08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Белое золото. "Савушкин" плотно занялся сырьем, запускает новый завод и обещает не упустить европейский рынок
На новой производственной площадке белорусского молочного гиганта ОАО "Савушкин продукт" уже вовсю монтируют оборудование и начинают производство творога. Всего за год в Бресте построили 11 тысяч квадратных метров площадей. О масштабной стройке, экспортных амбициях и крайне актуальной для всех белорусских молочников проблеме сырья гендиректор ОАО "Савушкин продукт" Александр Савчиц рассказал вице-премьеру Петру Прокоповичу на заседании Совета по развитию предпринимательства.
Проектная стоимость новой площадки – 39 млн долларов. В прошлом году в новый завод вложено 17,3 млн долларов. "В основном за счет собственных средств. Немного кредитов брали", - отмечает Александр Савчиц. Летом завод планируют запустить полностью, а выйти на проектные мощности он должен в 2015-м году. "Этот завод будет входить в пятерку лучших в Европе", - уверен Савчиц.
С 2001 по 2013 год предприятие вложило в развитие производства 210 млн долларов. Совокупный объем инвестиций прошлого года составил 47 млн долларов. "Мы активно модернизировали свои сырзаводы. Ушли в "евроблок", в нарезку – мы сегодня более 60% сыров продаем в фасованном виде, тем самым повышая добавленную стоимость", - рассказал гендиректор, отметив, что на ОАО "Савушкин продукт" выручка на одного человека в прошлом году составила 168 тысяч долларов. "Один из лучших в Беларуси показателей", - добавил он.
Когда пошел результат
Уже не первый год производителям приходится заниматься не только переработкой, но и сырьем – спрос на продукцию высокий, мощностей создано достаточно, а сырья для загрузки не хватает хронически. "Строить надо не казармы, а комфортные для содержания коров фермы. В них должно быть стерильно, как в больнице. Так что развитием сырьевой зоны мы занялись вплотную", - пояснил Савчиц. В сырьевую зону компании входит 92 хозяйства Брестской области. Только за прошлый год в ее развитие "Савушкин продукт" вложил 104 млрд рублей.
Собственное сельхозпредприятие - "Савушкино" - компания получила в 2005-м году. Тогда корова в хозяйстве давала в среднем 2,8 тысячи кг молока в год. Сейчас - 7 тысяч килограммов. Вложили в хозяйство уже 44 млн долларов.
В прошлом году с сырьевой зоны "Савушкин продукт" получил 457 тыс. тонн молока. А если бы все коровы давали столько молока, сколько дают буренки собственного хозяйства, предприятие получило бы вдвое больше сырья. "Мы забыли про человека. Мы, коллеги, вкладываем деньги в фермы, но ни рубля не инвестировали в человека, - поделился опытом подъема села Александр Савчиц. - И сколько денег мы бы ни давали в сельское хозяйство, отдачи не будет: сегодня некому работать в деревне. Нам надо там переходить на интенсивное производство и обратить внимание на человека. Если на селе некому работать, то все эти инвестиции – закопанные деньги. Так и по своему колхозу могу сказать – барахтались, пока не навели порядок, не нашли людей, у которых глаза горят, не дали им зарплату достойную. Тогда пошел результат".
С 1 тонны переработанного сырья "Савушкин" получает 788 долларов, а по стране этот уровень – 661 доллар. "Это стопроцентная глубокая переработка. У нас безотходное производство – мы всю сыворотку, даже творожную, перерабатываем", - рассказал Савчиц, анонсировав запуск в августе-сентябре нового проекта по переработке сыворотки.
"Вцепились зубами и будем наращивать..."
Сегодня "Савушкин продукт" держит 16,1% белорусского рынка цельномолочной продукции, более 40% белорусского рынка йогуртов,17,5% рынка соков, 12,4% - сыров. На белорусский рынок предприятие поставляет 59% выпускаемой продукции, 41% - экспортирует. "Свой рынок мы не покидаем. Мы понимаем, что сначала надо насытить его, а потом идти на экспорт", - заверил гендиректор. В прошлом году "Савушкин" экспортировал продукции на 186,5 млн долларов, положительное сальдо составило 113,4 млн долларов.
"Европу осваиваем. Я вам обещал, что освоим? И вот освоили! Мы – единственное предприятие Беларуси, которое грузит в Европу цельномолочную продукцию – творог, йогурт, молоко, кефир. В этот рынок мы вцепились зубами и будем его наращивать", - пообещал Савчиц, добавив, что уже идут переговоры с Польшей и Германией о расширении поставок с учетом пуска нового завода.
Участники заседания поинтересовались у гендиректора перспективами выпуска продукции с короткими сроками реализации, считая ее более полезной. "Можно и 2-3 дня срок реализации поставить. Но торговля такую продукцию сегодня категорически не хочет брать, - парировал Савчиц. – Но и сейчас продукция производится из свежего молока – при этом сегодня технологии позволяют обеспечивать довольно длительные сроки хранения. Главное, молоко после дойки охладить до 2-6 °С, что мы и помогаем обеспечить в нашей сырьевой зоне. Но если молоко резко не охлаждено, то через 2-4 часа после дойки бакосеменение в нем начинает развиваться в геометрической прогрессии. И из этого молока уже невозможно произвести качественный продукт, так как оно начинает киснуть". А ему еще на экспорт ехать - и в 77 регионов России, и в Казахстан, Украину, Азербайджан, Иорданию, ОАЭ.