Обратиться с вопросом
Мненияархив

11 января 2018 г.

Что необходимо для наращивания экспорта услуг автомобильного транспорта

Андрей Смоляр, председатель совета директоров ООО "Интертранс-авто"

04 января 2018 г.

Бизнес и власть должны одинаково понимать положения Декрета №7

Виктор Лемешевский, директор ООО "ПАК-управление"

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 08.10.2015

О состоянии предпринимательства в III квартале 2015 года

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2007 г. №11/102-55 Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь (далее – Совет) сообщает следующее.

Практика работы с бизнес-союзами и обращениями предпринимателей свидетельствует, что ключевыми проблемами субъектов хозяйствования в истекшем квартале стали:

1) взаимные неплатежи и нарастание дебиторской и кредиторской задолженности;

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь,кредиторская задолженность организаций на 1 августа 2015 года составила 326,9 трлн. рублей, в том числе просроченная – 50,3 трлн. или 15,4% общего объема кредиторской задолженности (на 1 августа 2014 года – 33 трлн. рублей, или 12,4%). По сравнению с 1 января 2015 года кредиторская задолженность выросла на 15,1%, а просроченная задолженность выросла на 31,3%.

Дебиторская задолженность, в целом, выросла за этот же период на 19,5%, просроченная на 31,1%

Задержки с получением выручки от реализации продукции (работ, услуг) создают угрозу нарушения субъектами установленных сроков уплаты налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а, следовательно, чреваты штрафными санкциями. Все это, вкупе с предельно высокими ставками на заемные средства, ведет к «вымыванию» оборотных средств, снижению экономической активности и даже массовому закрытию бизнеса.

2)   жесткие штрафные санкции, усугубляющие и без того сложное финансовое положение субъектов хозяйствования. Крайне актуальной проблемой стали участившиеся случаи конфискации грузов и транспортных средств в связи с нарушениями правил перевозки, неправильным оформлением фитосанитарных сертификатов на перевозимые грузы и другими нарушениями формального характера, не наносящими ущерба государственному бюджету;

В связи с этим Советом с участием специалистов предпринимательских союзов было проведено комплексное исследование действующей системы административной ответственности и выработаны предложения по ее совершенствованию.

В качестве основных проблем действующей административной ответственности в сфере предпринимательства были определены следующие:

- наличие практики перевода в сферу административной ответственности гражданско-правовых отношений и возможной гражданско-правовой ответственности;

- наличие мер ответственности за нарушение формальных процедур при отсутствии вредных последствий, а также без учета размера таких последствий;

- отсутствие единых подходов при установлении санкций за однородные правонарушения;

- установление фиксированных нижних границ штрафов, ведущее к относительно более суровому наказанию за незначительные правонарушения;

- наличие мер ответственности за фактически невиновные действия субъектов (например, конфискация предмета правонарушения, не являющегося собственностью правонарушителя);

- необоснованность размеров штрафных санкций, отсутствие зависимости размера штрафа от размера экономического ущерба, недостаток в системе санкций гибкости, дифференцирующей злостные нарушения и случайные ошибки;

- наличие случаев административной ответственности за нарушение порядка осуществления тех или иных правил и процедур, выполнение которых является затруднительным либо вообще невозможным с учетом предъявляемых требований, а также в связи с наличием нечетких формулировок, дающих возможность «усмотрения» (субъективного элемента) со стороны надзорных органов;

- превалирование обвинительного уклона при рассмотрении надзорными органами дел об административных правонарушениях;

- широкий круг органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях при отсутствии ответственности их сотрудников за неправомерные действия.

С целью дальнейшего совершенствования мер административной ответственности за правонарушения в предпринимательской деятельности предлагается:

- разработать концепцию новой редакции Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – Кодекс), содержание которой должно быть направлено на реализацию основополагающего принципа – приоритета прав и свобод граждан и юридических лиц;

- включить в качестве одного из ключевых принципов административной ответственности неприкосновенность права собственности;

- исключить практику перевода гражданско-правовых отношений в сферу административной ответственности;

- отказаться от ответственности (либо, как минимум, снизить размеры санкций) за нарушения формального характера;

- исключить установление мер административной ответственности в других, кроме Кодекса, нормативных правовых актах;

- обеспечить единообразный подход к установлению и применению санкций за однородные правонарушения;

- упразднить ответственность за фактически невиновные действия субъектов;

- обеспечить обоснованность размеров штрафных санкций, зависимость размера штрафа от размера экономического ущерба, наличие  в системе санкций гибкости, дифференцирующей злостные нарушения и случайные ошибки;

- использовать дифференцированный подход к установлению штрафных санкций в зависимости  от уровня дохода нарушителей или размеров бизнеса;   

- с учетом специфики юридических лиц пересмотреть нормы о вине юридических  лиц, поскольку в отношении указанных субъектов понятие вины представляется неоправданным;   

- ввести аттестацию (либо иное подтверждение квалификации) для лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях;  

- продолжить работу по совершенствованию правил и условий предпринимательской деятельности, в том числе административных процедур, совершаемых в отношении бизнеса.

В отношении процедур применения мер административной ответственности необходимо:

- сократить количество субъектов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях;

- передать в ведение судов все административные правонарушения, предусматривающие в качестве ответственности лишение специального права либо лишение права заниматься определенной деятельностью;

- включить в перечень мер административной ответственности приостановление деятельности с применением такой меры судом;     

- исключить случаи, когда отдельные органы выступают в трех ипостасях: осуществляют регулирование в той либо иной сфере, контролируют соблюдение правил и рассматривают дела о нарушениях;

- совершенствовать практику административного процесса, обеспечить реальные права лиц-участников процесса и, прежде всего, лиц, привлекаемых к административной ответственности, повысить гласность при рассмотрении дел об административных правонарушениях;

- наладить достоверный учет данных об административных правонарушениях и применяемых взысканиях.

Аналитическая записка, подготовленная по результатам исследования направлена в адрес Совета Министров Республики Беларусь.

3) существенное усложнение процедуры санитарно-гигиенической экспертизы товаров зарубежного производства, обусловленного принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. №666 (далее – постановление №666).

В связи с многочисленными обращениями и вцелях обсуждения проблем применения постановления №666, а также выработки путей их решения 11 сентября 2015 г. Советом было организовано совещание с участием главного государственного санитарного врача Беларуси,представителей Министерства здравоохранения, Госстандарта и делового сообщества.

По мнению участников совещания, реализация норм постановления №666 чревата:

- возникновением дефицита по ряду товарных позиций;

- сокращением налоговых поступлений вследствие приостановки выполнения внешнеэкономических контрактов на поставку продукции (в т.ч. производственного назначения);

- ростом затрат субъектов хозяйствования в связи с издержками на выполнение дополнительных административных процедур и, как следствие, ростом цен;

- угрозой введения ответных мер нетарифного регулирования импорта со стороны стран-партнеров ЕврАзЭС.

В связи с этим было подготовлено обращение в адрес Совета Министров Республики Беларусь с предложениями:

- о приостановке на три месяца действия постановления №666;

- о создании рабочей группы с участием представителей Министерства здравоохранения Республики Беларусь и делового сообщества для выработки согласованного механизма реализации требований по санитарно-гигиенической регистрации импортируемой продукции и уточнения перечня товаров, подлежащих данной регистрации.

Кроме того, позиция делового сообщества по указанной проблеме вместе с протоколом совещания были направлены в адрес Премьер-министра Республики Беларусь.

мероприятияархив