Обратиться с вопросом
Мненияархив

11 января 2018 г.

Что необходимо для наращивания экспорта услуг автомобильного транспорта

Андрей Смоляр, председатель совета директоров ООО "Интертранс-авто"

04 января 2018 г.

Бизнес и власть должны одинаково понимать положения Декрета №7

Виктор Лемешевский, директор ООО "ПАК-управление"

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 28.12.2017

Две важные темы для производственного бизнеса - кадры и регулирование

Компания Mark Formelle появилась и выросла благодаря Декрету №1 о стимулировании производств в малых городах. В 2009 году мы стояли перед выбором – заниматься импортом швейной продукции или рискнуть и организовать собственную фабрику. Льготы, которые заложены в декрете, подвигли нас сделать выбор в пользу своего производства.

В 2009 году, у нас на фабрике работало всего 37 швей. В ноябре 2017 года на наших производствах работает уже более  3000 человек, причем 1000 новых рабочих мест мы организовали за последний календарный год. Всего нами за эти годы открыто 12 фабрик, в том числе в Узде, Старых Дорогах, Заславле, Слуцке, Лиозно.

Благодаря льготам, заложенным в декрет №1, мы смогли развить предприятие. Поэтому мы понимаем, как важны принятые на государственном уровне меры поддержки и стимулирования.

С какими сложностями мы столкнулись, создавая новые производства в малых городах, какие препятствия возможно облегчить? Хотел бы обозначить две темы: кадры и регулирование.

Кадры

Первый вопрос – это вопрос обучения рабочих. Даже при наличии в малых городах безработных, они, как правило, не обладают необходимой специальностью. Для себя на каждом производстве мы организовали учебные потоки для подготовки швей. По нашему опыту, процесс подбора и обучения, а затем выхода на производительность таких кадров занимает от 6 месяцев до года.  Процесс не быстрый и затратный, и возможное подключение государства к переобучению людей, могло бы оказать значительную помощь. Например, разработав и утвердив единую государственную программу переобучения и аттестации по дефицитным рабочим специальностям. Предприятие набирает группу новых работников, предоставляет оборудование и площади, инструкторов для обучения, обучает, а государство после – аттестовав переобученного рабочего, - компенсирует какую-то часть затрат. Обучать можно не только швейному делу – любое производство заинтересовано в притоке рабочих кадров.

С инженерами значительно сложнее. В малых городах и специалистов мало. В рамках предприятия не обучить с нуля инженера или технолога. Мы привозим специалистов с других городов, привлекаем даже пенсионеров, которые обладают опытом производства. Принимаем на работу выпускников вузов. Однако мы столкнулись с двумя неприятными вещами. В Беларуси значительный дефицит специалистов инженерных специальностей. А профессиональная подготовка кадров, которые приходят в промышленность после вузов, не выдерживает никакой критики. Экономисты не умеют считать себестоимость, технологи не умеют шить, механики боятся швейных машинок. Про новые технологии, которые,наверное,должны были бы изучаться и разрабатываться в вузах, и речи не идет. Институты не показывают своей заинтересованности в новых знаниях, живут в отрыве от актуальных изменений на рынке, варятся по старинке в своем котле. Конкуренты же, крупнейшие мировые бренды, проводят с иностранными институтами совместные исследования и внедряют в практику разработанные технологии и продукты.

Думаю, надо найти способ кооперации производственных компаний и вузов, готовящих специалистов, мы, со своей стороны готовы предоставить свои площадки и свой опыт.

Регулирование

Как излишнее регулирование может понижать конкурентоспособность предприятий? У нас открытая экономика. Большинство наших предприятий значительно меньше и экономически слабее, чем мировые конкуренты. Особенно,если предприятие молодое и только начинает свою деятельность, например, в малом городе. К сожалению, иногда наш производитель оказывается в неравных условиях по отношению к импортерам, из-за роста издержек от применения устаревших подходов к стандартизации продукции.

Так сложилось еще со времен Советского Союза, когда была заложена основная масса стандартов, упор при стандартизации делается на контроль процесса производства, а не на конечный продукт.

Приведу конкретные примеры:

В Республике Беларусь на продукцию легкой промышленности действуют 1445 стандартов, из которых 1200 разработаны до 2000 года. И вводятся все новые. Большинство из них имеют отношение к процессу производства. Указывают, что, как и на чем производить, как называть выпущенный продукт. Мы, открыв в 2013 году  чулочно-носочное производство, разработали и выпустили на рынок новый продукт, укороченные хлопковые носки - подследники. И вот с 1 июля 17 года вступил в действие стандарт, который признал, что подследники существуют. Но, если следовать букве этого стандарта, нам стало запрещено эти подследники производить. Почему?  Потому что с 1 июля - новый ГОСТ ввел понятие "подследники" - и они могут быть только женскими и только из полиамида. Ни хлопковые женские, ни тем более мужские выпускать нельзя - если мы все-таки захотим их производить, ГОСТ требует создать отдельное ТУ, которое разрабатывается специальными организациями, а это долго и не дешево.

В этом же новом ГОСТе нас, как производителей, обязали посадить человека с сертифицированной линейкой замерять толщину шва на носках в процессе производства. Мы выпускаем больше 7 млн пар носков в год, и на каждую смену вынуждены ввести этих измерителей - а это дополнительные издержки.

В то же время, только за 8 месяцев этого года, и только в Минскую область было импортировано чулочно-носочной продукции на 25 млн долларов. Это больше носков, чем за этот период произвели мы и Брестский чулочный комбинат вместе взятые.  И можно быть уверенным, что наши конкуренты не задумываются над проблемой человека с линейкой, измеряющего швы на носках или специального ТУ для того, что бы выпускать подследники.  Основная тяжесть стандартов нацелена именно на контроль  процесса производства, а иностранные фабрики кто сможет контролировать? В страну растет импорт, включая огромный объем не очень качественной продукции, но органы стандартизации по привычке ищут брак в продукции белорусских производителей.

Я совершенно уверен, что в малых городах есть большой потенциал развития. Я уверен, что белорусская продукция может конкурировать с импортом на равных не только у нас на рынке Республики Беларусь, но и на мировом рынке, завоевать свою нишу и приносить валюту стране. Ей нужно только немного подставить плечо.

Наш пример свидетельство этому – за эти годы магазины MarkFormelleпоявились в 4 странах, а экспортируем свою продукцию мы уже в 12 стран мира. 

Андрей Сериков, директор общества с ограниченной ответственностью "Марк Формэль"

мероприятияархив