Звярнуцца з пытаннем
Меркаваннiархiў

29 жніўня 2014 11:15:00

Падводныя камяні дзяржаўна-прыватнага партнёрства

Аляксандр Швец, старшыня РГА "Беларуская навукова-прамысловая асацыяцыя"

15 жніўня 2014 10:51:00

«Нельга павялічваць падатковую нагрузку на бізнэс»

Аляксандр Калінін, старшыня ГА «Беларускі саюз прадпрымальнікаў»

Публiкацыiархiў

31 ліпеня 2014 11:28:00

Спрошчаная сістэма падаткаабкладання: метадычны дапаможнік па прымяненні

У метадычным дапаможніку прадстаўлены матэрыялы, якія адлюстроўваюць дзеючы ў Рэспубліцы Беларусь механізм прымянення ССП.

Падпiсацца RSS

Навiны па тэгах

Раздрукаваць 27.12.2017

О Декрете №7: что настораживает бизнес?

Пакет принятых руководством страны законодательных актов по развитию предпринимательской деятельности бизнес-сообщество приняло хорошо. Особенно стоит отметить работу Минэкономики, МАРТА и НЦЗПИ по организации диалога бизнеса и власти.

Недавнее заседание Правления БСПН с удовлетворением констатировало, что реализация заложенных в Декрете №7 принципов взаимодействия бизнеса и власти, включая презумпцию добросовестности субъектов хозяйствования, минимизацию вмешательства госорганов в экономическую деятельность, уведомительный принцип начала предпринимательской деятельности, конечно, приведут к появлению новых субъектов хозяйствования и новых рабочих мест.

Расширение возможностей для физических лиц заниматься ремеслом и агротуризмом, а также другими видами предпринимательской деятельностьи без регистрации, безусловно, будет способствовать развитию самозанятости и повышению доходов населения.

Бизнес разделяет и принимает принцип персонализации ответственности. Но касаясь нормы п. 6 Декрета настораживает ее будущая правоприменительная практика., согласно которой «Непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности …и далее по тексту… влечет за собой наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин».

Так, право составления протоколов об административном правонарушении (ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь) предоставлено должностным лицам 72-х органов, организаций, инспекций и другим лицам. Совершенно непонятно, чем упомянутые лица будут руководствоваться, определяя надлежащую (или ненадлежащую) организацию деятельности субъекта хозяйствования и определяя перечень необходимых мер, которые руководитель не принял? От каких параметров и условий будет зависеть сумма наложения штрафа от десяти до двухсот базовых величин?  И это - при вольности интерпретаций для контролеров и беззащитности руководителей!  С подобными ситуациями бизнес уже столкнулся при реализации Указа 488, где под «маской» борьбы с лжепредпринимательством зачастую страдают добросовестные субъекты хозяйствования.

Поэтому было бы хорошо, чтобы правительство разработалонормативный правовой акт, который быраскрывалсущность указанных терминов и порядок их применения контролирующими органами и субъектами хозяйствования.

Не буду также лукавить, что действующий бизнес ожидал от законодателя возможно большего. Постоянная, доверительная обратная связь с членскими организациями показывает, что наиболее актуальными вопросами для бизнеса сегодня является не разрешительные процедуры, поскольку они уже пройдены, а их финансовое положение: проблемы выплаты налогов, кредитов, заработной платы, и особенно - дефицит оборотных средств и возврат дебиторской задолженности. Назову лишь две цифры по отечественной промышленности за 9 месяцев т.г.: произведенная валовая добавленная стоимость составила 20,7 млрд.рублей,  а сумма, направленная на погашение кредитов и займов, равна - 23,4 млрд.рублей. Бизнес-сообщество, включая и наш союз, начиная с 2013 года, неоднократно обращались в соответствующие госорганы с предложениями по финансовому оздоровлению, причем мы никогда не просили прямой бюджетной поддержки. Полагаю, что к ним необходимо вернуться и дополнительно проработать.

В последнее время на первый план выходят вопросы фискальных изъятий. Уместно заметить, что по ставкам налогов серьезных замечаний не имеется, а вот расходы по их администрированию, вызывают большое недопонимание. Бизнес с удовлетворением поддерживает поручение Президента об упрощении налоговой системы и готов активно включиться в процесс.

Например, до сегодняшнего дня, основываясь, а иногда и прикрываясь международными стандартами, фискальные органы не слышат предложений бизнеса о предоставлении хотя бы временной возможности уплаты налогов (в частности, НДС) и пошлин по факту получения выручки, а не авансов, что требует привлечения кредитов и займов.

Имеются претензии и к налогам на недвижимость и на землю. Их в перспективе, возможно, объединить, а сегодня,- целесообразно ограничить права местных органов по применению повышающих коэффициентов хотя бы с 2,5 до 1,5.

Серьезной нагрузкой по изъятиям у бизнеса являются и обязательные социальные отчисления. И чтобы они не стали выше, а в будущем были снижены и/или перераспределены между работником и нанимателем, и их хватало на пенсии и другие выплаты, необходимо уже сегодня создавать механизм по максимальному вовлечению новой «армии» самозанятых, которые появятся в результате действия Декрета, в систему обязательного социального страхования. Придет время, и они будут претендовать на пенсию по возрасту или социальную пенсию. И свой вклад в пенсионную систему они должны вносить сегодня.

Бизнес ждет изменений и в систему лицензирования. Поскольку указ еще не подписан, хотелось бы обратить внимание на Положение о лицензировании медицинской деятельности и отменить норму, требующую у частных организаций здравоохранения наличие в штате врачей только первой и высшей категории. Это не только дискредитирует дипломы молодых специалистов, но и девальвирует систему образования и учреждения здравоохранения государственной формы собственности. Такое положение является тормозом и в развитии семейного бизнеса и семейных династий. Мы в течение 2-х лет пытаемся решить этот вопрос, но понимания на уровне соответствующего министерства нет.

И последнее: в структуре малого и среднего предпринимательства преобладает микробизнес. На долю организаций с численностью до 15 человек приходится почти 87% от общего их количества. В будущем видится не только количественный, но и качественный рост: от микро- к малому, от малого к среднему и от среднего к крупному. И это может стать новым этапом разработки и реализации стимулирующих мер. 

Жанна Тарасевич, сопредседатель правления, директор БСПН им. Кунявского

мерапрыемствыархiў