Мненияархив

26 августа 2023 г.

Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решения

Представители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения

21 февраля 2023 г.

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости по тегам

Распечатать 06.04.2022

Результаты исследования о влиянии контрольно-проверочных мероприятий на белорусский бизнес

Советом по развитию предпринимательства было организовано исследование проблем субъектов хозяйствования в связи с проведением контрольно-проверочных мероприятий и выработаны предложения по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности.

Как свидетельствуют результаты исследования, в течение последних лет, несмотря на принятие мер по упорядочению деятельности контролирующих (надзорных) органов, уровень проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования постоянно растет.

Так, по данным Комитета государственного контроля Республики Беларусь за 11 месяцев 2021 г. было проведено 10189 проверок, тогда как за такой же период 2020 г. – 5961 проверка.

Таким образом, в 2021 г. количество проверок по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось в 1,7 раза. При этом количество выборочных проверок выросло на 2200 или 58,2%, количество внеплановых проверок увеличилось на 2028 или на 93,1%.

Количество мониторингов за девять месяцев 2021 г. составило 116,4 тыс. и выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 15,5%.

Количество мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (далее – МТХ) за девять месяцев 2021 г. увеличилось по сравнению с таким же периодом предыдущего года на 17%. Всего в указанный период было проведено 169,2 тыс. МТХ в отношении 90 тыс. субъектов хозяйствования. При этом число субъектов хозяйствования, в отношении которых проведены данные мероприятия, увеличилось на 12,1 тыс. или на 15,5%.

Ключевыми проблемами субъектов хозяйствования в связи с проведением контрольно-проверочных мероприятий являются:

1) длительные сроки проверок, требования контролирующих органов предоставлять заверенные копии проверяемых первичных учетных документов, договоров и другой информации, что ведет к дополнительным трудовым и финансовым издержкам; 

2) фактические проверки субъектов хозяйствования, осуществляемые под видом «мониторингов» или «мероприятий технологического характера»;

3) совмещение в ряде органов государственного управления функций регулирования тех либо иных отношений, контроля за исполнением и рассмотрения дел о нарушениях (органы здравоохранения, энергетики, стандартизации и др.) на практике чревато узковедомственным подходом и субъективизмом при принятии решений;

4) жесткие меры административной ответственности за допущенные правонарушения, в том числе:

- наличие значительных штрафных санкций за нарушение формальных процедур при отсутствии имущественного вреда;  

- установление фиксированных нижних границ штрафов, что ведет к относительно более суровому наказанию за незначительные правонарушения;

- отсутствие в ряде случаев зависимости штрафных санкций от размера имущественного вреда, дифференцирующей злостные нарушения и случайные ошибки;

5) угроза приостановления всех расходных операций плательщика в случае выявления налогового нарушения по результатам проверки.

По результатам исследования было предложено:

1) упорядочить проведение мониторинга, предусмотрев заблаговременное информирование субъектов хозяйствования (например, путем размещения сведений на сайте КГК), а также внесения информации о проводимом мониторинге (если оно проводится на территории или объекте субъекта хозяйствования) в книгу учета проверок;

2) изменить периодичность проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, увеличив, как минимум, в два раза продолжительность периода между ними;

3) предусмотреть административную ответственность должностного лица контролирующего (надзорного) органа за осуществление мониторинга без предварительного уведомления о его проведении и предъявления субъекту хозяйствования решения (предписания) по его результатам;

4) упорядочить меры административной ответственности за экономические правонарушения, установив в КоАП следующую градацию санкций:

- за правонарушения, которые не привели и не могли привести к возникновению непосредственного материального вреда для государства, юридических или физических лиц – предупреждение или до двух базовых величин;

- за правонарушения, которые могли привести к возникновению вреда, который возможно оценить в денежном эквиваленте – до двадцати базовых величин (с возмещением размера вреда);

- за правонарушения, которые причинили конкретный материальный вред – до ста базовых величин (с возмещением размера вреда).

5) внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 г. № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней» (далее – Указ № 340), предусматривающие расширение перечня оснований для освобождения.

Справочно: действующая редакция Указа № 340 предусматривает возможность освобождения только при условии, что исполнение административного взыскания и уплата пеней повлечет банкротство организации.

6) минимизировать возможности давления на субъектов хозяйствования через механизм уголовного преследования, предусмотрев:

- ограничение на этапе следствия и суда по экономическим преступлениям избрания в отношении подозреваемых или обвиняемых меры пресечения в виде содержания под стражей в пользу расширения применения меры пресечения в виде домашнего ареста или залога;

- освобождение от уголовной ответственности за экономические преступление лиц, обеспечивших возмещение вреда, причиненного государству и гражданам вследствие противоправной деятельности.

7) исключить практику привлечения руководителей субъектов хозяйствования к проведению профилактических мероприятий для работников, допустивших административные правонарушения, не связанные с исполнением трудовых функций.

мероприятияархив