Мненияархив

26 августа 2023 г.

Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решения

Представители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения

21 февраля 2023 г.

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости по тегам

Распечатать 15.02.2022

Предложения Совета по развитию предпринимательства по применению статьи 33 Налогового кодекса

Совет по развитию предпринимательства предлагает в проекте постановления Совета Министров Республики Беларусь по установлению особенностей отнесения действий или событий к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), предусмотреть следующие положения.

1. При оценке хозяйственных операций должен быть определен их действительный экономический смысл и основной мотив совершения.

При разрешении вопроса о том, являлось ли целью хозяйственной операции достижение деловой цели, включая получение экономического эффекта, или неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), необходимо оценить, совершил бы плательщик эту хозяйственную операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ.

В этой связи подлежат выяснению обстоятельства, позволяющие определить, обеспечено ли получение дохода исключительно или преимущественно за счет неуплаты (неполной уплаты) налогов в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.

Обоснованность получения экономического эффекта не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения плательщиком капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

2. Действия плательщика по организации ведения хозяйственной деятельности посредством группы лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих преференциальные и особые режимы налогообложения и являющихся взаимозависимыми, относятся к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), при совокупности следующих условий:

- участники группы осуществляют аналогичный вид деятельности, имеют одних и тех же поставщиков и покупателей,

- организация деятельности участников группы (поставки, сбыт, логистика, юридическое и кадровое сопровождение бухгалтерский учет) обеспечивается одними и теми же службами;

- работники индивидуального предпринимателя или организации, входящих в группу лиц, осуществляют свои трудовые функции в интересах других участников группы без оформления с ними трудовых отношений;

- фактическое управление деятельностью участников группы, представление их интересов во взаимоотношениях с контрагентами и государственными органами (организациями) осуществляется одними и теми же лицами;

- участники группы лиц используют осуществляют деятельность под одним и тем же товарным знаком, фирменным наименованием, с использованием одного и того же сайта в сети Интернет, адреса фактического местонахождения, сервера для хранения данных;

- осуществление деятельности посредством группы лиц привела к уменьшению налоговых обязательств по сравнению с ее осуществлением в рамках одной организации в условиях ранее применяемой ею системы налогообложения. В целях подтверждения или исключения указанного условия сравнению подлежит налоговая нагрузка плательщика с учетом объема выручки участников группы лиц с налоговой нагрузкой организации в условиях ранее применяемой системы налогообложения, в том числе включая право организации на применение вычетов по накопленным суммам налога на добавленную стоимость, выплату дивидендов с учетом льготных ставков налогов, переноса убытков и т.п.    

Возможность достижения организацией того же экономического результата с меньшей налоговой нагрузкой, полученной путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания действий плательщика направленными только на достижение налоговой цели.

3. Не относятся к хозяйственным операциям, основной целью совершения которых являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора), учреждение одной или нескольких взаимозависимых организаций, в том числе применяющих преференциальные и особые режимы налогообложения, если:

3.1 указанная организация создана в рамках реализации нормативных правовых актов по привлечению инвестиций и развитию регионов (1) или является резидентом Парка высоких технологий;

Обоснование: законодательством Республики Беларусь в рамках отдельных нормативно-правовых актов предусмотрен ряд преференциальных правовых режимов инвестирования.

Для получения статуса резидента какого-либо из преференциальных правовых режимов инвестирования с предоставлением соответствующих льгот и преференцийпредусматривается предварительное прохождение претендентом установленных законодательством процедур и (или) экспертиз, по итогу которых уполномоченным государственным органом принимается решение.

Таким образом, подтверждается соответствие цели деятельность субъекта целям и задачам

При этом в рамках преференциальных правовых режимов инвестирования предусмотрены способы и средства контроля текущей деятельности субъектов-резидентов, в том числе для недопущения нарушения ими предусмотренных законодательством ограничений и снижения рисков злоупотреблений.

Что касается нормативных правовых актов, направленных на развитие территорий, например Декрета № 6, то минимизация рисков злоупотреблений заложена в самом Декрете.

Исходя из установленных ограничений и соответствия деятельности целям принятия Декрета № 6, налоговые льготы потенциально доступны лишь 10-12 % субъектов хозяйствования от зарегистрированных на территории его действия.

3.2 указанная организация:

- имеет самостоятельный юридический адрес и размещается в обособленном помещении;

- обладает собственными или арендованными производственными фондами;

- имеет штатный персонал необходимой численности;

- имеет самостоятельный орган управления, обеспечивающий руководство текущей деятельностью;

- осуществляет деятельность от собственного имени, самостоятельно формирует круг потребителей продукции (работ, услуг) и формирует портфель заказов.


(1) Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 №213-З "О свободных экономических зонах";

Указ Президента Республики Беларусь от 05 июня 2012 г №253 "О создании Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень";

Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005г  №12 "О Парке высоких технологий"

Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 ”О Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы“;

Указ Президента Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. № 235 ”О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области“;

Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. № 506 ”О развитии Оршанского района Витебской области“;

Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“.

мероприятияархив