Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 11.01.2018

Что необходимо для наращивания экспорта услуг автомобильного транспорта

Международный автомобильный транспорт Республики Беларусь, на 99% представленный малыми предприятиями, обеспечивает устойчивый приток в страну иностранной валюты, вносит весомый вклад в формирование положительного сальдо торговли услугами и обеспечивает его ежегодное увеличение.

Парк автотранспортных средств, выполняющий международные перевозки грузов, насчитывает в Республики Беларусь более 16 тыс. единиц.Всфере международных автомобильных перевозок грузов работает 3,5 тыс. субъектов хозяйствования, обеспечивающих работой более 29 тыс. чел.

По итогам 10-ти месяцев 2017 г. выручка от экспорта услуг автомобильного транспорта увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22% и достигла 920 млн. долл. США, что составило почти 15% от общего объема экспорта услуг.  

Осуществляя лишь 8% всех транзитных перевозок, белорусские автоперевозчики планируют обеспечить по итогам 2017 года более 1 млрд. дол. США экспортной выручки. Высокая эффективность их деятельности достигается за счет реализации передовых подходов к организации работы, аккумулированию лучших мировых практик и инноваций, использованию максимальных возможностей, предоставляемых рынком.

Так, в течение последних 10 лет объем реализации услуг ООО «Интертрансавто» увеличился более чем в 10 раз, на предприятии работает 450 чел., средняя заработная плата достигла в эквиваленте 650 дол. США.  При этом экспортная выручка на одного сотрудника превышает 50 тыс. дол. США в год.

Как увеличить экспорт автомобильных услуг

Сегодня белорусские автоперевозчики работают в условиях жесткой конкуренции. Наша страна граничит с государствами, в которых международные автомобильные перевозки также получили высокий уровень развития. Количество автотранспортных средств, выполняющих международные перевозки товаров, в Польше в 12,5 раз, в Литве, России, Украине в 2 раза больше, чем в Беларуси.

У отечественных автоперевозчиков обновление парка транспортных средств за последние четыре года сократилось практически в 3 раза. Удельный вес новых транспортных средств (до 3-х лет с момента выпуска) снизился по сравнению с 2013 г. с 42 до 16%.

В результате количество автомобилей, соответствующих требованиям Евро-6, в парке перевозчиков Литвы составляет 7000 единиц, Польши – 50000, а в Беларуси всего 320.

Поскольку во многих странах установлена зависимость размера платы за проезд от экологического класса автомобиля, использование автомобилей Евро-6 позволяет транспортным компаниям уменьшать на 20% расходы на оплату проезда по платным дорогам на территории указанных государств. Кроме того, значительно повышается безопасность движения ина 6-7% снижается расход топлива. Это дает явные преимущества нашим конкурентам. Поэтому сегодня на долю белорусских автоперевозчиков приходится не более 8% всех транзитных перевозок.

Поскольку в Республике Беларусь отсутствует серийное производство седельных тягачей и грузовых автомобилей указанного класса, необходимо создание благоприятных условий для их приобретения посредством изменения порядка уплаты налога на добавленную стоимость и отмены утилизационного сбора при их приобретении. Это особенно актуально для малых предприятий, поскольку для ввоза одного тягача Евро-6 в настоящее время необходимо наличие свободных денежных средств в размере 32 тыс. евро.

Оснащение белорусских перевозчиков автомобилями указанного класса позволит Республике Беларусь увеличить количество многосторонних разрешений ЕКМТ, выдаваемых Международным транспортным форумом (Франция, Париж). Это также актуально в связи с вступающими с 1 января 2018 г. повышенными требованиями Хартии качества ЕКМТ к транспортным компаниям в части их профессиональной компетентности, финансовой устойчивости и деловой репутации.

Кроме того, это не только создаст новые возможности для белорусских транспортных компаний, но и ослабит их зависимость от разрешений стран-партнеров. В настоящее время только 25% всего автопарка обеспечены данными разрешениями и на протяжении последних 15-ти лет ситуация перманентно ухудшается. Так, с 2001 по 2017 гг. количество разрешений России для белорусских транспортников снизилось с 116 тыс. до 75 тыс., Казахстана – с 6 тыс. до 1,5 тыс., тогда как для польских перевозчиков количество разрешений за это же время увеличено почти вдвое.

Вопрос отмены разрешительной системы на перевозку всех видов грузов в ЕЭП требует решения на самом высшем уровне. Но считаю, что функционирование полноценного экономического союза возможно лишь в условиях свободного перемещения не только товаров, капитала и рабочей силы, но и услуг (без изъятий и ограничений).

Убежден, что реализация предложенных мер позволит нам уже в ближайшие пять лет увеличить объем экспортной выручки от осуществления международных транспортных перевозок до 2-х млрд. дол. США.

Андрей Смоляр, председатель совета директоров ООО "Интертрансавто"

мероприятияархив