Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 28.12.2017

Две важные темы для производственного бизнеса - кадры и регулирование

Компания Mark Formelle появилась и выросла благодаря Декрету №1 о стимулировании производств в малых городах. В 2009 году мы стояли перед выбором – заниматься импортом швейной продукции или рискнуть и организовать собственную фабрику. Льготы, которые заложены в декрете, подвигли нас сделать выбор в пользу своего производства.

В 2009 году, у нас на фабрике работало всего 37 швей. В ноябре 2017 года на наших производствах работает уже более  3000 человек, причем 1000 новых рабочих мест мы организовали за последний календарный год. Всего нами за эти годы открыто 12 фабрик, в том числе в Узде, Старых Дорогах, Заславле, Слуцке, Лиозно.

Благодаря льготам, заложенным в декрет №1, мы смогли развить предприятие. Поэтому мы понимаем, как важны принятые на государственном уровне меры поддержки и стимулирования.

С какими сложностями мы столкнулись, создавая новые производства в малых городах, какие препятствия возможно облегчить? Хотел бы обозначить две темы: кадры и регулирование.

Кадры

Первый вопрос – это вопрос обучения рабочих. Даже при наличии в малых городах безработных, они, как правило, не обладают необходимой специальностью. Для себя на каждом производстве мы организовали учебные потоки для подготовки швей. По нашему опыту, процесс подбора и обучения, а затем выхода на производительность таких кадров занимает от 6 месяцев до года.  Процесс не быстрый и затратный, и возможное подключение государства к переобучению людей, могло бы оказать значительную помощь. Например, разработав и утвердив единую государственную программу переобучения и аттестации по дефицитным рабочим специальностям. Предприятие набирает группу новых работников, предоставляет оборудование и площади, инструкторов для обучения, обучает, а государство после – аттестовав переобученного рабочего, - компенсирует какую-то часть затрат. Обучать можно не только швейному делу – любое производство заинтересовано в притоке рабочих кадров.

С инженерами значительно сложнее. В малых городах и специалистов мало. В рамках предприятия не обучить с нуля инженера или технолога. Мы привозим специалистов с других городов, привлекаем даже пенсионеров, которые обладают опытом производства. Принимаем на работу выпускников вузов. Однако мы столкнулись с двумя неприятными вещами. В Беларуси значительный дефицит специалистов инженерных специальностей. А профессиональная подготовка кадров, которые приходят в промышленность после вузов, не выдерживает никакой критики. Экономисты не умеют считать себестоимость, технологи не умеют шить, механики боятся швейных машинок. Про новые технологии, которые,наверное,должны были бы изучаться и разрабатываться в вузах, и речи не идет. Институты не показывают своей заинтересованности в новых знаниях, живут в отрыве от актуальных изменений на рынке, варятся по старинке в своем котле. Конкуренты же, крупнейшие мировые бренды, проводят с иностранными институтами совместные исследования и внедряют в практику разработанные технологии и продукты.

Думаю, надо найти способ кооперации производственных компаний и вузов, готовящих специалистов, мы, со своей стороны готовы предоставить свои площадки и свой опыт.

Регулирование

Как излишнее регулирование может понижать конкурентоспособность предприятий? У нас открытая экономика. Большинство наших предприятий значительно меньше и экономически слабее, чем мировые конкуренты. Особенно,если предприятие молодое и только начинает свою деятельность, например, в малом городе. К сожалению, иногда наш производитель оказывается в неравных условиях по отношению к импортерам, из-за роста издержек от применения устаревших подходов к стандартизации продукции.

Так сложилось еще со времен Советского Союза, когда была заложена основная масса стандартов, упор при стандартизации делается на контроль процесса производства, а не на конечный продукт.

Приведу конкретные примеры:

В Республике Беларусь на продукцию легкой промышленности действуют 1445 стандартов, из которых 1200 разработаны до 2000 года. И вводятся все новые. Большинство из них имеют отношение к процессу производства. Указывают, что, как и на чем производить, как называть выпущенный продукт. Мы, открыв в 2013 году  чулочно-носочное производство, разработали и выпустили на рынок новый продукт, укороченные хлопковые носки - подследники. И вот с 1 июля 17 года вступил в действие стандарт, который признал, что подследники существуют. Но, если следовать букве этого стандарта, нам стало запрещено эти подследники производить. Почему?  Потому что с 1 июля - новый ГОСТ ввел понятие "подследники" - и они могут быть только женскими и только из полиамида. Ни хлопковые женские, ни тем более мужские выпускать нельзя - если мы все-таки захотим их производить, ГОСТ требует создать отдельное ТУ, которое разрабатывается специальными организациями, а это долго и не дешево.

В этом же новом ГОСТе нас, как производителей, обязали посадить человека с сертифицированной линейкой замерять толщину шва на носках в процессе производства. Мы выпускаем больше 7 млн пар носков в год, и на каждую смену вынуждены ввести этих измерителей - а это дополнительные издержки.

В то же время, только за 8 месяцев этого года, и только в Минскую область было импортировано чулочно-носочной продукции на 25 млн долларов. Это больше носков, чем за этот период произвели мы и Брестский чулочный комбинат вместе взятые.  И можно быть уверенным, что наши конкуренты не задумываются над проблемой человека с линейкой, измеряющего швы на носках или специального ТУ для того, что бы выпускать подследники.  Основная тяжесть стандартов нацелена именно на контроль  процесса производства, а иностранные фабрики кто сможет контролировать? В страну растет импорт, включая огромный объем не очень качественной продукции, но органы стандартизации по привычке ищут брак в продукции белорусских производителей.

Я совершенно уверен, что в малых городах есть большой потенциал развития. Я уверен, что белорусская продукция может конкурировать с импортом на равных не только у нас на рынке Республики Беларусь, но и на мировом рынке, завоевать свою нишу и приносить валюту стране. Ей нужно только немного подставить плечо.

Наш пример свидетельство этому – за эти годы магазины MarkFormelleпоявились в 4 странах, а экспортируем свою продукцию мы уже в 12 стран мира. 

Андрей Сериков, директор общества с ограниченной ответственностью "Марк Формэль"

мероприятияархив