26 августа 2023 г.
Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решенияПредставители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения
21 февраля 2023 г.
Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развитияТатьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.
08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Новости по тегам
Как сформировать в стране национальную систему делового образования?
Теме формирования национальной системы делового образования было посвящено очередное заседание Совета по развитию предпринимательства, которое состоялось 31 октября 2013 года.
Необходимым условием развития предпринимательства является не только наличие творческой инициативы граждан, но также готовность населения к занятию бизнесом, наличие знаний в области открытия и ведения собственного дела, а также квалифицированных специалистов для обеспечения его функционирования и эффективного роста.
Для малого и среднего бизнеса наличие квалифицированных кадров имеет гораздо большее значение, чем для крупных компаний. Зарубежными экспертами и аналитиками мотивированный и квалифицированный персонал организации рассматривается как безусловное конкурентное преимущество.
Данные исследования, проведенного в США в начале 2000-х годов, показали, что в большинстве случаев малые и средние предприятия «погибают» из-за некомпетентности их руководителей, а 90-93% случаев банкротств вызвано недостаточной квалификацией топ-менеджмента компаний.
Причины «умирания» малых и средних предприятий:
Доля неудач (в %) |
Причина неудач |
Объяснение |
44 |
Некомпетентность |
Неспособность вести дело (физически, морально или интеллектуально) |
17 |
Отсутствие управленческого опыта |
Малый опыт (или его отсутствие) в управлении работниками и другими ресурсами до начала своего дела |
16 |
Несбалансированный опыт |
Недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве |
15 |
Отсутствие опыта в отрасли |
Малый опыт (или его отсутствие) в производстве данной продукции или услуги до начала своего дела |
1 |
Небрежность |
Слишком малое внимание к своему делу в связи с различными причинами |
1 |
Мошенничество или бедствие |
- |
6 |
Неизвестны |
- |
Указанные проблемы весьма актуальны и для отечественного предпринимательства.
По данным опроса Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента, проведенного в Республике Беларусь в 2011 г., одним из ключевых факторов успеха в современном бизнесе является уровень подготовки специалистов. Так, на вопрос: «Какие факторы помогают в ведении бизнеса» 62,4% респондентов ответили: «Профессиональная команда» и 56% - «Уровень профессионализма менеджеров».
В то же время практика свидетельствует, что качество подготовки специалистов в учреждениях образования далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Налицо ситуация, когда количество выпускников вузов и колледжей ежегодно растет, а бизнес продолжает испытывать жесточайший дефицит необходимых кадров.
Кроме того, характерной чертой Беларуси является довольно низкая по сравнению с соседними странами готовность населения, особенно в регионах, к открытию собственного дела. Во многом это объясняется незначительным периодом развития рыночных отношений, а также отсутствием опыта самостоятельной инициативной деятельности.
В связи с этим для активного развития предпринимательства в нашей стране крайне важным является совершенствование системы обучения граждан теоретическим аспектам экономики и управления частным бизнесом, а также приобретения ими практических навыков его организации и функционирования. Это может быть обеспечено путем формирования национальной системы делового образования, включающей следующие составляющие:
1) преподавание основ теории и практики предпринимательской деятельности на этапе школьного обучения;
2) повышение качества и совершенствование структуры подготовки специалистов в вузах и колледжах, максимальное ее приближение к требованиям рынка труда;
3) повышение квалификации действующих предпринимателей.
Бизнес-обучение молодежи и школьников
Для обеспечения готовности населения к самостоятельной инициативной деятельности необходимо еще со школы начинать формирование предпринимательской грамотности. Это предполагает включение дисциплины по изучению основ предпринимательства в базовый курс средней школы и разработку методических материалов для преподавателей по организации практических мероприятий в области молодежного бизнеса.
В целях формирования первоначальных практических навыков молодых людей по созданию и ведению бизнеса необходима организация на базе образовательных учреждений центров молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов с привлечением успешных действующих предпринимателей.
Целесообразна также правовая регламентация процессов создания и функционирования «школьных и студенческих компаний», включая вопросы их регистрации, налогообложения, трудоустройства учащихся, выплаты им заработной платы, ведения бухгалтерского учета и документооборота и др.
Для популяризации частной инициативной деятельности в молодежной среде необходимо проведение конкурсов и олимпиад среди школьных и студенческих компаний по выработке бизнес-идей, бизнес-планированию, организации молодежного бизнеса; создание специальных телевизионных проектов и программ, демонстрирующих примеры молодежных предприятий, а также содержащих обсуждение и анализ причин их успеха и неудач.
Совершенствование подготовки специалистов в учреждениях системы высшего и среднего специального образования
Практика свидетельствует, что качество подготовки специалистов в учреждениях образования далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Налицо ситуация, когда количество выпускников вузов и колледжей ежегодно растет, а бизнес продолжает испытывать жесточайший дефицит необходимых кадров.
Причинами сложившегося разрыва между рынком труда и рынком образовательных услуг являются:
· с одной стороны, зачастую знания, полученные в традиционной системе образования, либо устаревают раньше, чем выпускник покидает стены вуза, либо имеют исключительно теоретический характер и оторваны от реальной экономической ситуации и действующих условий функционирования бизнеса. Поэтому нередко работодатели не удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов;
· с другой стороны, основные требования работодателей, предъявляемые к выпускникам вузов, не всегда носят конструктивный характер. Так, практически все объявления о конкурсе на то или иное место работы начинаются с требования о наличии у претендентов опыта работы и навыков по специальности, а затем уже – знаний персонального компьютера, иностранных языков и др. атрибутов, характерных для современного высшего образования.
Неактуальность традиционного образования и несоответствие систем обучения изменяющимся требованиям рынка труда весьма затрудняют переход от учебы к работе. Это повышает уровень безработицы среди молодежи и подчеркивает необходимость диверсификации видов и форм обучения, усиления гибкости и адаптируемости поставщиков образовательных услуг, развития средств согласования спроса и предложения и т.д.
Для изменения ситуации необходимо изменение механизмов отношений между работодателями и вузами. Они должны строиться не просто по типу «заказчик - продавец», а на принципах равноправного партнерства, которое бы предполагало выработку и реализацию совместных согласованных действий учебных заведений и бизнеса. Для обеспечения этого необходимы, с одной стороны, более активное участие работодателей в образовательном процессе, а с другой – наличие регулярной обратной связи образования с бизнесом.
Более интенсивные коммуникации и сотрудничество между работодателями и вузами по проблемам высшего образования могли бы стимулировать более четкое осознание потребностей работодателей в отношении подготовки выпускника, а также дать вузам ориентиры для оценки качества своей работы и понимания перспектив развития.
Основными формами такого сотрудничества являются:
1) расширение сферы целевой подготовки специалистов и образовательного кредитования;
Известно, что сегодня многие крупные мировые холдинги используют такую форму обучения как корпоративный университет, обеспечивающий подготовку персонала всех категорий в соответствии с реальными потребностями бизнеса. Указанная форма образования строится на основе четко сформулированных требований к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для эффективного решения задач компании. Среди крупнейших корпоративных университетов - IBM Global Learning (более 3400 преподавателей в 55 странах мира, 10 000 специализированных курсов), Motorola-U (99 подразделений в 21 стране мира, штат постоянных преподавателей - 400 человек, годовой бюджет около 100 млн. долл. США).
Развитие системы целевой подготовки специалистов могло бы стать шагом в направлении внедрения подобной формы обучения и более плотного его приближения к потребностям бизнеса.
2) усиление ориентированности учебных программ на практические аспекты функционирования бизнеса, перспективные формы его организации и развития;
Необходимо расширение опыта проведения практических занятий на предприятиях, а также привлечение специалистов-практиков к учебному процессу (лекции и практические занятия, руководство практикой, курсовым и дипломным проектированием).
Целесообразно более активное привлечение студентов, особенно старших курсов, к участию в практических семинарах, конференциях и других мероприятиях, организуемых бизнес-сообществом. Это упростит процесс вхождения выпускников в условия реальных экономических процессов и конкретных субъектов хозяйствования.
3) изменение подходов к организации производственной практики студентов;
Заключение долгосрочных договоров с ведущими и перспективными партнерами на проведение производственной практики является одним из важнейших направлений подготовки кадров. При этом содержание практики должно отвечать требованиям не только учебных заведений, но и предприятий.
С одной стороны, это обеспечит закрепление и углубление знаний студентов, полученных в процессе теоретического обучения, а также приобретение необходимых навыков и опыта практической работы по избранной специальности.
С другой стороны, это возможность для предприятия постепенного «выращивания» специалиста, имеющего не только теоретические, но уже и практические навыки решения производственных задач, обладающего определенным опытом работы в трудовом коллективе и способного без периода адаптации включиться в текущую деятельность.
4) совместная научно-исследовательская деятельность, привлечение студентов и преподавателей вуза к модернизации и созданию новой продукции и технологий, а также их внедрению.
Для реализации указанных направлений сотрудничества между работодателями и учебными заведениями необходимо формирование коллегиальных экспертно–аналитических и совещательных органов, которые бы координировали взаимодействие вузов и бизнеса, а также генерировали новые его формы, отвечающие требованиям времени и динамично изменяющейся ситуации.
Повышение квалификации бизнесменов
Управленческая деятельность в условиях рыночной экономики и появления новых профессий требует соответствующего образования и подготовки. Как правило, предприниматели – владельцы небольших компаний из-за ограниченности ресурсов не могут позволить себе повышать собственные навыки в таких сферах как управление предприятием, разработка продукта, контроль качества, организация производственного процесса, бухгалтерский учет, маркетинг. И в то же время ограниченность средств не позволяет им привлекать сторонних специалистов для решения возникающих проблем.
Урегулирование этих вопросов можно обеспечить посредством:
· организации и проведения обучающих специализированных семинаров по различным отраслям знаний в сфере управления бизнесом, в том числе с использованием ресурсов и возможностей международных проектов и программ;
· создания демонстрационных бизнесов (прежде всего, в сельской местности), используемых в качестве модельных объектов для консультирования и распространения опыта предпринимательской деятельности в конкретных сферах;
· организации стажировок начинающих предпринимателей на успешно работающих малых предприятиях, в том числе за рубежом.
В целом формирование национальной системы бизнес-образования требует:
· проведения необходимых институциональных преобразований, содействия привлечению инвестиций в эту сферу;
· стимулирования и поощрения развития международных образовательных проектов с участием национальных бизнес-школ;
· организации многоуровневой системы подготовки топ-менеджеров;
· освоения и внедрения инновационных средств обучения для развития деловой активности белорусских предпринимателей, создания программ профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей;
· разработки и внедрения информационных систем обеспечения учебного процесса;
· разработки и внедрения в практику систем проверки качества, обеспечивающих соответствие подготовки белорусских специалистов международным стандартам;
· создания условий для эффективного взаимодействия белорусских и зарубежных предпринимателей с целью обмена опытом и налаживания сотрудничества.
Тезисы выступлений и презентации участников заседания Совета по развитию предпринимательства: