Мненияархив

26 августа 2023 г.

Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решения

Представители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения

21 февраля 2023 г.

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости по тегам

Распечатать 25.09.2019

Малое и среднее предпринимательство Республики Беларусь: современное состояние и тенденции развития

В течение 2018 г. в Беларуси наблюдался активный процесс позитивных изменений законодательно-правовых условий предпринимательской деятельности, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства, улучшения его отраслевой и территориальной структуры.

В числе наиболее значимых мер, призванных обеспечить прорыв в развитии предпринимательской инициативы и деловой активности в целом, можно отметить следующие.

Изменение порядка регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования (Декрет Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 2), в том числе:

- возможность открытия банковского расчетного счета одновременно с регистрацией субъекта хозяйствования на основании представления регистрирующего органа; исключение ограничения по созданию дочернего предприятия в случае наличия у его учредителя не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств;

- предоставление регистрирующим органам права на ликвидацию субъекта хозяйствования, не осуществляющего предпринимательскую деятельность
в течение 24 месяцев подряд (ранее – в течение 12 месяцев подряд);

- ограничение срока (не более трех лет) на право налоговых и иных уполномоченных органов обращаться в суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, их ликвидации (прекращении деятельности).

Упрощение процедур создания бизнеса, унификация требований к функционированию его субъектов (Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года №7), в том числе:

- уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности (их перечень охватывает сферы, в которых сосредоточено примерно 95 % малого и среднего бизнеса);

- общие (единые) требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;

- отмена использования субъектами хозяйствования печатей и их замена электронными средствами аутентификации и идентификации (электронной цифровой подписью);

- запрет до 2020 г. на введение новых налогов и повышение налоговых ставок, что призвано содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий;

максимальное упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации;

Изменение порядка проведения проверок(Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»), в том числе:

- замена плановых проверок выборочными проверками только при наличии комплекса оснований;

- смещение акцента на профилактическую работу;

- сокращение оснований для назначения внеплановых проверок. изменяющий порядок проведения проверок.

Рассмотрим, насколько указанные новации законодательно-правовой среды казали влияние на динамику развития малого и среднего бизнеса.

Согласно статистическим данным в течение 2018 года общее число зарегистрированных организаций-субъектов МСП страны выросло на 1,1 %, индивидуальных предпринимателей – на 2,2% (см. табл. 1).

Таблица 1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь

Количество субъектов МСП

Годы

2018/2017

(%%)

2017 г.

2018 г.

 

микро-, малые и средние организации, единиц

в т.ч.

109971

111214

101,1

средние организации

2245

2237

99,6

микро- и малые организации

107726

108977

101,2

микроорганизации

95854

97449

101,7

малые организации

11872

11528

97,1

индивидуальные предприниматели, человек 

 

236138

 

241300

 

102,2

Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 16

Как следует из представленных данных, в секторе малого и среднего предпринимательства сохранилась сложившаяся в последние годы тенденция опережающего роста количества микробизнесов.

Так, по итогам 2018 года:

- число микроорганизаций увеличилось на 1,7%;

- количество малых организаций сократилось на 2,9%;

- количество средних организаций сократилось на 0,4%.

В результате, в структуре сектора МСП доля микропредприятий увеличилась с 87,2 % до 87,6 %, соответственно сократилась доля малых предприятий (с 10,8 % до 10,4 %) при том, что доля средних предприятий практически не изменилась.

Численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилась на 0,7% – с 1442,1 тыс. чел. по состоянию на 1 января 2018 г.
до 1,453 тыс. чел. по состоянию на 1 января 2019 г. (см. табл. 2)

Таблица 2

Средняя численность работников микро-, малых и средних организаций, численность ИП и привлекаемых ими наемных лиц

Средняя численность работников

тыс. чел.

Темп роста

2018/2017

(в %%)

МСП

ИП

Всего

г о д ы

2017

2018

2017

2018

2017

2018

МСП

ИП

Всего

1151,6

1158,1

290,4

294,6

1442,1

1452,7

100,7

101,4

100,7

Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 16

Положительная динамика количества занятых в секторе МСП имела место во всех регионах, за исключением г. Минска и Минской области, где количество занятых в организациях незначительно сократилось, но при этом выросло число ИП и привлекаемых ими работников (см. табл.3).

Таблица 3

Средняя численность работников микро-, малых и средних организаций, численность индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц по областям и г. Минску

тыс. чел.

 

Регион

Средняя численность работников МСП

ИП и физ. лица, привлекаемые по трудовым и гражданско-трудовым договорам 

Темп роста

2018/2017

(в %%)

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

МСП

ИП

Республика Беларусь

1442,1

1452,7

290,4

294,6

100,7

101,4

Брестская обл.

183,0

185,6

41,9

45,1

101,4

107,6

Витебская обл.

140,3

143,3

27,3

27,3

102,1

100,0

Гомельская обл.

153,4

156,2

35,1

35,6

101,8

101,4

Гродненская обл.

127,4

127,4

30,9

30,9

100.0

100,0

г. Минск

466,3

465,9

82,7

83,6

99,9

101,1

Минская обл.

251,9

251,8

43,8

45,5

99,9

103,9

Могилевская обл.

119,9

122,7

28,8

29,5

102,3

102,4

Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32

По итогам 2018 года сложились следующие показатели средней численности работников:

- микроорганизации – 3,5 чел.;

- малые организации – 38,5 чел.;

- средние организации – 164,4 чел.

Таким образом, более 87 % организаций сектора МСП обеспечивают работой в среднем 3,5 человека, а средневзвешенная численность занятых
в расчете на одного субъекта по сектору в целом составляет чуть более 10 человек, то есть почти в 1,5 раза ниже предельной численности, установленной для микроорганизации.

При росте численности занятых в сфере индивидуального предпринимательства на 1,4 % – с 290,4 тыс. чел. до 294,6 тыс. чел., как
по стране в целом, так и по всем областям численность физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями, сократилась – с 54,3 тыс. чел. до 53,3 тыс. человек. Наибольшее сокращение имело место в Витебской
и Гродненской областях (см. табл.4).

Таблица 4

Средняя численность работников, привлекаемых ИП областям и г. Минску

тыс. чел.

 

Регион

Физические лица, привлекаемые ИП по трудовым и гражданско-трудовым договорам 

Темп роста

2018/2017

(в %%)

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

54,3

53,3

98,2

Брестская обл.

9,7

9,5

97,9

Витебская обл.

5,9

5,7

96,6

Гомельская обл.

8,6

8,5

98,8

Гродненская обл.

6,7

6,5

97,0

г. Минск

10,0

9,8

98,0

Минская обл.

7,2

7,1

98,6

Могилевская обл.

6,3

6,2

98,4

Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32

Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь не изменился, хотя по отдельным регионам наблюдалась незначительная как положительная, так и отрицательная динамика. Исключение составляет Гродненская область, где при сокращении количества малых и средних предприятий на 1 % их вклад в производство валового регионального продукта увеличился на 17 % (см. табл. 5).

Таблица 5

Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем (валовом региональном) продукте

в % к общереспубликанскому (областному) итогу

 

Регион

Субъекты МСП

ИП

Темп роста

2018/2017
(в %%)

 

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

 

МСП

ИП

 

Республика Беларусь

21,6

21,6

3,0

3,0

100.0

100.0

 

Брестская обл.

20,1

21,0

3,7

3,7

104,5

100,0

 

Витебская обл.

15,2

15,8

2,9

2,8

103,9

96,6

 

Гомельская обл.

13,5

13,1

2,9

2,8

97,0

96,6

 

Гродненская обл.

14,7

17,2

3,2

3,1

117,0

96,9

 

г. Минск

37,4

37,4

4,2

4,2

100,0

100,0

 

Минская обл.

28,4

28,6

3,2

3,3

100,7

103,1

 

Могилевская обл.

18,4

20,3

3,6

3,8

110,3

105.6

 

Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32

Характерной чертой отечественного малого и среднего предпринимательства является неравномерное распределение его субъектов по территории страны: почти 60% организаций МСП и более 45% ИП сосредоточены в Минске и Минской области. Тогда как на каждую из оставшихся пяти областей приходится 7-9% организаций и от 8 до 15% ИП.

На развитие предпринимательской деятельности в регионах были направлены:

Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», предусматривающий установление в сельской местности и малых городских поселениях особых условий налогообложения при осуществлении розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

Указ Президента Республики Беларусь 28 июня 2017 г.№ 227 «Об обеспечении качества и доступности бытового обслуживания», предусматривающий выделение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим бытовые услуги населению, субсидий на приобретение сырья, материалов и комплектующих, приобретение, ремонт транспортных средств и оборудования, строительство объектов бытового обслуживания, расположенных в сельской местности, в том числе их текущий и капитальный ремонт, реконструкцию.

По информации Министерства по налогам и сборам за 2018 год льготами, предусмотренными Указом № 345, воспользовались 1107 субъектов хозяйствования, в том числе 272 юридических лица и 835 индивидуальных предпринимателей. За этот же период от данных субъектов в бюджет поступило налогов на сумму 196,3 млн. рублей (0,8 % от суммы поступлений платежей в консолидированный бюджет за 2018 год), создано 189 новых рабочих мест.

По информации облисполкомов по состоянию на 1 января 2019 г. за период действия Указа № 345 по республике открылось и функционирует 309 объектов торговли, 64 объекта общественного питания и 157 объектов бытового обслуживания.

Динамика развития предпринимательства по регионам страны представлена в таблице 6.

Таблица 6

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по областям и г. Минску

 

Регион

Микро-, малые и средние организации

ИП

Темп роста

2018/2017

(%%)

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

МСП

ИП

Республика Беларусь

109971

111214

236138

241300

101.1

102.2

Брестская обл.

10612

10720

32215

35578

101.0

110.4

Витебская обл.

8717

8829

21389

21587

101.3

100.9

Гомельская обл.

9912

10000

26482

27111

100.9

102.4

Гродненская обл.

8483

8397

24200

24422

99.0

100.9

г. Минск

42808

43853

72670

73833

102.4

101.6

Минская обл.

20891

20684

36642

38438

99.0

104.9

Могилевская обл.

8548

8731

22540

23331

102.1

103.5

Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32

Как видно из таблицы 6, процесс динамики индивидуального предпринимательства по областям шел синхронно, за исключением Брестской (прирост составил 10%) и Минской (прирост – почти 5%) областей. В то же время по количеству зарегистрированных организаций МСП Минская область оказалась в аутсайдерах наряду с Гродненской областью (сокращение на 1 %).

В результате по итогам 2018 года существенных изменений в территориальной структуре сектора МСП не произошло: удельный вес количества организаций МСП г. Минска и Минской области в их общем количестве составил 58%, ИП – 46%.

Наряду со стимулированием развития бизнеса, ряд правовых инициатив был направлен наповышение экономической активности и развитие самозанятости населения. В их числе:

Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц», расширяющий перечень видов деятельности, которые могут выполняться физическими лица без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (дополнительно 12 видов деятельности).

Указ Президента Республики Беларусь от09 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности», предусматривающий расширение перечня видов ремесленной деятельности, которые граждане вправе осуществлять по заявительному принципу
без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в перечень включены все виды творчества, осуществляемые на основе ручного труда).

Указ Президента Республики Беларусь от 09 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма»,закрепляющий право граждан, проживающих в сельской местности и имеющих земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, заниматься агроэкотуризмом без изменения целевого назначения этих земельных участков; расширение перечня дополнительных услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма,
в том числе права проводить презентации, юбилеи, банкеты.

По данным Министерства по налогам и сборам на 1 января 2019 года на учете в налоговых органах республики состояло 38,3 тыс. физических лиц, сообщивших о планах осуществлять деятельность по заявительному принципу. За 2018 год их количество увеличилось на 15,3 тыс. человек, то есть более чем на 65%.

Более четверти самозанятых сосредоточено в сфере продажи на торговых местах продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, домашней выпечки и другой кулинарной продукции. Но втором месте по популярности – парикмахерские и косметические услуги, то есть виды деятельности, характерные для микроорганизаций.

Быстрый рост количества самозанятых в прошлом году был характерен практически для всей страны.

Так, в Минской области единый налог по заявительному принципу уплачивали 4644 гражданина, их количество увеличилось за 2018 год на 72,6%.

В Гродненской области деятельность по заявительному принципу с уплатой единого налога осуществляли в прошлом году 5417 физических лиц (по сравнению с 2017 годом их количество выросло в 1,7 раза или на 2265 человек).

Лидером в этом вопросе стала Могилевская область, где количество самозанятых в 2018 году составило более 1400 человек. По сравнению с уровнем 2017 года их численность увеличилась в 9,2 раза или на 1286 человек.

Количество лиц, занимающихся ремесленной деятельностью, выросло за 2018 год более чем на 23 % и на 1 января 2019 г. составило 36199 человек.

Наибольшее количество ремесленников сосредоточено в Минске и Минской области (35 %). В разрезе регионов лидирует Брестская область (5644 человек). Наименьшее количество ремесленников насчитывается в Могилевской и Гродненской областях (4182 и 4268 человек соответственно).

Таблица 7

Количество ремесленников по областям и г. Минску

чел.

Регион

Количество ремесленников

2017 год

2018 год

Всего по республике

29 381

36 199

Брестская область

5 055

5 644

Витебская область

3 780

4 568

Гомельская область

3 468

4 537

Гродненская область

3 517

4 268

Минская область

3 375

4 472

Могилевская область

3 512

4 182

г. Минск

6 674

8 528

Согласно статистическим данным в 2018 году количество осуществляющих деятельность субъектов агроэкотуризма составило 2054 единицы, что почти на 13 % больше, чем в 2017 году. Сумма, полученная в оплату предоставленных ими услуг по сравнению с 2017 г. выросла на 16,2 % и составила 20,0 млн. рублей.

Также наблюдался существенный рост (на 20,3 %) численности обслуженных туристов – с 351,1 тыс. человек в 2017 г. до 422,3 тыс. человек
в 2018 г. При этом почти 90 % посетителей агроэкоусадеб составляли граждане Беларуси, 7,5 % – граждане Российской Федерации, чуть более 2,5 % –граждане иных государств.

Следует отметить, что 55 % субъектов агроэкотуризма сосредоточены в Минской и Витебской областях, далее следуют Брестская и Гродненская области (28,8 %).

Возможность заниматься бизнесом без регистрации в качестве субъекта предпринимательства привела к переходу наемных работников микроорганизаций и ИП в категорию самозанятых. Это стало одной из причин того, что, несмотря на рост количества микроорганизаций и ИП, численность занятых у них работников сократилась.

Основные выводы:

1. количество организаций-субъектов МСП в 2018 г. увеличилось на 1,1 % и составило на 1 января 2019 г. 111,2 тыс. ед.; количество индивидуальных предпринимателей увеличилось за тот же период на 2,2 % и составило соответственно 241,3 тыс. чел.;

2. в структуре сектора МСП доля микропредприятий увеличилась с 87,2 % до 87,6 %, соответственно сократилась доля малых предприятий (с 10,8 % до 10,4 %), доля средних предприятий практически не изменилась;

3. численность занятых в секторе МСП увеличилась на 0,7 % – с 1,15 млн. чел. на 1 января 2018 г. до 1,16 млн. чел. на 1 января 2019 г.

При этом средняя численность работников организаций составила:

- микроорганизации – 3,5 чел.;

- малые организации – 38,5 чел.;

- средние организации – 164,4 чел.;

4. численность физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями по трудовым и гражданско-трудовым договорам, сократилась почти на 2 % (с 54,3 тыс. чел. до 53,3 тыс. чел.);

5. при этом существенно увеличилось количество самозанятых, в том числе:

- осуществлявших деятельность по заявительному принципу – более чем на 65 %;

- осуществляющих деятельность субъектов агроэкотуризма – почти на 13 %;

- занимающихся ремесленной деятельностью – более чем на 23 %;

6. удельный вес субъектов МСП в производстве валового внутреннего продукта не изменился.

Таким образом, результаты анализа свидетельствуют, что в 2018 году в секторе МСП наметилась тенденция позитивных количественных изменений. Но при этом какой-либо

мероприятияархив