Мненияархив

25 марта 2019 г.

Почему новый порядок учета командировочных расходов сэкономит бизнесу уйму времени и усилий

Валентин Байко, председатель общего собрания участников СООО "Конте Спа"

25 марта 2019 г.

О новом порядке возмещения расходов при служебных командировках

Наталия Высоцкая, заместитель генерального директора БАМАП

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 17.12.2013

Сергей Новицкий: "Предприниматели инициируют расширить возможности выкупа в собственность арендуемого более 3 лет госимущества"

Год назад был утвержден новый состав Совета по развитию предпринимательства в Беларуси. Его возглавил вице-премьер Петр Прокопович, заместителем председателя совета стал Сергей Новицкий - генеральный директор совместного общества с ограниченной ответственностью "Хенкель Баутехник", член Совета Республики, он возглавляет Совет по развитию предпринимательства при Минском облисполкоме. В республиканском совете все чаще поднимаются и находят решение наиболее актуальные темы, волнующие бизнес-сообщество. В свой актив совет может записать и настойчивость в отстаивании предложений предпринимателей не изменять ставку НДС в 2014 году, оставить ее на уровне 20%, что положительно отразится на конкурентоспособности белорусских производителей на рынке Таможенного союза. О новых направлениях работы совета и проектах документов, которые обсуждают предприниматели, об участии частного бизнеса в создании предприятий, рабочих мест, о выкупе госсобственности белорусскими инвесторами в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал Сергей Новицкий.

- Сергей Григорьевич, как вы оцениваете работу Совета по развитию предпринимательства в Беларуси за этот год, какие предложения были выработаны в совете и предложены к реализации?

- Еще год назад мы говорили о необходимости специального информационного ресурса для взаимодействия предпринимателей с широким кругом общественности. Сейчас такой ресурс есть, действует портал совета - ced.by, куда может зайти любой желающий и оставить свои предложения, просьбы, пожелания, а также узнать о происходящих событиях с участием предпринимателей.

В целом, если проанализировать работу за год, считаю, что мы немало успели сделать. Все члены совета активно включились в работу. Мы собираемся в полном составе как минимум один раз в квартал. Причем проводим такие встречи и на базе предприятий частного бизнеса, где изучаем опыт наших коллег, перспективы их развития, проблемы, мешающие продвигаться вперед. Проводим также мероприятия с участием представителей государства и бизнеса.

Практически ежедневно в совет поступают новые документы. В числе последних - проект закона "О внесении дополнения в Кодекс об административных правонарушениях", проект Концепции о создании института внешнеторговых консультантов и другие. Советом подготовлен и направлен в Минэкономики ряд инициатив по совершенствованию имущественной поддержки производственного предпринимательства. Ускорена разработка нормативного правового акта, предоставляющего возможность выкупа арендуемого свыше трех лет государственного имущества в заявительном порядке. Оперативное рассмотрение и разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических, организационных и иных препятствий в создании и развитии субъектов предпринимательства, защита их прав и законных интересов также входит в число основных направлений работы совета. Ежеквартально совет представляет в Министерство экономики обзор ситуации, сложившейся в предпринимательской среде, анализ проблем и предложения по их разрешению. При этом существенный упор делается на выработку мер по вовлечению частного предпринимательства в процесс последовательной реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

На одном из заседаний круглого стола с участием представителей органов госуправления, бизнеса, науки, международных экспертов мы обсудили вопросы гармонизации налоговых систем в условиях экономической интеграции. Совет представил в МНС экспертное заключение по вопросам введения специальной системы налогообложения, основанной на вмененном налоге для субъектов малого бизнеса. Также предложены варианты внедрения системы электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость.

Кроме решения этих проблем необходимо и дальнейшее снижение уровня административного давления на бизнес. Мы должны выдвигать на повестку дня вопросы дальнейшей либерализации экономики и сокращения регулятивных функций государства. И здесь одним из составных элементов, обеспечивающих их решение, может стать внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности. При этом речь не идет об ослаблении роли государства. Мы говорим прежде всего о сокращении его вмешательства в экономические процессы. Поэтому вместе с представителями ведущих отраслевых объединений предпринимателей мы выработали позицию делового сообщества в отношении развития процессов саморегулирования экономики. Наши обобщенные предложения направлены в Министерство юстиции Беларуси, они в значительной степени учтены в проекте концепции закона "О саморегулируемых организациях".

Сегодня главная задача совета - не только содействие росту частного сектора экономики, но и выработка, реализация мер по повышению качества бизнеса, развитию технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов, усилению инвестиционных возможностей и инновационной составляющей отечественного предпринимательства.

- В Беларуси принята программа поддержки предпринимательства на 2013-2015 годы. Поставлена задача повысить долю участия малого и среднего бизнеса в ВВП с 24% в 2013 году до 30% в 2015-м. Значит, должны быть созданы новые частные предприятия. Как идет этот процесс?

- На мой взгляд, наиболее комфортным для экономики является показатель 50% доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны, к нему мы и стремимся, это уже фактически европейская норма. Но процесс этот не быстрый. Мы ставили задачи к 2015 году выйти на 30%, но мировой кризис, снижение роста экономики у наших партнеров по Таможенному союзу, естественно, отражаются и на Беларуси. Поэтому, думаю, что к 2015 году трудно будет эту задачу решить. Но она выполнима. Это должно произойти не за счет замещения государственной формы собственности, госсектора. Это будет дополнительное создание ВВП, то есть наращивание продукта за счет новых высокоэффективных предприятий.

Пока мы вот что имеем: основная часть субъектов предпринимательской деятельности (более 40%) сосредоточены в сфере торговли, то есть они работают в секторе невысокой добавленной стоимости. Рентабельность деятельности этих субъектов составляет в среднем 7-10%, а уровень оплаты труда зачастую ниже, чем в среднем по экономике страны.

Поэтому для достижения установленных параметров вклада малого и среднего предпринимательства в создание валового внутреннего продукта и обеспечение занятости населения необходимо формирование условий, стимулирующих развитие частного предпринимательства в реальном секторе экономики. Мировая практика свидетельствует, что такими условиями для развития производственного бизнеса являются: частная собственность и обеспечение ее защиты, а также формирование конкурентной среды и обеспечение равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности.

Для обеспечения равных условий хозяйствования крайне важным является и невмешательство органов государственной власти в функционирование конкурентной среды на стороне одного из субъектов. Напрягает частника политика протекционизма в отношении государственных предприятий, распределительная система дефицитных ресурсов. Нельзя, на мой взгляд, допускать также использование государственной поддержки для создания неравных условий деятельности. Доступ частника к сырьевым компонентам, кредитным ресурсам - вот одинаковые условия хозяйствования. Конечно, государство как собственник поддерживает, прежде всего, свои предприятия, в этом есть доля справедливости. Но постепенно надо определяться, понимать, что всем управлять государству тяжело. К примеру, торговля практически вышла из государственной собственности, и ничего с ней не случилось, не развалилась, а очень активно развивается, создаются торговые сети, государство собирает налоги. При этом государство формирует и регулирует четкие правила игры на рынке, в частности, для торговых сетей. И это очень хорошо отражается как на работе бизнеса, так и на развитии экономики страны в целом.

Еще одним важным условием для развития малого и среднего бизнеса является доступ субъектов к государственному заказу, введению конкурсных механизмов распределения финансовых, трудовых, а также материальных и сырьевых ресурсов, исходя из заранее установленных критериев. Важно, чтобы доступ к ресурсам получали эффективные предприятия, работающие на экспорт, на импортозамещение, обеспечивающие дополнительную занятость. В таких условиях предприниматели будут активнее создавать новые производства, рабочие места, выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Хочу привести в пример коллег по работе совета и по бизнесу, которые вносят свой вклад в ВВП страны. Это ООО "Хорда-Гидравлика", ЗАО "Политекс", СЗАО "Серволюкс", группа компаний "ПАК", ООО "Биоком", ОАО "Амкодор" и другие. Реализуемые ими инвестиционные проекты направлены на внедрение передовых технологий, создание новых рабочих мест, увеличение объемов производства, экспорта.

- Для национальной экономики приоритетным становится увеличение вклада частного предпринимательства в наращивание экспортного потенциала и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Что нужно сделать, чтобы малый и средний бизнес больший объем производимой продукции экспортировал?

- Малый и средний бизнес должен активно включаться в экспортную деятельность, чтобы сальдо внешней торговли было положительным. Мы должны постепенно переориентировать его с торговли в производственную сферу, где изготавливаются товары, оказываются услуги, в том числе на экспорт. Всем надо учиться экспортировать, это очень важно для повышения конкурентоспособности нашей экономики в целом. Но зачастую небольшим предприятиям сложно выполнять экспортные поставки, потому что они сталкиваются с определенными проблемами, не знают, как правильно оформить документы, как зачесть НДС. Надо им в этом помочь.

С этой целью совет направил в Министерство экономики Беларуси предложения по упрощению и ускорению административных и фискальных процедур при экспорте. Мы предлагаем также развивать институты и механизмы промоутерской поддержки экспорта малого и среднего бизнеса, оказывать информационно-консультативное содействие экспортерам, расширять спектр и повышать доступность финансовых услуг. Необходимо шире внедрять практику субсидирования экспортной деятельности конкурентоспособных предприятий малого и среднего бизнеса, что предусматривает возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным субъектами предпринимательства, которые производят товары.

Что касается потенциала частного предпринимательства для наращивания экспорта, думаю, рассчитывать на то, что малые предприятия смогут самостоятельно прорваться на переполненные западные рынки - это серьезное заблуждение. Если там и присутствуют наши малые предприятия, то, я вам скажу, это фактически герои труда, это очень трудно сделать, там своих умников хватает. Попробуйте конкурировать со странами, которые уже выходят на пятый, шестой технологические уклады. То есть, мы им должны предложить инновационные продукты, ноу-хау, а чтобы такое иметь, простой модернизацией не обойдешься.

Во всем мире малые предприятия-экспортеры поставляют на внешние рынки не готовый продукт, а интегрируются в мировые производственные цепочки, так называемые value chains, посредством развития субконтрактации и налаживания производственной кооперации с крупными национальными и транснациональными корпорациями. По такому же пути должен двигаться и белорусский бизнес.

Для этого нужно развивать субконтрактацию. Этот механизм в нашей стране создаст условия и для качественного развития крупных производств, их быстрой переориентации на постоянно изменяющиеся потребности рынка, что повысит экспортные возможности экономики в целом. Для развития субконтрактных отношений наряду с существенным повышением технического и технологического потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства необходима выработка и реализация комплекса мер по их интеграции в систему сложившихся производственных связей. Надо стимулировать, взаимодействовать, побуждать к сотрудничеству малые и крупные предприятия для организации производства деталей, узлов и комплектующих. Для этого могут быть учреждены коммерческие организации на паритетных началах. Создаваемые бизнес-структуры должны получить приоритетный доступ к долгосрочным заказам белорусских промышленных предприятий. В стране необходимо создать сеть центров производственной кооперации и субконтрактации, работающих по единой методологии и стандартам.

Субконтрактация в нашей стране - дело уже всем известное. И предложения по субконтрактации от предпринимателей поступают, но они продвигаются с трудом, практически система не работает, заказчики не особо к этому стремятся. Возможно, руководители крупных компаний еще не оценили этот механизм. А ведь они бы сняли с себя большую нагрузку.

Как предприниматель скажу о своем предприятии. У "Хенкель Баутехник" около 600 поставщиков. Они поставляют нам сырье, материалы, мы работаем с транспортниками, другими организациями. На самом предприятии осуществляется по сути сборочное производство: разрабатываем строительные продукты, осуществляем контроль качества и отвечаем за сервисную поддержку. Все остальное - цепочки поставок выполняют наши поставщики, большая часть которых - белорусские.

- Актуальным для экономики Беларуси является решение проблемы неэффективно используемой государственной собственности. Национальных инвесторов приглашают вкладывать средства в модернизацию неэффективных предприятий, которые надо поднять, сделать успешными. Готовы ли они вкладывать свои средства в такие объекты и вывести их на высокий уровень развития?

- У предпринимателей есть инициативы формировать собственную имущественную базу. Но сегодня она довольно низка по сравнению с промышленно развитыми странами. Доля микропредприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет не более 8-9%, а доля малых предприятий - 16-17%. Основная причина этого - даже не в отсутствии средств, а в высокой степени бюрократизации процедуры получения согласований и разрешений на новое строительство. Этот процесс распылен между множеством организаций и служб, выполняющих все функции согласования на платной основе, и занимает он по времени от 1,5 до 2 лет, что ведет к значительному увеличению стоимости строительства.

Кроме того, имеют место проблемы с приобретением нового оборудования, машин и механизмов, прежде всего импортного производства. Необходимость уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе оборудования увеличивает издержки на их приобретение на 20-25%, что неподъемно для малого бизнеса с финансовой точки зрения.

Поэтому нужно стимулировать частные компании вкладывать средства в перспективные проекты. Необходим комплекс мер по созданию более благоприятного инвестиционного климата, прежде всего, в сфере имущественных отношений. Такими мерами могут стать упрощение процедуры и сокращение сроков передачи субъектам предпринимательства неиспользуемых или неэффективно используемых объектов государственной собственности для реализации инвестиционных проектов. Нужно расширить перечень неиспользуемого или неэффективно используемого имущества, подлежащего передаче в безвозмездное пользование или в собственность предпринимателей для реализации инвестпроектов. Чтобы было меньше бюрократических проволочек, стоит передать неиспользуемое имущество республиканской собственности в коммунальную, то есть в подчинение областных центров и городов.

Нужно сократить количество и существенно упростить процедуры подготовки разрешительной документации. Также необходимо установить нулевую ставку ввозной таможенной пошлины на ввозимое субъектами малого и среднего предпринимательства новое технологическое оборудование, независимо от его таможенной стоимости и страны происхождения. Хорошо было бы, чтобы субъекты могли получать рассрочку (до трех лет) по уплате НДС на ввозимое технологическое оборудование.

У нас есть примеры, когда новый собственник, выкупив неэффективное госпредприятие, поднял его на хороший уровень. Холдинг "Амкодор" выкупил в Дзержинске задыхающееся предприятие, оснастил его по последнему слову техники и развивает совершенно новое для страны производство. Конечно, пока в Беларуси не так много предпринимателей, которые обладают собственными деньгами для покупки заводов. Но они есть. Считаю, что новых собственников может быть больше, если мы им поможем в этом процессе.

- А как идет процесс выкупа площадей арендаторами в собственность, по какой цене выкупаются арендуемые площади?

- Это очень серьезная проблема, которую мы обсуждаем на заседаниях совета, - приобретение в собственность производственных площадей для реализации инвестпроектов. В настоящее время практически 90% предпринимателей работают на арендуемых площадях, эта аренда рано или поздно заканчивается или происходит ее удорожание. Предприниматель пребывает в постоянной неуверенности в дальнейшей своей работе на этом месте. Вот и за последнее время участились обращения в Совет по развитию предпринимательства в Беларуси и в наш областной совет по вопросам аренды. Есть случаи расторжения уже имеющихся договоров аренды. Только наладили производство, пошел бизнес, но по каким-то причинам арендодатели или повышают ставку, или выдвигают другие условия. И эта ситуация фактически поставила на грань выживания работающих на арендуемых площадях предпринимателей.

Поэтому мы направили в Минэкономики ряд инициатив по совершенствованию имущественной поддержки производственного предпринимательства, не торгового. Мы проработали и вопросы возможности выкупа арендуемого у государства имущества более 3 лет. После трех лет аренды предприниматель, осуществляющий производственную деятельность на арендуемых площадях, может иметь преимущественное право выкупать или обращаться с предложением о выкупе данного помещения. Также он должен получить отсрочку по выкупу. И если арендодатель отказывает в этом, то у него должны быть обоснованные причины. То есть, у владельца должен быть какой-то бизнес-план о том, что он на этих площадях собирается делать. Почему он 20 лет ничего не делал, а тут вдруг собрался? Поэтому чтобы не было административного влияния на эти процессы, чтобы не допускать произвола, мы и вышли с такими предложениями.

Хочу отметить, что инициатива совета о расширении возможностей выкупа арендуемого свыше 3 лет государственного имущества по заявлению арендаторов учтена в проекте документа, который внесет дополнения и изменения в указ от 4 июля 2012 года №294.

- Характерная как для госпредприятий, так и для частного бизнеса проблема - дефицит квалифицированных специалистов. СООО "Хенкель Баутехник" открывает учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов в строительной отрасли. Расскажите, пожалуйста, сколько специалистов уже подготовлено? Что еще нужно сделать, чтобы выпускники школ шли в рабочие профессии?

- Несомненно, обеспеченность квалифицированными кадрами является одним из условий успешного бизнеса. При этом считаю, что подготовка кадров - задача не только государства, но и самого бизнеса, предпринимательских союзов и ассоциаций. Формирование современной системы профессиональных компетенций, соответствующей времени и запросам рынка труда, должно стать, на мой взгляд, предметом государственно-частного партнерства.

В качестве примера хочу привести опыт создания нашим предприятием обучающих центров на базе строительных профессиональных лицеев. Обучающий центр состоит из двух блоков - класс теоретического и класс практического обучения с применением современных строительных материалов, технологий и инструментов. Что делает наше предприятие? Проводит полную реконструкцию помещений, где размещается центр, обеспечивает его техническую базу, информационную поддержку, представляет расходные строительные материалы для процесса практического обучения. Также мы проводим лекции, семинары по новым технологиям, применению инновационных материалов. Ведем переподготовку мастеров производственного обучения лицея.

Создавая качественные строительные материалы, компания заинтересована в том, чтобы с ними работали профессионалы. Мне, например, неприятно видеть неровную кирпичную кладку, уродующую дом, как отваливается от стены плохо приклеенная плитка, как возникают проблемы у хозяина, которому сделали ремонт квартиры непрофессионалы, как используются устаревшие технологии, не соблюдаются строительные нормативы. Поэтому мы и взялись за подготовку специалистов в центрах.

Сейчас действуют пять таких центров - два в Минске и по одному в Борисове, Солигорске и Молодечно. С момента открытия в 2008 году через обучающие центры под нашим методическим руководством прошли подготовку и переподготовку более 2,5 тыс. человек. Чтобы поддержать профессиональное мастерство, проводим конкурсы плиточников, в которых участвуют молодые люди со всей республики. Конкурсы повышают интерес к профессии, мотивацию, позволяют продвигать современные технологии. Спрос на плиточников очень большой, а на победителей нашего конкурса - особенно.

Мы прекрасно понимаем, что все это стоит денег. Но вложение средств в обучение - это уже не социальные расходы, это социальные инвестиции, которые нам вернутся ростом производительности труда. Также это позволит снять проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и создать дополнительные предпосылки для развития производственного предпринимательства.

Лилия КРАПИВИНА, БелТА

мероприятияархив