Мненияархив

26 августа 2023 г.

Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решения

Представители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения

21 февраля 2023 г.

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости по тегам

Распечатать 25.04.2014

Вице-премьер Петр Прокопович: «Если бы мы не покупали товары за границей, то наш рубль был бы одной из самых устойчивых валют»

Заседание Совета по развитию предпринимательства в этот раз Петр Прокопович решил провести на своей родине - Брестчине. Первый пункт программы - «Савушкин-продукт». Петр Петрович с неизменной улыбкой на лице облачается в халат молочника: в гражданской одежде на производство нельзя.

- Наверное, редко бываете на Брестчине, Петр Петрович? - спрашиваю я.

- Да, к сожалению. Но мне в любой области хорошо. Хотя, конечно, на родину люблю приезжать, - улыбается Петр Петрович.

Мы моем руки, надеваем шапочки, бахилы, проходим дезинфекцию. И только после этого нас ведут в зал переработки молока, проходим цеха, где делают йогурты, кисломолочные напитки.

- А почему у вас молоко с таким большим сроком реализации? Что это за молоко, которое по полгода может стоять? - задают вопросы предприниматели.

- Да мы бы с радостью делали сроки реализации и по двое суток, - отвечает директор Александр Савчиц. - Так ведь торговля не хочет. А молоко с продленным сроком хранения при нашей обработке сохраняет все полезные свойства. Мы убиваем только бактерии. Нашими продуктами детей кормят без опаски.

 «Представьте, что нам завтра отказали в импорте, так что будем без одежды и обуви ходить?»

Дальше в программе «Гефест» Петр Петрович отправился в автобусе с журналистами и предпринимателями. Примечательно, что у вице-премьера нет своей охраны.

- Очень серьезно у нас просел белорусский рынок, в том числе и из-за того, что меньше стали строить жилья. Рентабельность у нас упала на 10%, - рассказывают вице-премьеру на «Гефесте». - На 32,5% наш рынок сократился, на 20% - Казахстан, на 22% - Украина. Только благодаря российскому рынку мы смогли выйти на доведенные показатели.

На «Гефесте» для делегации устраивают кофе-брейк - сок, вода и украинские конфеты «Рошен». Петр Петрович попил сока, а вот от сладкого отказался.

- Давайте уже на швейном предприятии пообщаемся. Ну как с такими красивыми девушками не поговорить, - рассыпается в комплиментах вице-премьер. И мы едем на швейную фирму «Панда». Работницы предприятия продефилировали в своих же платьях.

Прокоповичу дефиле, по всей видимости, понравилось. Но узнав, что в Бресте больше 5000 швей и они не загружены, а белорусских товаров на рынках мало, он посетовал:

- За прошлый год реальные доходы населения увеличились на 17%. Но за счет чего люди удовлетворили свои потребности? За счет того, что на 25% увеличилось потребление импортных товаров. В продовольствии импорт составил 32%, а непродовольственных  товаров - 64%. Это та черта, которая уже говорит о безопасности в стране. Представьте, что завтра нам по некоторым причинам отказали во ввозе продукции легкой промышленности из других стран. Так что мы будем ходить без одежды, без обуви, без ничего что ли? У нас импорт продовольствия может быть объективным - это цитрусовые, кофе, чай, то, чего у нас нет. Это 10 - 15% от общей потребности. Все остальное мы можем производить сами. И лучшего качества, и по цене способны сделать.

Посреди разговора вдруг у кого-то зазвонил телефон. Журналисты и предприниматели стали обыскивать карманы. Оказалось, это звонит старенький черненький «Нокиа» Петра Петровича - никаких новомодных смартфонов!

- В прошлом году мы свой рынок не загрузили как минимум на 4 миллиарда долларов за счет импорта, - выключив мобильник, продолжил Петр Петрович. - Более того, мы еще и ездим за импортом в соседние страны - это еще 3 миллиарда долларов. Так вот если бы эти четыре и три миллиарда остались в стране, то у нас вообще никаких проблем не было бы. Во-первых, и доходы населения росли бы более быстрыми темпами, потому что были бы источники, которыми можно было бы связать эти доходы - белорусские товары и услуги. А во-вторых, у нас валюты бы осталось столько, что положительное сальдо было бы несколько миллиардов долларов. И наш рубль не то, что не девальвировал, а укреплялся бы постепенно. Был бы одной из самых устойчивых валют.

ИПешников заставят торговать белорусскими товарами

- Может, мы потом продолжим? - робко спросили у журналистов и вице-премьера.

- Нет-нет, я могу еще поговорить, - отмахнулся Прокопович. - Понимаете, стимулируя импорт, стимулируя иностранного потребителя, мы тем самым ухудшаем свой жизненный уровень за счет того, что теряем свои рабочие места, свои налоги. Представьте, 4 миллиарда - это минимум 1,5 - 2 миллиарда долларов мы потеряли налогов. Это 20 триллионов рублей. Это почти столько же, сколько мы тратим на здравоохранение. Представляете, если бы мы все эти деньги направили на здравоохранение? Это какие возможности бы у нас были?

К слову, как оказалось, власти уже готовы принять решительные меры по защите своего рынка. Как отметил Прокопович, ограничений импорта не будет. Но будут более жесткие подходы к сертификации, медицинской безопасности.

- Буквально завтра я всех предупрежу. Ты торгуешь китайской обувью? На здоровье, но вместе с китайской пусть будет и белорусская. Как и в магазине есть определенный ассортимент товаров, так и на рынке. А покупатель пускай выбирает, а то я иду по рынку и ничего белорусского не вижу. Минторг установит определенный ассортиментный перечень.

- И что, даже ипэшник на рынке будет его иметь?

- А почему бы и нет. Покупатель должен иметь выбор. Тем более импортные товары не всегда лучшего качества, которые сегодня конкурируют с нашими легальными товарами, качественными и сертифицированными. Сегодня отрицательное сальдо продажи непродовольственных товаров - 500 миллионов долларов. Мы на эту сумму завозим этого ширпотреба и продаем его. А там же ничего нет - ни документов, ни откуда пришли. В каком подвале сделаны, из какого материала… Что если завтра завезут какую заразу или инфекцию для наших детей?

Точную дату, с которой начнет действовать новый ассортиментный перечень, Петр Петрович так и не озвучил. Однако сказал, что распоряжение Минторга будет готово в ближайшее время.

Настасья Занько, "Комсомольская правда"

мероприятияархив