26 августа 2023 г.
Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решенияПредставители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения
21 февраля 2023 г.
Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развитияТатьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.
08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Новости по тегам
О состоянии предпринимательства в III квартале 2015 года
Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2007 г. №11/102-55 Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь (далее – Совет) сообщает следующее.
Практика работы с бизнес-союзами и обращениями предпринимателей свидетельствует, что ключевыми проблемами субъектов хозяйствования в истекшем квартале стали:
1) взаимные неплатежи и нарастание дебиторской и кредиторской задолженности;
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь,кредиторская задолженность организаций на 1 августа 2015 года составила 326,9 трлн. рублей, в том числе просроченная – 50,3 трлн. или 15,4% общего объема кредиторской задолженности (на 1 августа 2014 года – 33 трлн. рублей, или 12,4%). По сравнению с 1 января 2015 года кредиторская задолженность выросла на 15,1%, а просроченная задолженность выросла на 31,3%.
Дебиторская задолженность, в целом, выросла за этот же период на 19,5%, просроченная – на 31,1%
Задержки с получением выручки от реализации продукции (работ, услуг) создают угрозу нарушения субъектами установленных сроков уплаты налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а, следовательно, чреваты штрафными санкциями. Все это, вкупе с предельно высокими ставками на заемные средства, ведет к «вымыванию» оборотных средств, снижению экономической активности и даже массовому закрытию бизнеса.
2) жесткие штрафные санкции, усугубляющие и без того сложное финансовое положение субъектов хозяйствования. Крайне актуальной проблемой стали участившиеся случаи конфискации грузов и транспортных средств в связи с нарушениями правил перевозки, неправильным оформлением фитосанитарных сертификатов на перевозимые грузы и другими нарушениями формального характера, не наносящими ущерба государственному бюджету;
В связи с этим Советом с участием специалистов предпринимательских союзов было проведено комплексное исследование действующей системы административной ответственности и выработаны предложения по ее совершенствованию.
В качестве основных проблем действующей административной ответственности в сфере предпринимательства были определены следующие:
- наличие практики перевода в сферу административной ответственности гражданско-правовых отношений и возможной гражданско-правовой ответственности;
- наличие мер ответственности за нарушение формальных процедур при отсутствии вредных последствий, а также без учета размера таких последствий;
- отсутствие единых подходов при установлении санкций за однородные правонарушения;
- установление фиксированных нижних границ штрафов, ведущее к относительно более суровому наказанию за незначительные правонарушения;
- наличие мер ответственности за фактически невиновные действия субъектов (например, конфискация предмета правонарушения, не являющегося собственностью правонарушителя);
- необоснованность размеров штрафных санкций, отсутствие зависимости размера штрафа от размера экономического ущерба, недостаток в системе санкций гибкости, дифференцирующей злостные нарушения и случайные ошибки;
- наличие случаев административной ответственности за нарушение порядка осуществления тех или иных правил и процедур, выполнение которых является затруднительным либо вообще невозможным с учетом предъявляемых требований, а также в связи с наличием нечетких формулировок, дающих возможность «усмотрения» (субъективного элемента) со стороны надзорных органов;
- превалирование обвинительного уклона при рассмотрении надзорными органами дел об административных правонарушениях;
- широкий круг органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях при отсутствии ответственности их сотрудников за неправомерные действия.
С целью дальнейшего совершенствования мер административной ответственности за правонарушения в предпринимательской деятельности предлагается:
- разработать концепцию новой редакции Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – Кодекс), содержание которой должно быть направлено на реализацию основополагающего принципа – приоритета прав и свобод граждан и юридических лиц;
- включить в качестве одного из ключевых принципов административной ответственности неприкосновенность права собственности;
- исключить практику перевода гражданско-правовых отношений в сферу административной ответственности;
- отказаться от ответственности (либо, как минимум, снизить размеры санкций) за нарушения формального характера;
- исключить установление мер административной ответственности в других, кроме Кодекса, нормативных правовых актах;
- обеспечить единообразный подход к установлению и применению санкций за однородные правонарушения;
- упразднить ответственность за фактически невиновные действия субъектов;
- обеспечить обоснованность размеров штрафных санкций, зависимость размера штрафа от размера экономического ущерба, наличие в системе санкций гибкости, дифференцирующей злостные нарушения и случайные ошибки;
- использовать дифференцированный подход к установлению штрафных санкций в зависимости от уровня дохода нарушителей или размеров бизнеса;
- с учетом специфики юридических лиц пересмотреть нормы о вине юридических лиц, поскольку в отношении указанных субъектов понятие вины представляется неоправданным;
- ввести аттестацию (либо иное подтверждение квалификации) для лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях;
- продолжить работу по совершенствованию правил и условий предпринимательской деятельности, в том числе административных процедур, совершаемых в отношении бизнеса.
В отношении процедур применения мер административной ответственности необходимо:
- сократить количество субъектов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях;
- передать в ведение судов все административные правонарушения, предусматривающие в качестве ответственности лишение специального права либо лишение права заниматься определенной деятельностью;
- включить в перечень мер административной ответственности приостановление деятельности с применением такой меры судом;
- исключить случаи, когда отдельные органы выступают в трех ипостасях: осуществляют регулирование в той либо иной сфере, контролируют соблюдение правил и рассматривают дела о нарушениях;
- совершенствовать практику административного процесса, обеспечить реальные права лиц-участников процесса и, прежде всего, лиц, привлекаемых к административной ответственности, повысить гласность при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
- наладить достоверный учет данных об административных правонарушениях и применяемых взысканиях.
Аналитическая записка, подготовленная по результатам исследования направлена в адрес Совета Министров Республики Беларусь.
3) существенное усложнение процедуры санитарно-гигиенической экспертизы товаров зарубежного производства, обусловленного принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №666 (далее – постановление №666).
В связи с многочисленными обращениями и вцелях обсуждения проблем применения постановления №666, а также выработки путей их решения 11 сентября 2015 г. Советом было организовано совещание с участием главного государственного санитарного врача Беларуси,представителей Министерства здравоохранения, Госстандарта и делового сообщества.
По мнению участников совещания, реализация норм постановления №666 чревата:
- возникновением дефицита по ряду товарных позиций;
- сокращением налоговых поступлений вследствие приостановки выполнения внешнеэкономических контрактов на поставку продукции (в т.ч. производственного назначения);
- ростом затрат субъектов хозяйствования в связи с издержками на выполнение дополнительных административных процедур и, как следствие, ростом цен;
- угрозой введения ответных мер нетарифного регулирования импорта со стороны стран-партнеров ЕврАзЭС.
В связи с этим было подготовлено обращение в адрес Совета Министров Республики Беларусь с предложениями:
- о приостановке на три месяца действия постановления №666;
- о создании рабочей группы с участием представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь и делового сообщества для выработки согласованного механизма реализации требований по санитарно-гигиенической регистрации импортируемой продукции и уточнения перечня товаров, подлежащих данной регистрации.
Кроме того, позиция делового сообщества по указанной проблеме вместе с протоколом совещания были направлены в адрес Премьер-министра Республики Беларусь.