим направлением деятельности Уполномоченного является контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей со стороны государственных органов. Контрольные полномочия бизнес-омбудсмена регламентированы ч.2,3,4,5, ст.6 Федерального закона. В этой связи он уполномочен:
- осуществлять сбор, обработку и анализ информации о состоянии защищенности прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- проводить анализ правоприменительной практики в области предпринимательской деятельности и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
- информировать органы государственной власти и общественность о положении дел с соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- принимать меры по пресечению и дальнейшему нераспространению практик, нарушающих права предпринимателей;
- принимать участие в выездной проверке в отношении заявителя в рамках государственного или муниципального контроля;
- одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права предпринимателей, выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления;
- направлять в органы государственной власти, обладающие правом законодательной инициативы (Президенту, Правительству, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательные органы субъектов Российской Федерации) мотивированные предложения «о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящиеся к сфере деятельности Уполномоченного» (ст.6 Федерального закона).
В ч.6 ст.6 Федерального закона закреплено также право бизнес-омбудсмена давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Реализация этого права, по сути, позволяет бизнес-омбудсмену осуществлять предварительный контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей уже на стадии подготовки и принятия ведомственных правовых актов соответствующими органами. Это право подкреплено обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления дать ответ о результатах рассмотрения заключения бизнес-омбудсмена в письменной форме в срок до 30 дней с момента его получения.
Как показывает практика, бизнес-омбудсмен активно пользуется предоставленными Федеральным законом полномочиями. Так, только за 2015 г. Президенту Российской Федерации было направлено омбудсменом одиннадцать предложений о принятии нормативных правовых актов, в том числе о синхронизации законов при амнистии капиталов и о создании единого реестра проверок. Последний нормативный акт уже в 2015 г. начал поэтапно реализоваться: Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2015 № 4151 были утверждены специальные Правила формирования и ведения единого реестра проверок, а 8 июня 2015 г. был принят Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 140-ФЗ. Причем этот закон был принят с учетом серьезных правок, внесенных аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Ключевую роль в поддержке и реализации законодательных инициатив бизнес-омбудсмена играет Межфракционная рабочая группа по защите прав предпринимателей в Государственной Думе Российской Федерации. Предлагаемые федеральным бизнес-омбудсменом инициативы обсуждаются на ее площадке и вносятся депутатами-участниками группы на рассмотрение Государственной Думы.
При непосредственном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в 2014 г. были подготовлены такие инициативы как шестой пакет гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере – проект федерального закона «Об амнистии капиталов»; проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части административной ответственности»; законопроекты, подготовленные в рамках работы общественных приемных Уполномоченного в регионах и др.
Как отмечалось выше, в связи с исполнением контрольных функций бизнес-омбудсмен должен регулярно информировать органы государственной власти и общественность о положении дел с соблюдением прав и законных интересов предпринимательского сектора. С этой целью по окончании каждого календарного года бизнес-омбудсмен обязан направлять доклад о результатах своей деятельности Президенту Российской Федерации. Этот доклад, по сути, является итоговым документом, содержащим анализ всей информации о результатах деятельности Уполномоченного, оценку условий, в которых функционирует бизнес в России, а также предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности. В ч.2 ст.3 Федерального закона содержится императивное требование об обязательном размещении ежегодного доклада Уполномоченного по правам предпринимателей на его официальном сайте в сети Интернет и публикации в Российской газете.
Первый доклад бизнес-омбудсмена был представлен Президенту Российской Федерации в мае 2014 г. Он содержал пять разделов, в которых подробно описывались все аспекты деятельности Уполномоченного за отчетный период. В докладе, частности, приводилась статистика обращений и контрольных проверок, описывались истории успеха, рассматривались инициативы бизнес-омбудсмена и их реализация в области совершенствования законодательства, правоприменительной практики и административных процедур. В отдельном пункте подробно излагались особенности проведения экономической амнистии, инициированной Экспертным советом при Уполномоченном, а также реализация проекта «Защита предпринимателей в РФ от коррупционных практик».
По данным доклада, в период с 2012 г. по первый квартал 2014 г. институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей было принято 6593 обращения, из которых 2091 поступило в центральный аппарат, а 4502 – к уполномоченным в регионах. Количество обращений по административным делам составило – 5232, по уголовным – 1361.
В докладе также была представлена классификация обращений на федеральном уровне, согласно которой первое место занимали жалобы предпринимателей по вопросам незаконного уголовного преследования (55, 4%), второе – жалобы по вопросам малого и среднего бизнеса (15, 0%), третье – по налогам (3, 2%).
Следует отметить, что по своей природе институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей имеет дуалистический, государственно-общественный характер, т.к. с одной стороны, является государственным органом с регламентированным федеральным законом статусом, а с другой стороны, призван реагировать на нарушения прав и законных интересов граждан-предпринимателей со стороны государственных органов и должностных лиц. В этой связи очевидно, что при осуществлении своей деятельности бизнес-омбудсмен должен находиться в постоянном взаимодействии как с органами государственной власти, так и общественными институтами. Отсюда понятно, почему два из пяти направлений деятельности института Уполномоченного связаны с развитием общественных институтов, защищающих права предпринимателей (п.3 ст.2 Федерального закона), и взаимодействием с государственными органами и бизнес-сообществом (п.4 ст.2).
Взаимодействие бизнес-омбудсмена с государственными органами реализуется посредством закрепленных за ним прав в области рассмотрения жалоб предпринимателей и регламентируется специальными соглашениями. В настоящее время такие соглашения о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов предпринимательской дея