Электронное обращение
Мненияархив

20 июля 2018 г.

Почему инвесторам нужна защита от манипулирования общественным мнением

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

20 июля 2018 г.

Медленно, но верно

Жанна Рогова, директор ООО "Светлогорский деловой партнер"

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 14.10.2013

Экологические приоритеты должны быть выше сиюминутных экономических целей

Cовершенствование процедуры обращения с отходами потребления – это важная государственная задача. Мы должны сформировать эффективный механизм обращения с отходами, который бы мог обеспечить сокращение объемов их захоронения и повысить уровень вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов.

Считаю, что  действующие правовые условия, регулирующие порядок обращения с отходами, не обеспечивают достижения указанных целей и нуждаются в серьезной корректировке.

Так, Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. №313 для производителей и поставщиков установлены нормативы сбора  обезвреживания и использования отходов в размере 30% и 10%. При этом предусматривается  два варианта исполнения указанных обязательств – самостоятельно либо путем делегирования их компетентной организации, созданной для этих целей. Данной организацией является УП «Оператор вторичных материальных ресурсов». В то же время, в Указе не предусмотрены обязательства Оператора по выполнению указанных нормативов при получении денежных средств от производителей и поставщиков на выполнение делегированных обязательств. В результате, отсутствует индикатор оценки эффективности работы Оператора, а, следовательно, и оценки эффективности использования полученных им средств.

Попытка ограничить права Оператора по расходованию полученных денежных средств путем законодательного установления направлений их использования неэффективна, поскольку «сковывает» его инициативу как субъекта хозяйствования.

Действующим законодательством не предусмотрены обязательства производителей и импортеров по сбору упаковки после потребления социально-значимых товаров, а также упаковки и масел, которые на 30% изготовлены из вторичного сырья. Позволительное засорение окружающей среды через социально-значимые товары (стоимость упаковки в некоторых из них значительно превышает стоимость содержимого) стимулирует использование при их выпуске неперерабатываемой упаковки, что противоречит целевым приоритетам в области обращения с отходами и ресурсосбережения.

Определение термина «отходы», предусмотренное Законом «Об обращении с отходами», не предусматривает возможность (не позволяет) не относить те или иные предметы или вещества к отходам в зависимости от первичности или вторичности материалов, из которых они изготовлены. Использование вторичного сырья для производителя – это, прежде всего, экономическая необходимость, продиктованная рыночными условиями, нежели экологическая потребность, поскольку стоимость вторичного сырья на порядок меньше стоимости первичного. Внедряя экономические механизмы природопользования, следует учитывать, прежде всего, экологические потребности государства при сохранении требований по выполнению обязательств, связанных с этими потребностями. Исходя из того, что Республика Беларусь связана международными обязательствами о неприменении различного рода заградительных мер и создания равных условий хозяйствования, отсутствие обязательств по сбору отходов упаковки и масел, изготовленных на 30% из вторичного сырья, должно в равной степени относиться и к отечественным производителям, и к иностранным поставщикам. Поэтому отмена обязательств по сбору отходов упаковок и масел, которые на 30% были изготовлены из вторичного сырья, создает реальную угрозу нарастания вредного воздействия на окружающую среду.

Для формирования эффективного механизма обращения с отходами необходимо:

•    предусмотреть возможность делегирования обязательств Оператору путем заключения соответствующего договора; при этом на Оператора должна возлагаться ответственность за выполнение установленных нормативов по сбору, обезвреживанию и использованию отходов;

•    предоставить производителям и импортерам право на заключение прямых договоров с организациями, непосредственно осуществляющими сбор, обезвреживание и (или) использование отходов;

•    ввести обязательства по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов, образовавшихся от упаковок и масел, изготовленных на 30% из вторичного сырья;

•    исключить законодательное распределение средств, поступивших на расчетный счет Оператора (в том числе на покупку новой техники и строительство новых заводов), предоставить Оператору право на самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотрев при этом представление им ежегодного публичного отчета об эффективности использования полученных денежных средств.

Виктор Маргелов, сопредседатель союза юридических лиц ”Республиканская конфедерация предпринимательства“
 

мероприятияархив