Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Бизнес в регионах и дальнейшая либерализация: что инициирует Совет по развитию предпринимательства

Распечатать 18.06.2018

Совет по развитию предпринимательства работает в новом формате более полугода. За это время совет инициировал ряд изменений - они касаются комплексной корректировки Налогового кодекса, поправок в Уголовный кодекс, декриминализации экономических рисков и многого другого. Как будут работать региональные советы по развитию предпринимательства, что в перспективе поможет удвоить ВВП Беларуси до $100 млрд и когда ждать решений по министерству цифровой экономики, в интервью БЕЛТА рассказал председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин.

- Совет по развитию предпринимательства инициировал создание региональных бизнес-советов. На каком этапе эта работа?

- Работа по созданию областных советов по развитию предпринимательства фактически завершена. Списки готовы, есть некоторые нюансы, но они решаются в рабочем порядке. Думаю, в ближайшее время мы встретимся с руководителями областных советов и определим дальнейшую стратегию работы. Эта стратегия должна заключаться, прежде всего, в том, чтобы региональные советы были площадкой для рассмотрения проблем предпринимателей. До того, как этот вопрос выносится на рассмотрение республиканского совета, он должен быть рассмотрен на местном уровне. Кстати, на прошлой неделе состоялось заседание минского городского совета в обновленном составе.

Республиканский совет по развитию предпринимательства не должен подменять собой госорганы. В каждой сфере есть государственный регулятор, так, в Минэкономики работает департамент по развитию предпринимательства, и совет не должен дублировать его функции.

Cоветы по развитию предпринимательства в регионах должны быть диалоговой площадкой для власти и бизнеса. В Беларуси принят пакет документов по либерализации условий ведения бизнеса, в том числе декрет №7, они вступили в силу, но очень важно получить обратную связь из регионов: как в действительности реализуются эти нормы, какие вопросы остались.

Диалог между бизнесом и властью должен быть постоянным, мы это видим в том числе на примере ситуации с регулярными и нерегулярными перевозчиками. Если потребителю удобно пользоваться услугами нерегулярных перевозчиков, почему мы от этой практики должны отказываться? Мы должны ее легализовать, привести в нормальное цивилизованное русло, ведь там, где есть конкуренция, повышается качество услуги и снижается ее стоимость. Государству со своей стороны нужно обеспечить работу в правовом поле и ответственность перевозчика.

Президент поставил задачу по удвоению ВВП, и это задача для всех, решать мы должны ее вместе. Мы должны понимать, каким образом через семь лет мы должны удвоить ВВП, за счет чего этого можно добиться. Если не упростить администрирование налогов и не снизить налоговую нагрузку, то экономической активности не будет. В то же время важно соблюсти баланс интересов, не снизить наполняемость бюджета.

Какие отрасли могут стать драйверами такого роста? В моем понимании, это все-таки сфера услуг и в первую очередь IT и транспортно-логистическая отрасль. Для развития IT созданы условия, принят декрет №8. Что касается транспортно-логистической отрасли, сегодня в приоритете мобильность, скорость доставки грузов. В прошлом году экспорт только автомобильных грузовых перевозок составил $1 млрд 144 млн, это сопоставимые с экспортом ПВТ цифры. Глава государства поддержал предложения бизнеса по освобождению грузовиков Евро-6 от утильсбора в 2018 году, и перевозчики говорят, что в ближайшие годы экспорт может вырасти в полтора раза.

Надо посмотреть в налоговом, трудовом законодательстве, администрировании, какие еще шаги нужны, чтобы эти две отрасли развивались. Для IT есть декрет №8, возможно, такой документ нужен и для транспортников? Условия для развития IT и транспортно-логистической отрасли в Беларуси должны быть лучше, по крайней мере, чем у наших соседей. Есть реальный резерв для удвоения нашего экспорта, но нужны нестандартные решения, традиционные отрасли сегодня не дают необходимого роста ВВП.

- Работу по комплексной корректировке Налогового кодекса удастся завершить в этом году?

- Думаю, в этом году межведомственная рабочая группа расставит все точки над i. Проводится действительно масштабная работа над налоговым законодательством. Я считаю, сейчас есть возможность сделать Налоговый кодекс максимально простым и удобным для бизнеса. Над этим совет по развитию предпринимательства сейчас очень плотно работает.

Но есть и удручающие моменты. Казалось бы, глава государства дал поручение - посмотрите Налоговый кодекс, упрощайте, корректируйте. С единственным ограничением: не должен снизиться объем поступлений в бюджет, что понятно, поскольку от этого зависят выполнение государством социальных функций, зарплаты бюджетникам. Сегодня можно услышать, что у нас несовершенная система налогообложения. Хорошо, давайте будем совершенствовать, вносить предложения, заниматься кропотливой работой. Но ответных шагов на это предложение нет. Понятно, что готовых простых решений по таким вопросам не бывает, но надо шаг за шагом идти к компромиссу в интересах государства и бизнеса.

- Готова ли уже новая редакция указа №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств"?

- Обсуждение и согласование идет непросто. Есть позиция бизнеса и государственных органов, и найти компромиссный вариант сложно, но, думаю, мы к этому придем. Процесс продвигается не так быстро, как хотелось бы, но и тема сложная и неоднозначная. Нужно выработать такую позицию, чтобы тот, кто действительно нарушает закон, отвечал за это, не уходил от ответственности. И, самое главное, чтобы добросовестный субъект хозяйствования не пострадал.

Совет по развитию предпринимательства внес в Палату представителей предложения по дальнейшей либерализации условий ведения бизнеса и декриминализации, они касаются двух статей Уголовного кодекса - "Лжепредпринимательство" и "Незаконная предпринимательская деятельность". Суть наших предложений в том, что главная ответственность для бизнеса - это своевременная и в полной мере уплата налогов. В ближайшее время мы обсудим предложения и примем решения для дальнейшей либерализации.

Статья "Лжепредпринимательство" - это уже анахронизм. Допустим, человек занимается некой деятельностью и не платит налоги, но в Уголовном кодексе есть другие статьи, по которым можно привлечь к ответственности нарушителя закона.

Надо минимизировать или свести к нулю аресты счетов. Глава государства об этой проблеме информирован. Я считаю, что эта мера (арест счетов) должна носить исключительный характер. Потому что иногда арестом счетов наносится ущерб нормально работающей компании, которая является добросовестным налогоплательщиком, но допустила просчет. Это важнейший вопрос, и, кстати, его решение мы будем продвигать во время работы по Налоговому кодексу. На какую редакцию статьи мы выйдем, я пока не готов сказать, но это принципиальный момент.

Что касается задержания за неуплату налогов бизнесменов, нахождения их на период следствия под стражей... Здесь есть нюансы. Если, условно говоря, у бизнеса есть активы на Br100 млн, а его обязательства перед бюджетом - Br10 млн, то ареста имущества на Br100 млн в качестве обеспечения возмещения ущерба может быть вполне достаточно до установления вины в неуплате налогов. Нужно очень взвешенно подходить к мере пресечения в виде заключения под стражу. Если есть обязательства перед государством, бизнесмен должен их выполнять. Но, может, пусть он находится на свободе, работает, чтобы возместить государству то, что недоплатил?

Часть изменений в Кодекс об административных правонарушениях уже внесли, во многих статьях убрали конфискацию, снизили штрафы.

Нельзя, чтобы какая-то ошибка приводила к банкротству бизнеса. Должно быть разумное соотношение степени проступка и наказания. Наказание должно быть неотвратимым, это правильно. Но мера наказания должна соотноситься с причиненным ущербом.

Предварительно мы направляли предложения совета в госорганы, понятно, что единодушия нет: кто-то за, кто-то против. Но Совет по развитию предпринимательства намерен проработать эту тему для раскрепощения деловой активности.

- Вы принимаете участие в работе Совета по развитию цифровой экономики. Уже сформулированы предложения по созданию цифрового министерства?

- Работа в этом направлении продвигается. Члены совета определились, что в приоритете электронные здравоохранение и образование. Пожалуй, это важнейшие вещи в любой стране, процессы цифровизации должны прийти туда в первую очередь. Безусловно, одна из важнейших тем - электронное правительство. Что касается создания министерства, мы близки к тому, чтобы сформулировать конкретные предложения для главы государства. Думаю, через месяц-полтора они уже будут. Причем это будут предложения системного характера, то есть не только по созданию министерства. Главный посыл - цифровая трансформация экономики, это серьезная тема не на один год.

- Какие вопросы будут обсуждаться на ближайшем заседании Совета по развитию предпринимательства?

- Совет планирует собраться 22 июня для обсуждения таможенного регулирования, эта тема вызывает много вопросов у субъектов хозяйствования. Транспорт, логистика, цифровые коридоры - это, опять же, перекликается с темой удвоения ВВП. Перспективное направление - увеличение транзита из Китая в Европу, но, чтобы привлечь транспортные потоки на территорию Беларуси, должны быть созданы максимально комфортные условия. Сегодня у бизнеса есть вопросы к расчету таможенной стоимости товаров, применению сертификатов: существующие барьеры нужно если не убирать полностью, то пытаться минимизировать.

БелТА