26 августа 2023 г.
Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решенияПредставители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения
21 февраля 2023 г.
Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развитияТатьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.
08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Новости по тегам
Малое и среднее предпринимательство Республики Беларусь: современное состояние и тенденции развития
В течение 2018 г. в Беларуси наблюдался активный процесс позитивных изменений законодательно-правовых условий предпринимательской деятельности, направленных на развитие сектора малого и среднего предпринимательства, улучшения его отраслевой и территориальной структуры.
В числе наиболее значимых мер, призванных обеспечить прорыв в развитии предпринимательской инициативы и деловой активности в целом, можно отметить следующие.
Изменение порядка регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования (Декрет Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. № 2), в том числе:
- возможность открытия банковского расчетного счета одновременно с регистрацией субъекта хозяйствования на основании представления регистрирующего органа; исключение ограничения по созданию дочернего предприятия в случае наличия у его учредителя не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств;
- предоставление регистрирующим органам права на ликвидацию субъекта хозяйствования, не осуществляющего предпринимательскую деятельность
в течение 24 месяцев подряд (ранее – в течение 12 месяцев подряд);
- ограничение срока (не более трех лет) на право налоговых и иных уполномоченных органов обращаться в суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, их ликвидации (прекращении деятельности).
Упрощение процедур создания бизнеса, унификация требований к функционированию его субъектов (Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года №7), в том числе:
- уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности (их перечень охватывает сферы, в которых сосредоточено примерно 95 % малого и среднего бизнеса);
- общие (единые) требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
- отмена использования субъектами хозяйствования печатей и их замена электронными средствами аутентификации и идентификации (электронной цифровой подписью);
- запрет до 2020 г. на введение новых налогов и повышение налоговых ставок, что призвано содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий;
максимальное упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации;
Изменение порядка проведения проверок(Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности»), в том числе:
- замена плановых проверок выборочными проверками только при наличии комплекса оснований;
- смещение акцента на профилактическую работу;
- сокращение оснований для назначения внеплановых проверок. изменяющий порядок проведения проверок.
Рассмотрим, насколько указанные новации законодательно-правовой среды казали влияние на динамику развития малого и среднего бизнеса.
Согласно статистическим данным в течение 2018 года общее число зарегистрированных организаций-субъектов МСП страны выросло на 1,1 %, индивидуальных предпринимателей – на 2,2% (см. табл. 1).
Таблица 1
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь
Количество субъектов МСП |
Годы |
2018/2017 (%%) |
|
2017 г. |
2018 г. |
|
|
микро-, малые и средние организации, единиц в т.ч. |
109971 |
111214 |
101,1 |
средние организации |
2245 |
2237 |
99,6 |
микро- и малые организации |
107726 |
108977 |
101,2 |
микроорганизации |
95854 |
97449 |
101,7 |
малые организации |
11872 |
11528 |
97,1 |
индивидуальные предприниматели, человек |
236138 |
241300 |
102,2 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 16
Как следует из представленных данных, в секторе малого и среднего предпринимательства сохранилась сложившаяся в последние годы тенденция опережающего роста количества микробизнесов.
Так, по итогам 2018 года:
- число микроорганизаций увеличилось на 1,7%;
- количество малых организаций сократилось на 2,9%;
- количество средних организаций сократилось на 0,4%.
В результате, в структуре сектора МСП доля микропредприятий увеличилась с 87,2 % до 87,6 %, соответственно сократилась доля малых предприятий (с 10,8 % до 10,4 %) при том, что доля средних предприятий практически не изменилась.
Численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилась на 0,7% – с 1442,1 тыс. чел. по состоянию на 1 января 2018 г.
до 1,453 тыс. чел. по состоянию на 1 января 2019 г. (см. табл. 2)
Таблица 2
Средняя численность работников микро-, малых и средних организаций, численность ИП и привлекаемых ими наемных лиц
Средняя численность работников тыс. чел. |
Темп роста 2018/2017 (в %%) |
|||||||
МСП |
ИП |
Всего |
||||||
г о д ы |
||||||||
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
2017 |
2018 |
МСП |
ИП |
Всего |
1151,6 |
1158,1 |
290,4 |
294,6 |
1442,1 |
1452,7 |
100,7 |
101,4 |
100,7 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 16
Положительная динамика количества занятых в секторе МСП имела место во всех регионах, за исключением г. Минска и Минской области, где количество занятых в организациях незначительно сократилось, но при этом выросло число ИП и привлекаемых ими работников (см. табл.3).
Таблица 3
Средняя численность работников микро-, малых и средних организаций, численность индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц по областям и г. Минску
тыс. чел.
Регион |
Средняя численность работников МСП |
ИП и физ. лица, привлекаемые по трудовым и гражданско-трудовым договорам |
Темп роста 2018/2017 (в %%) |
|||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
МСП |
ИП |
|
Республика Беларусь |
1442,1 |
1452,7 |
290,4 |
294,6 |
100,7 |
101,4 |
Брестская обл. |
183,0 |
185,6 |
41,9 |
45,1 |
101,4 |
107,6 |
Витебская обл. |
140,3 |
143,3 |
27,3 |
27,3 |
102,1 |
100,0 |
Гомельская обл. |
153,4 |
156,2 |
35,1 |
35,6 |
101,8 |
101,4 |
Гродненская обл. |
127,4 |
127,4 |
30,9 |
30,9 |
100.0 |
100,0 |
г. Минск |
466,3 |
465,9 |
82,7 |
83,6 |
99,9 |
101,1 |
Минская обл. |
251,9 |
251,8 |
43,8 |
45,5 |
99,9 |
103,9 |
Могилевская обл. |
119,9 |
122,7 |
28,8 |
29,5 |
102,3 |
102,4 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32
По итогам 2018 года сложились следующие показатели средней численности работников:
- микроорганизации – 3,5 чел.;
- малые организации – 38,5 чел.;
- средние организации – 164,4 чел.
Таким образом, более 87 % организаций сектора МСП обеспечивают работой в среднем 3,5 человека, а средневзвешенная численность занятых
в расчете на одного субъекта по сектору в целом составляет чуть более 10 человек, то есть почти в 1,5 раза ниже предельной численности, установленной для микроорганизации.
При росте численности занятых в сфере индивидуального предпринимательства на 1,4 % – с 290,4 тыс. чел. до 294,6 тыс. чел., как
по стране в целом, так и по всем областям численность физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями, сократилась – с 54,3 тыс. чел. до 53,3 тыс. человек. Наибольшее сокращение имело место в Витебской
и Гродненской областях (см. табл.4).
Таблица 4
Средняя численность работников, привлекаемых ИП областям и г. Минску
тыс. чел.
Регион |
Физические лица, привлекаемые ИП по трудовым и гражданско-трудовым договорам |
Темп роста 2018/2017 (в %%) |
|
2017 г. |
2018 г. |
||
Республика Беларусь |
54,3 |
53,3 |
98,2 |
Брестская обл. |
9,7 |
9,5 |
97,9 |
Витебская обл. |
5,9 |
5,7 |
96,6 |
Гомельская обл. |
8,6 |
8,5 |
98,8 |
Гродненская обл. |
6,7 |
6,5 |
97,0 |
г. Минск |
10,0 |
9,8 |
98,0 |
Минская обл. |
7,2 |
7,1 |
98,6 |
Могилевская обл. |
6,3 |
6,2 |
98,4 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32
Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь не изменился, хотя по отдельным регионам наблюдалась незначительная как положительная, так и отрицательная динамика. Исключение составляет Гродненская область, где при сокращении количества малых и средних предприятий на 1 % их вклад в производство валового регионального продукта увеличился на 17 % (см. табл. 5).
Таблица 5
Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем (валовом региональном) продукте
в % к общереспубликанскому (областному) итогу
Регион |
Субъекты МСП |
ИП |
Темп роста
2018/2017 |
|
|||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||||
МСП |
ИП |
|
|||||
Республика Беларусь |
21,6 |
21,6 |
3,0 |
3,0 |
100.0 |
100.0 |
|
Брестская обл. |
20,1 |
21,0 |
3,7 |
3,7 |
104,5 |
100,0 |
|
Витебская обл. |
15,2 |
15,8 |
2,9 |
2,8 |
103,9 |
96,6 |
|
Гомельская обл. |
13,5 |
13,1 |
2,9 |
2,8 |
97,0 |
96,6 |
|
Гродненская обл. |
14,7 |
17,2 |
3,2 |
3,1 |
117,0 |
96,9 |
|
г. Минск |
37,4 |
37,4 |
4,2 |
4,2 |
100,0 |
100,0 |
|
Минская обл. |
28,4 |
28,6 |
3,2 |
3,3 |
100,7 |
103,1 |
|
Могилевская обл. |
18,4 |
20,3 |
3,6 |
3,8 |
110,3 |
105.6 |
|
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32
Характерной чертой отечественного малого и среднего предпринимательства является неравномерное распределение его субъектов по территории страны: почти 60% организаций МСП и более 45% ИП сосредоточены в Минске и Минской области. Тогда как на каждую из оставшихся пяти областей приходится 7-9% организаций и от 8 до 15% ИП.
На развитие предпринимательской деятельности в регионах были направлены:
Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», предусматривающий установление в сельской местности и малых городских поселениях особых условий налогообложения при осуществлении розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
Указ Президента Республики Беларусь 28 июня 2017 г.№ 227 «Об обеспечении качества и доступности бытового обслуживания», предусматривающий выделение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим бытовые услуги населению, субсидий на приобретение сырья, материалов и комплектующих, приобретение, ремонт транспортных средств и оборудования, строительство объектов бытового обслуживания, расположенных в сельской местности, в том числе их текущий и капитальный ремонт, реконструкцию.
По информации Министерства по налогам и сборам за 2018 год льготами, предусмотренными Указом № 345, воспользовались 1107 субъектов хозяйствования, в том числе 272 юридических лица и 835 индивидуальных предпринимателей. За этот же период от данных субъектов в бюджет поступило налогов на сумму 196,3 млн. рублей (0,8 % от суммы поступлений платежей в консолидированный бюджет за 2018 год), создано 189 новых рабочих мест.
По информации облисполкомов по состоянию на 1 января 2019 г. за период действия Указа № 345 по республике открылось и функционирует 309 объектов торговли, 64 объекта общественного питания и 157 объектов бытового обслуживания.
Динамика развития предпринимательства по регионам страны представлена в таблице 6.
Таблица 6
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по областям и г. Минску
Регион |
Микро-, малые и средние организации |
ИП |
Темп роста 2018/2017 (%%) |
|||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
МСП |
ИП |
|
Республика Беларусь |
109971 |
111214 |
236138 |
241300 |
101.1 |
102.2 |
Брестская обл. |
10612 |
10720 |
32215 |
35578 |
101.0 |
110.4 |
Витебская обл. |
8717 |
8829 |
21389 |
21587 |
101.3 |
100.9 |
Гомельская обл. |
9912 |
10000 |
26482 |
27111 |
100.9 |
102.4 |
Гродненская обл. |
8483 |
8397 |
24200 |
24422 |
99.0 |
100.9 |
г. Минск |
42808 |
43853 |
72670 |
73833 |
102.4 |
101.6 |
Минская обл. |
20891 |
20684 |
36642 |
38438 |
99.0 |
104.9 |
Могилевская обл. |
8548 |
8731 |
22540 |
23331 |
102.1 |
103.5 |
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь», Мн., 2019, с. 22-32
Как видно из таблицы 6, процесс динамики индивидуального предпринимательства по областям шел синхронно, за исключением Брестской (прирост составил 10%) и Минской (прирост – почти 5%) областей. В то же время по количеству зарегистрированных организаций МСП Минская область оказалась в аутсайдерах наряду с Гродненской областью (сокращение на 1 %).
В результате по итогам 2018 года существенных изменений в территориальной структуре сектора МСП не произошло: удельный вес количества организаций МСП г. Минска и Минской области в их общем количестве составил 58%, ИП – 46%.
Наряду со стимулированием развития бизнеса, ряд правовых инициатив был направлен наповышение экономической активности и развитие самозанятости населения. В их числе:
Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц», расширяющий перечень видов деятельности, которые могут выполняться физическими лица без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (дополнительно 12 видов деятельности).
Указ Президента Республики Беларусь от09 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности», предусматривающий расширение перечня видов ремесленной деятельности, которые граждане вправе осуществлять по заявительному принципу
без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (в перечень включены все виды творчества, осуществляемые на основе ручного труда).
Указ Президента Республики Беларусь от 09 октября 2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма»,закрепляющий право граждан, проживающих в сельской местности и имеющих земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, заниматься агроэкотуризмом без изменения целевого назначения этих земельных участков; расширение перечня дополнительных услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма,
в том числе права проводить презентации, юбилеи, банкеты.
По данным Министерства по налогам и сборам на 1 января 2019 года на учете в налоговых органах республики состояло 38,3 тыс. физических лиц, сообщивших о планах осуществлять деятельность по заявительному принципу. За 2018 год их количество увеличилось на 15,3 тыс. человек, то есть более чем на 65%.
Более четверти самозанятых сосредоточено в сфере продажи на торговых местах продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, домашней выпечки и другой кулинарной продукции. Но втором месте по популярности – парикмахерские и косметические услуги, то есть виды деятельности, характерные для микроорганизаций.
Быстрый рост количества самозанятых в прошлом году был характерен практически для всей страны.
Так, в Минской области единый налог по заявительному принципу уплачивали 4644 гражданина, их количество увеличилось за 2018 год на 72,6%.
В Гродненской области деятельность по заявительному принципу с уплатой единого налога осуществляли в прошлом году 5417 физических лиц (по сравнению с 2017 годом их количество выросло в 1,7 раза или на 2265 человек).
Лидером в этом вопросе стала Могилевская область, где количество самозанятых в 2018 году составило более 1400 человек. По сравнению с уровнем 2017 года их численность увеличилась в 9,2 раза или на 1286 человек.
Количество лиц, занимающихся ремесленной деятельностью, выросло за 2018 год более чем на 23 % и на 1 января 2019 г. составило 36199 человек.
Наибольшее количество ремесленников сосредоточено в Минске и Минской области (35 %). В разрезе регионов лидирует Брестская область (5644 человек). Наименьшее количество ремесленников насчитывается в Могилевской и Гродненской областях (4182 и 4268 человек соответственно).
Таблица 7
Количество ремесленников по областям и г. Минску
чел.
Регион |
Количество ремесленников |
|
2017 год |
2018 год |
|
Всего по республике |
29 381 |
36 199 |
Брестская область |
5 055 |
5 644 |
Витебская область |
3 780 |
4 568 |
Гомельская область |
3 468 |
4 537 |
Гродненская область |
3 517 |
4 268 |
Минская область |
3 375 |
4 472 |
Могилевская область |
3 512 |
4 182 |
г. Минск |
6 674 |
8 528 |
Согласно статистическим данным в 2018 году количество осуществляющих деятельность субъектов агроэкотуризма составило 2054 единицы, что почти на 13 % больше, чем в 2017 году. Сумма, полученная в оплату предоставленных ими услуг по сравнению с 2017 г. выросла на 16,2 % и составила 20,0 млн. рублей.
Также наблюдался существенный рост (на 20,3 %) численности обслуженных туристов – с 351,1 тыс. человек в 2017 г. до 422,3 тыс. человек
в 2018 г. При этом почти 90 % посетителей агроэкоусадеб составляли граждане Беларуси, 7,5 % – граждане Российской Федерации, чуть более 2,5 % –граждане иных государств.
Следует отметить, что 55 % субъектов агроэкотуризма сосредоточены в Минской и Витебской областях, далее следуют Брестская и Гродненская области (28,8 %).
Возможность заниматься бизнесом без регистрации в качестве субъекта предпринимательства привела к переходу наемных работников микроорганизаций и ИП в категорию самозанятых. Это стало одной из причин того, что, несмотря на рост количества микроорганизаций и ИП, численность занятых у них работников сократилась.
Основные выводы:
1. количество организаций-субъектов МСП в 2018 г. увеличилось на 1,1 % и составило на 1 января 2019 г. 111,2 тыс. ед.; количество индивидуальных предпринимателей увеличилось за тот же период на 2,2 % и составило соответственно 241,3 тыс. чел.;
2. в структуре сектора МСП доля микропредприятий увеличилась с 87,2 % до 87,6 %, соответственно сократилась доля малых предприятий (с 10,8 % до 10,4 %), доля средних предприятий практически не изменилась;
3. численность занятых в секторе МСП увеличилась на 0,7 % – с 1,15 млн. чел. на 1 января 2018 г. до 1,16 млн. чел. на 1 января 2019 г.
При этом средняя численность работников организаций составила:
- микроорганизации – 3,5 чел.;
- малые организации – 38,5 чел.;
- средние организации – 164,4 чел.;
4. численность физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями по трудовым и гражданско-трудовым договорам, сократилась почти на 2 % (с 54,3 тыс. чел. до 53,3 тыс. чел.);
5. при этом существенно увеличилось количество самозанятых, в том числе:
- осуществлявших деятельность по заявительному принципу – более чем на 65 %;
- осуществляющих деятельность субъектов агроэкотуризма – почти на 13 %;
- занимающихся ремесленной деятельностью – более чем на 23 %;
6. удельный вес субъектов МСП в производстве валового внутреннего продукта не изменился.
Таким образом, результаты анализа свидетельствуют, что в 2018 году в секторе МСП наметилась тенденция позитивных количественных изменений. Но при этом какой-либо