Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Правительство намерено связать рост зарплат, ориентировав население на покупку белорусских товаров

Распечатать 23.04.2014

Правительство высказывает озабоченность ростом потребительского импорта. Как заявил на заседании Совета по развитию предпринимательства глава совета, вице-премьер Петр Прокопович, в 2013 году Беларусь закупила импортных товаров на USD 7 млрд. Товаров еще ориентировочно на USD 3 млрд белорусы самостоятельно привезли из-за рубежа. При этом, по словам Прокоповича, только 10-15% от объема ввезенной продукции – это товары критического импорта.

"В прошлом году доходы населения выросли на 17%, импорт – на 25%. Весь рост доходов населения был потрачен не на развитие белорусской экономики, а на развитие экономики соседних государств за счет покупки их товаров и услуг", – отметил П. Прокопович.

Он добавил, что видит необходимость связать рост зарплат за счет расширения предложения белорусских товаров на отечественном рынке. Иначе увеличение зарплат придется сдерживать директивно. Кроме того, увеличение доли белорусских товаров на белорусском рынке, по мнению П. Прокоповича, поможет остановить отток валюты и обеспечить стабильность белорусского рубля.

По данным Белстата, импорт потребительских товаров в январе 2014 года составил USD 493,8 млн, что на 12,6% больше, чем в январе 2013 года. В общем объеме импорта товаров потребительские товары занимают 20,0%. При этом потребительские товары стали единственной укрупненной позицией импорта, которая показала рост в январе 2014 года к январю 2013 года. Импорт инвестиционных товаров в январе 2014 года снизился на 17,8% до USD 289,7 млн, импорт промежуточных товаров – на 15,8% до USD 1 990,5 млн.

Однако потребительские остались единственной позицией, по которой зафиксировано положительное сальдо внешней торговли в январе 2014 года – USD 14 млн. В январе 2013 года оно было отрицательным на уровне USD 269,4 млн.

Как отметил председатель Брестского облисполкома Константин Сумар, для стимулирования сбыта белорусских товаров в Беларуси необходимо продлить действие указа президента №371 от 6 июля 2009 года "О льготном потребительском кредитовании", который предусматривал выделение льготных кредитных ресурсов малообеспеченным слоям населения на закупку белорусских товаров в 2009-2011 годах. Кроме того, по мнению Сумара, необходимо продлить действие и постановления об утверждении перечня товаров, на которые распространяется льготное потребительское кредитование.

Он также обратил внимание на то, что если четыре года назад доля белорусских товаров в общем объеме розничного товарооборота Брестской области составляла 82%, то сегодня она составляет 78%. Частично вину за это К. Сумар возложил на крупные розничные сети, однако он добавил, что по ряду позиций Беларусь не может обеспечить достаточное качество товаров. Например, яблоки белорусского происхождения не имеют товарного вида.

Как отметил директор ОДО "Панда" Александр Ласкович, для того, чтобы белорусские предприятия более активно работали на внутреннем рынке, необходимо создать более привлекательные условия кредитования. Он положительно отозвался о возврате валютного кредитования для предприятий малого и среднего бизнеса, однако отметил, что срок кредитования достаточно короткий.

"При средней валютной выручке USD 400-500 тыс. в месяц средний кредит в USD 1 млн сроком на 5 лет незаметен для экономики предприятия. Но такой же кредит на 3 года уже существенно влияет на его работу", – отметил А. Ласкович.

По словам председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, на данный момент доработан проект указа президента о порядке реализации товаров индивидуальными предпринимателями. Он предусматривает возврат ИП возможности привлечения трех наемных работников, введение особого порядка перехода на упрощенную систему налогообложение, продление срока реализации остатков продукции, приобретенной по старым правилам.

По словам Калинина, в мае на Червенском рынке появится мелкооптовая секция, где пять баз Минторга будут демонстрировать образцы предлагаемой предпринимателям продукции. Это позволит ИП на месте ознакомиться с примерами продукции, которую можно впоследствии закупить на базах.

По расчетам разработчиков указа президента, реализация товаров ИП через государственные базы приведет к росту стоимости на 10-15%. С другой стороны, это позволит повысить прозрачность торговли товарами на рынках.

А. Калинин также сообщил, что на уровне экспертов Министерства по налогам и сборам достигнута договоренность о возможности оформления товарно-транспортной накладной без указания УНН предпринимателя, а также о приравнивании кассового чека к договору купли-продажи товаров. Эти нормы должны быть оформлены в инструкцию МНС в самое ближайшее время.

Впрочем, крупный бизнес не согласен со столь льготным режимом работы ИП.

"Наши финансовые контрольные органы должны проверить легальность товаросопроводительных документов. Если там не будет реквизитов, УНН, такая проверка невозможна. Это будет серый груз, цель обеспечения прозрачности поставок не будет достигнута", – отметил председатель общего собрания участников СООО "Конте Спа" Валентин Байко.

По словам П. Прокоповича, инструкцию МНС необходимо принимать, потом она может быть изменена. Также он сообщил, что проект указа президента о порядке реализации товаров ИП находится на согласовании в Администрации президента.

Информационно-аналитическое агентство «Бизнес-новости»