Электронное обращение
Мненияархив

05 октября 2018 г.

Как обеспечить решение проблемы неплатежей

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

20 июля 2018 г.

Почему инвесторам нужна защита от манипулирования общественным мнением

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 02.02.2015

Обзор опыта кластерного развития экономики Германии

Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь при содействии Восточного комитета германской экономики в декабре 2014 г. была организована поездка группы белорусских специалистов в Германию с целью изучения опыта кластерного развития экономики. Участники делегации посетили восемь городов Западной и Центральной Германии, что позволило получить наглядное представление о территориальной организации экономики страны и результатах внедрения кластерной модели развития в практику хозяйствования и управления.

В ходе поездки состоялись встречи в Рейн-Вестфальском институте экономических исследований, Секретариате кластеров земли «Северный Рейн-Вестфалия» (г. Дюссельдорф), офисе кластерного менеджмента кластера «Интеллектуальные технологические системы» (г. Падеборн); компании «КЛААС»; Доме берлинской экономики (г. Берлин); Министерстве образования и науки ФРГ (г. Берлин). Это позволило комплексно изучить опыт кластерного развития экономики Германии, включая вопросы государственной и региональной кластерной политики, механизмы формирования и функционирования кластеров, а также организации взаимодействия их участников.

Организация и функционирование кластеров

Научный подход к идентификации кластеров в Германии базируется на двух критериях:

- участие в формировании добавленной стоимости;

- месторасположение в пределах 100 км.

В настоящий момент существуют два подхода к инициации кластеров:

1) «сверху-вниз» – со стороны государственных органов, как правило, на уровне федеральных земель для реализации определенных приоритетов инновационного и экономического развития;

2) «снизу-вверх» – со стороны субъектов хозяйствования, осознающих экономическую полезность от сотрудничества и взаимодействия и способных к самоорганизации.

Основными принципами, на основе которых осуществляется процесс формирования кластеров, по мнению немецких экспертов, являются:

- добровольность участия субъектов хозяйствования;

- самоорганизация участников;

- наличие договорных отношений между участниками;

- наличие системы координации деятельности участников.

При этом ключевыми побудительными мотивами к сотрудничеству и взаимодействию в рамках кластера выступают:

- возможность облегченного доступа к коммерчески ценной информации и передовому опыту;

- возможность экономии ресурсов за счет проведения  каких-либо совместных мероприятий/дел «вскладчину»;

- возможность продвижения своих коллективных экономических интересов во взаимоотношениях с государственными органами и крупным бизнесом (актуально для малых и средних фирм).

Однако, как неоднократно подчеркивали немецкие эксперты, исходным моментом, «точкой отсчета» для использования кластерного подхода на практике выступает взаимное доверие потенциальных участников кластера друг к другу.

Несмотря на отсутствие законодательных требований к тому, в каком виде должны создаваться и функционировать кластеры, как должно осуществляться взаимодействие между их участниками, эмпирически можно выделить две формы организации кластеров в Германии, а именно:

1) простая форма, предполагающая заключение договора простого товарищества, в рамках которого определяются направления совместной деятельности и система координации деятельности участников. Как правило, взаимодействие участников осуществляется посредством участия в совместных мероприятиях научно-исследовательского, образовательного, рекламно-маркетингового характера, проводимых с определенной периодичностью (один раз в квартал, два раза в год). Организует такие мероприятия кластерный менеджер (менеджер кластерного проекта), его оплата труда и бюджет на проведение совместных мероприятий/общих дел, осуществляется за счет взносов участников кластера, определенных в договоре простого товарищества;

2) сложная форма, предполагающаярегистрацию объединения – ассоциации участников кластера и учреждение при ней хозяйственного общества, на которое возлагается функции офиса кластерного менеджмента (численность персонала от 3-х до 7-ми сотрудников, дополнительно могут привлекаться работники по гражданско-правовым договорам для выполнения разовых работ). В свою очередь, хозяйственное общество осуществляет координацию деятельности, разрабатывает и реализует стратегию развития кластера. Как правило, данное общество само хозяйственной деятельностью не занимается. Источниками его финансирования являются взносы участников кластера, а также субсидии, получаемые от правительств федеральных земель.

Следует отметить, что участники кластера, созданного в сложной форме, имеют разный статус и «вес» при принятии решений, обуславливаемый величиной уплачиваемый взносов, что свидетельствует о фактической дискриминации отдельных участников кластера. Несмотря на данное обстоятельство, как показывает практика, у немецкого малого и среднего бизнеса имеется понимание полезности и выгодности использования кластерного подхода как эффективного инструмента повышения конкурентоспособности.

Касаясь основных направлений совместной деятельности участников кластера, реализация которых возлагается на офисы кластерного менеджмента (кластерных менеджеров), отметим следующие:

- организация и проведение рекламно-информационных мероприятий и презентаций;

- организация обучения и стажировок персонала;

- организация маркетинга и связей с общественностью;

- организация и осуществление НИР и инновационных проектов;

- организация совместных закупок;

- организация обмена передовым опытом и взаимных посещений организаций-участников кластера;

- организация и проведение корпоративных праздников;

- привлечение проектной поддержки (грантов);

- организация и участие в мероприятиях по развитию международного сотрудничества.

Перечень совместных направлений деятельности участников кластера определяется интенсивностью взаимодействия между ними, что предполагает наличие взаимного доверия, количеством и непосредственно масштабом деятельности самих участников кластера.

Государственная кластерная политика Германии

Необходимыми условиями для кластеризации, по мнению немецких экспертов, выступают:

- наличие благоприятной институциональной среды (законодательство и неформальные «правила игры», «правила поведения» на рынке);

- наличие инфраструктуры поддержки кластерного развития.

Целесообразность использования кластерного подхода для повышения конкурентоспособности национальной экономики Германии была осознано государством уже во второй половине 90-х годов двадцатого столетия. Несколько позднее начала формироваться система господдержки кластерных инициатив и проектов. При этом в проводимой государственной кластерной политике, как на национальном, так и на региональном уровнях, четко просматривается ориентация на наращивание инновационного потенциала и развитие экспорта.

Государственная кластерная политика Германии осуществляется на двух уровнях, а именно:

- на федеральном – Министерство экономики и Министерство образования и науки;

- на региональном  – правительства федеральных земель.

Основными инструментами реализации государственной кластерной политики на федеральном уровне выступают:

1) проведение Конкурса передовых кластеров;

Справочно: По итогам проведения в период 2007-2012 гг. 3-х этапов Конкурса получили статус передовых 15 кластеров, каждому из которых выделена субсидия в размере 40 млн. евро на финансирование совместных НИОКР и инновационных проектов. Получение субсидии обуславливалось необходимостью осуществления организациями-участниками кластера, подавшими заявку для участия в Конкурсе, собственных инвестиций на указанные цели в аналогичном размере.

 2) реализация государственных программ.

Справочно: Для поддержки кластеров в ФРГ используется до 3-х тыс. различных программ, большая часть  из которых – федеральные, причем, например, только по линии Министерства образования и науки ФРГ за период 2006-2014 гг. -75 программ.

Как свидетельствует опыт Германии, внедрение кластерной модели развития осуществлялось посредством государственных программ, направленных на поощрение кластерных инициатив и поддержки сетевого взаимодействия между субъектами хозяйствования – потенциальными и действующими участниками кластеров.

Так, например, только в рамках программы «Инновационные регионы», реализуемой с 1998 г., предусматривающей создание сетевой структуры для кластерного развития экономики, на территории Восточной Германии (бывшая ГДР) появилось 444 кластерных инициативы, 23 из которых было отобрано на основании экспертной оценки для оказания государственной поддержки. Объем финансирования данной программы составил 232 млн. евро. В программе «Gocluster», предусматривающей организацию повышения квалификации кластерных менеджеров (менеджеров кластерных проектов), участвуют около 100 кластеров, объем финансирования составляет до 2-х млн. евро в год.

Таким образом, государство весьма активно стремиться к внедрению кластерной модели развития экономики (по экспертным оценкам, за период 2008-2017 гг. объем бюджетных расходов на государственную поддержку кластеров составит до 2 млрд. евро).

В целом бизнес-сообщество и государственные органы ФРГ на сегодняшний день вполне убедились в эффективности и полезности кластерной модели развития и весьма активно развивают государственно-частное партнерство в этой сфере.

Государственная поддержка кластерного развития

На сегодняшний день «центр тяжести» в смысле внедрения кластерной модели развития смещен на уровень федеральных земель. Как правило, земельное министерство экономики является уполномоченным государственным органом, ответственным за разработку и реализацию региональной кластерной политики.

Основным инструментом реализации государственной кластерной политики на региональном уровне выступает создание и организация деятельности, включая субсидирование субъектов инфраструктуры поддержки кластерного развития с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Фактически, можно говорить о следующей принципиальной схеме государственной поддержки кластерного развития на региональном уровне:

земельное министерство экономики:

- организует и проводит конкурсный отбор частных организаций для выполнения функций субъектов инфраструктуры поддержки кластерного развития;

- обеспечивает выделение бюджетных средств на финансирование мероприятий государственных программ, осуществляемых на региональном уровне, направленных на поощрение кластерных инициатив и поддержку сетевого взаимодействия между субъектами хозяйствования – потенциальными и действующими участниками кластеров;

- обеспечивает выделение субсидий субъектам инфраструктуры поддержки кластерного развития и офисам кластерного менеджмента кластеров, действующих на территории федеральной земли.

В свою очередь, субъекты инфраструктуры поддержки кластерного развития, как правило, выполняют следующие функции:

- осуществляют взаимодействие с государственными органами федеральных земель (правительства и различные министерства) по реализации региональной кластерной политики;

- организуют и осуществляют взаимодействие с офисами кластерного менеджмента кластеров, функционирующих на территории федеральных земель, по вопросам разработки и реализации стратегий развития кластеров;

- организуют выполнение мероприятий государственных программ, направленных на поощрение кластерных инициатив и поддержки сетевого взаимодействия между субъектами хозяйствования – потенциальными и действующими участниками кластеров;

- организуют и осуществляют работу по предоставлению субсидий офисам кластерного менеджмента за счет средств бюджета федеральных земель;

- организуют подготовку и проведение региональных конкурсов по тематическим направлениям деятельности кластеров.

Следует отметить, что в ФРГ отсутствуют какие-либо единые законодательные требования к созданию и организации деятельности субъектов инфраструктуры поддержки кластерного развития, поэтому на уровне федеральных земель существуют различные подходы и особенности функционирования инфраструктуры, в том числе – в части финансирования ее деятельности. В одних федеральных землях субсидии выделяются напрямую из земельного бюджета, в другом –через специализированную финансовую организацию (банк развития), уполномоченную земельным правительством.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в ФРГ сложилась разветвленная и многоуровневая система государственной поддержки кластерного развития экономики, что позволяет немецкой экономике достаточно успешно противостоять вызовам глобальной конкуренции, а самой Германии удерживать свою ведущую роль в качестве государства-лидера Евросоюза.

Дмитрий Крупский, начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики

мероприятияархив