Электронное обращение
Мненияархив

05 октября 2018 г.

Как обеспечить решение проблемы неплатежей

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

20 июля 2018 г.

Почему инвесторам нужна защита от манипулирования общественным мнением

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 05.01.2016

О состоянии предпринимательства в 4 квартале 2015 года

Нестабильность экономической ситуации на европейских рынках, а также у ближайшего партнера нашей страны – Российской Федерации, негативно сказалась как на развитии белорусской экономики в целом, так и на динамике сектора малого и среднего предпринимательства.

Практика работы с бизнес-союзами, а также поступающие в Совет обращения предпринимателей свидетельствуют о наличии ряда проблем, ключевыми из которых в истекшем квартале являлись:

1) недостаток у субъектов хозяйствования собственных оборотных средств и высокая стоимость кредитных ресурсов;

По состоянию на 1 октября 2015 г. 28,3% организаций не имели собственных оборотных средств, у 13,3% организаций обеспеченность собственными оборотными средствами была ниже норматива. Количество убыточных организаций на 01.10.2015г. выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем в 1,5 раза. В этих условиях они вынуждены прибегать к заемным средствам. Однако действующие ставки по кредитам и жесткие требования по их обеспечению, отсутствие гибкости банков в вопросах реструктуризации задолженности лишь усугубляют финансовое положение субъектов хозяйствования, зачастую ставя их на грань неплатежеспособности и даже банкротства.

2) рост неплатежей, дебиторской и кредиторской задолженности;

Согласно статистическим данным суммарная задолженность (кредиторская задолженность и задолженность по кредитам и займам) на 1 октября 2015 г. составила 885 трлн. рублей и увеличилась по сравнению с началом текущего года на 33,6%; дебиторская задолженность составила 267 трлн. рублей и выросла на 22,1% при росте индекса цен производителей промышленной продукции на 14%.

Соотношение суммарной задолженности и выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг достигло 76,2% (на 1 октября 2014 г. – 59,1%).

3) падение спроса на внутреннем и внешнем рынках, что привело к нарастанию запасов нереализованной продукции;

Запасы готовой продукции на конец октября т.г. достигли 71,7% среднемесячного объема производства. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах за январь-октябрь текущего года сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года во всех областях, за исключением г. Минска и Минской области. При этом объем товарных запасов на 1 ноября 2015 г. достиг по стране в целом 47 дней торговли (на 1 ноября 2014 г. этот показатель составлял 43 дня).

Обсуждению проблем развития малого и среднего бизнеса и мер по финансовому оздоровлению его субъектов было посвящено совместное заседание Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и Совета по развитию предпринимательства г. Минска, которое состоялось  2 декабря 2015 г. В заседании также приняли участие представители ведущих предпринимательских союзов и ассоциаций.

По итогам заседания был сформулирован ряд конкретных мер по преодолению перечисленных выше проблем, а также направленных на дальнейшее развитие предпринимательства и повышение его эффективности.

Так, в целях финансового оздоровления субъектов хозяйствования Национальному банку Республики Беларусь необходимо:

- обеспечить снижение ставок по кредитам до уровня инфляции плюс 3-4 процентных пункта;

- уменьшить нормы обязательных резервов для коммерческих банков, что позволит им проводить более гибкую политику в вопросах установления ставок по выдаваемым кредитам и по пролонгации сроков их погашения.

Для восстановления необходимых объемов собственных оборотных средств субъектов хозяйствования следует:

- предоставить право производить уплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость и акцизов по факту поступления выручки от реализации товара, но не позднее 60 дней со дня его отгрузки;

- предоставить право включать в состав внереализационных доходов суммы неустоек (штрафов, пеней), а также суммы, причитающиеся к получению в результате применения иных мер ответственности за нарушение договорных обязательств, на дату их фактического поступления;

- внедрить механизм предоставления отсрочки до 90 дней по уплате таможенных пошлин и НДС на ввозимые для собственного производства сырье, материалы и комплектующие;

- обеспечить постепенное снижение тарифов на энергоресурсы, внести изменения в Порядок расчетов за потребляемые энергоресурсы (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2002 г. №1578), исключив предоплату за планируемый объем потребления ресурсов и штрафные санкции за ее невнесение;

- при сдаче в аренду помещений для организации производства продукции ограничить коэффициент увеличения базовой ставки арендной платы от 0,5 до 1;

- установить право местных и областных советов депутатов увеличивать ставки налога на недвижимость не более чем в 1,5 раза;

- ввести оценку кадастровой стоимости земли для установления ставок земельного налога в национальной валюте.

В целях преодоления кризиса неплатежей и снижения угрозы массового банкротства субъектов хозяйствования предлагается:

- разработать и реализовать комплекс мер по погашению сложившейся задолженности организаций, финансируемых из бюджета; организовать многосторонний взаимозачет дебиторской и кредиторской задолженности субъектов хозяйствования

- внести изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, предусмотрев право субъектов хозяйствования включать в состав затрат или внереализационных расходов суммы резервов погашения сомнительных долгов;

- внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, предусматривающие усиление ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам товаров и расчетам с поставщиками за них.

В целях активизации внутреннего спроса и увеличения продаж отечественных товаров целесообразно:

- разработать комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства в сфере производства продукции (выполнения работ), развитию аутсотсинга, субконтрактации и других форм взаимодействия малого бизнеса с крупными производствами;

- разработать и внедрить систему стимулирования продаж отечественных товаров на внутреннем рынке Беларуси, предусмотрев возможности рассрочки платежа (кредитования), отмену ограничений по объемам потребительского кредитования и т.д.;

- выработать систему мер по активизации индивидуального жилого и дачного строительства, инвестированию средств граждан в приобретение акций и облигаций отечественных предприятий;

- выработать меры по расширению продаж отечественных потребительских товаров через интернет-магазины, по заявкам покупателей и другим каналам торговли;

- сформировать систему мер государственной поддержки продвижения брендов отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Указанные инициативы были направлены в адрес Премьер-министра Республики Беларусь и Председателя Правления Национального Банка с просьбой организовать совещание для их обсуждения с участием представителей государственных органов и делового сообщества.

Оценивая текущее состояние предпринимательства, Совет считает необходимым отметить следующее.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 г. № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» (далее – Указ №222) индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении розничной торговли товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 Налогового кодекса Республики Беларусь, обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, реализации и при их перевозке (транспортировке).

Поскольку российские компании и индивидуальные предприниматели при реализации товаров, как правило, отказываются выдавать документы об их происхождении и сертификаты, подтверждающие их качество, белорусские ИП, осуществляющие торговлю указанными товарами на отечественных рынках и в торговых центрах, подвергаются суровым штрафным санкциям.

Кроме того, всвязи со вступлением в силу подпункта 1.31 пункта 1 Указа №222 с 1 января 2016 г. проблемы в данном секторе малого предпринимательства существенно обострились.

Сложившаяся ситуация грозит массовым прекращением деятельности данной категории субъектов, что чревато не только негативными экономическими последствиями, но и ростом социальной напряженности.

В связи с этим ряд предпринимательских союзов обратился к Премьер-министру с просьбой о создании рабочей группы для урегулирования ситуации и поиска решений, обеспечивающих как соблюдение требований межгосударственных соглашений, так и экономических интересов Республики Беларусь.

мероприятияархив