Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 08.10.2015

О состоянии предпринимательства в III квартале 2015 года

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2007 г. №11/102-55 Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь (далее – Совет) сообщает следующее.

Практика работы с бизнес-союзами и обращениями предпринимателей свидетельствует, что ключевыми проблемами субъектов хозяйствования в истекшем квартале стали:

1) взаимные неплатежи и нарастание дебиторской и кредиторской задолженности;

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь,кредиторская задолженность организаций на 1 августа 2015 года составила 326,9 трлн. рублей, в том числе просроченная – 50,3 трлн. или 15,4% общего объема кредиторской задолженности (на 1 августа 2014 года – 33 трлн. рублей, или 12,4%). По сравнению с 1 января 2015 года кредиторская задолженность выросла на 15,1%, а просроченная задолженность выросла на 31,3%.

Дебиторская задолженность, в целом, выросла за этот же период на 19,5%, просроченная на 31,1%

Задержки с получением выручки от реализации продукции (работ, услуг) создают угрозу нарушения субъектами установленных сроков уплаты налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а, следовательно, чреваты штрафными санкциями. Все это, вкупе с предельно высокими ставками на заемные средства, ведет к «вымыванию» оборотных средств, снижению экономической активности и даже массовому закрытию бизнеса.

2)   жесткие штрафные санкции, усугубляющие и без того сложное финансовое положение субъектов хозяйствования. Крайне актуальной проблемой стали участившиеся случаи конфискации грузов и транспортных средств в связи с нарушениями правил перевозки, неправильным оформлением фитосанитарных сертификатов на перевозимые грузы и другими нарушениями формального характера, не наносящими ущерба государственному бюджету;

В связи с этим Советом с участием специалистов предпринимательских союзов было проведено комплексное исследование действующей системы административной ответственности и выработаны предложения по ее совершенствованию.

В качестве основных проблем действующей административной ответственности в сфере предпринимательства были определены следующие:

- наличие практики перевода в сферу административной ответственности гражданско-правовых отношений и возможной гражданско-правовой ответственности;

- наличие мер ответственности за нарушение формальных процедур при отсутствии вредных последствий, а также без учета размера таких последствий;

- отсутствие единых подходов при установлении санкций за однородные правонарушения;

- установление фиксированных нижних границ штрафов, ведущее к относительно более суровому наказанию за незначительные правонарушения;

- наличие мер ответственности за фактически невиновные действия субъектов (например, конфискация предмета правонарушения, не являющегося собственностью правонарушителя);

- необоснованность размеров штрафных санкций, отсутствие зависимости размера штрафа от размера экономического ущерба, недостаток в системе санкций гибкости, дифференцирующей злостные нарушения и случайные ошибки;

- наличие случаев административной ответственности за нарушение порядка осуществления тех или иных правил и процедур, выполнение которых является затруднительным либо вообще невозможным с учетом предъявляемых требований, а также в связи с наличием нечетких формулировок, дающих возможность «усмотрения» (субъективного элемента) со стороны надзорных органов;

- превалирование обвинительного уклона при рассмотрении надзорными органами дел об административных правонарушениях;

- широкий круг органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях при отсутствии ответственности их сотрудников за неправомерные действия.

С целью дальнейшего совершенствования мер административной ответственности за правонарушения в предпринимательской деятельности предлагается:

- разработать концепцию новой редакции Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – Кодекс), содержание которой должно быть направлено на реализацию основополагающего принципа – приоритета прав и свобод граждан и юридических лиц;

- включить в качестве одного из ключевых принципов административной ответственности неприкосновенность права собственности;

- исключить практику перевода гражданско-правовых отношений в сферу административной ответственности;

- отказаться от ответственности (либо, как минимум, снизить размеры санкций) за нарушения формального характера;

- исключить установление мер административной ответственности в других, кроме Кодекса, нормативных правовых актах;

- обеспечить единообразный подход к установлению и применению санкций за однородные правонарушения;

- упразднить ответственность за фактически невиновные действия субъектов;

- обеспечить обоснованность размеров штрафных санкций, зависимость размера штрафа от размера экономического ущерба, наличие  в системе санкций гибкости, дифференцирующей злостные нарушения и случайные ошибки;

- использовать дифференцированный подход к установлению штрафных санкций в зависимости  от уровня дохода нарушителей или размеров бизнеса;   

- с учетом специфики юридических лиц пересмотреть нормы о вине юридических  лиц, поскольку в отношении указанных субъектов понятие вины представляется неоправданным;   

- ввести аттестацию (либо иное подтверждение квалификации) для лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях;  

- продолжить работу по совершенствованию правил и условий предпринимательской деятельности, в том числе административных процедур, совершаемых в отношении бизнеса.

В отношении процедур применения мер административной ответственности необходимо:

- сократить количество субъектов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях;

- передать в ведение судов все административные правонарушения, предусматривающие в качестве ответственности лишение специального права либо лишение права заниматься определенной деятельностью;

- включить в перечень мер административной ответственности приостановление деятельности с применением такой меры судом;     

- исключить случаи, когда отдельные органы выступают в трех ипостасях: осуществляют регулирование в той либо иной сфере, контролируют соблюдение правил и рассматривают дела о нарушениях;

- совершенствовать практику административного процесса, обеспечить реальные права лиц-участников процесса и, прежде всего, лиц, привлекаемых к административной ответственности, повысить гласность при рассмотрении дел об административных правонарушениях;

- наладить достоверный учет данных об административных правонарушениях и применяемых взысканиях.

Аналитическая записка, подготовленная по результатам исследования направлена в адрес Совета Министров Республики Беларусь.

3) существенное усложнение процедуры санитарно-гигиенической экспертизы товаров зарубежного производства, обусловленного принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №666 (далее – постановление №666).

В связи с многочисленными обращениями и вцелях обсуждения проблем применения постановления №666, а также выработки путей их решения 11 сентября 2015 г. Советом было организовано совещание с участием главного государственного санитарного врача Беларуси,представителей Министерства здравоохранения, Госстандарта и делового сообщества.

По мнению участников совещания, реализация норм постановления №666 чревата:

- возникновением дефицита по ряду товарных позиций;

- сокращением налоговых поступлений вследствие приостановки выполнения внешнеэкономических контрактов на поставку продукции (в т.ч. производственного назначения);

- ростом затрат субъектов хозяйствования в связи с издержками на выполнение дополнительных административных процедур и, как следствие, ростом цен;

- угрозой введения ответных мер нетарифного регулирования импорта со стороны стран-партнеров ЕврАзЭС.

В связи с этим было подготовлено обращение в адрес Совета Министров Республики Беларусь с предложениями:

- о приостановке на три месяца действия постановления №666;

- о создании рабочей группы с участием представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь и делового сообщества для выработки согласованного механизма реализации требований по санитарно-гигиенической регистрации импортируемой продукции и уточнения перечня товаров, подлежащих данной регистрации.

Кроме того, позиция делового сообщества по указанной проблеме вместе с протоколом совещания были направлены в адрес Премьер-министра Республики Беларусь.

мероприятияархив