Звярнуцца з пытаннем
Меркаваннiархiў

29 жніўня 2014 11:15:00

Падводныя камяні дзяржаўна-прыватнага партнёрства

Аляксандр Швец, старшыня РГА "Беларуская навукова-прамысловая асацыяцыя"

15 жніўня 2014 10:51:00

«Нельга павялічваць падатковую нагрузку на бізнэс»

Аляксандр Калінін, старшыня ГА «Беларускі саюз прадпрымальнікаў»

Публiкацыiархiў

31 ліпеня 2014 11:28:00

Спрошчаная сістэма падаткаабкладання: метадычны дапаможнік па прымяненні

У метадычным дапаможніку прадстаўлены матэрыялы, якія адлюстроўваюць дзеючы ў Рэспубліцы Беларусь механізм прымянення ССП.

Падпiсацца RSS

Навiны па тэгах

Раздрукаваць 02.11.2018

Указ № 488: капкан для инвестора

Одним из важнейших факторов при принятии решения инвестором о вложении финансовых средств является оценка рисков планируемого бизнеса. Распространенная в мире практика привлечения инвестиций – это покупка готовых предприятий или долей в их уставных фондах. Риск инвестора в Республике Беларусь существенно повышают положения Указа Президента Республики Беларусь  от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488). В Беларуси инвестор рискует столкнуться с крупными финансовыми санкциями, если покупаемое предприятие имело в прошлом деловые отношения с организациями, включенными в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).

Указ № 488 был принят «в целях защиты интересов государства от вреда, причиняемого в результате незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Цель, безусловно, благая. Однако, как это нередко бывает в жизни «вместе с водой выплеснули младенца». Ставилась задача снабдить контролирующие органы надёжным оружием для пресечения незаконной деятельности лжепредпринимательских структур, называемых в обиходе «финансовыми компаниями», с использованием которых осуществляется уклонение от уплаты налогов. По факту вышло, что «жертвами» этого оружия становятся в основном благонамеренные коммерческие организации, причём из реального сектора экономики.

Думается, что подходы, заложенные в концепцию Указа №488, неизбежно должны были привести и привели к полученному результату. Идея заключалась в том, что субъекты предпринимательской деятельности смогут самостоятельно эффективно отслеживать принадлежность своих контрагентов к лжепредпринимательским структурам посредством обращения к реестру, который, к слову, насчитывает сегодня уже около 8 000 субъектов.

Однако в Указе № 488 нет увязки по датам, когда контрагент по бизнесу был включён в Реестр, а когда была совершена хозяйственная операция. Для применения санкций на практике достаточно наличия факта договорных отношений предприятия с «лжепредпринимателем».

Несмотря на подписание Указа №488 23 октября 2012 года и вступление в силу 1 января 2013 г., имеются факты привлечения субъектов хозяйствования к ответственности за хозяйственные операции 2011-2012 годов. При этом по причине признания в ходе проверок этих хозяйственных операций недействительными, за 5 лет начислены пени на суммы доначисленных налогов. Правоприменительная практика показывает, что для контролеров не имеет значения отсутствие партнера в Реестре на момент хозяйственной операции, и санкции накладываются на сделки пятилетней давности. Широкое распространение получила практика применения особого порядка налогообложения, определенного Указом, к таким хозяйственным операциям, когда товар покупался либо продавался организации, которую потом внесли в реестр.

Указом предусмотрен внесудебный порядок включения Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь субъектов предпринимательской деятельности в реестр. Для этого в настоящее время достаточно не находиться по адресу, указанному в учредительных документах, но 5 лет назад ситуация была совершенно иной.

Базовый тезис Указа №488 сформулирован так: факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции и может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, не имеющим юридической силы в случае наличия доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции. Хотели того авторы идеи или не хотели, но толкование и применение Указа контролёрами пошло по прямолинейному пути: документы всех организаций, внесённых в реестр, не имеют юридической силы, они не отражают факт совершения хозяйственной операции по определению. Согласно Указу №488 первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом «не имеющим юридической силы» во внесудебном порядке.

В итоге всё это очень напоминает то, что в уголовном праве называется «объективное вменение», т.е. привлечение к ответственности без установления вины.

Правоприменительная практика Указа №488 сложилась таким образом, что именно бизнес должен доказывать свою невиновность, а не контролеры мотивировать юридически свои претензии к субъектам хозяйствования. К сожалению, юристам Белорусского союза предпринимателей приходилось неоднократно сталкиваться с ситуациями, когда даже при наличии доказательств фактического совершения хозяйственной операции применение к организации порядка налогообложения на основании Указа №488, а, называя вещи своими именами, фактически применение санкций, не отменялось. То есть предоставление доказательств того, что товар был ввезён, растаможен, выгружен на склад, а затем отпущен покупателю, но внесённому в реестр, не имело никакого значения.

В результате правоприменительной практики Указа №488 данный нормативный акт превратился в инструмент экономических репрессий в стране, негативный фактор, как для белорусских, так и иностранных инвесторов. По мнению делового сообщества продолжение действия Указа №488 в настоящее время приносит экономике страны больше вреда, чем пользы, что и поставило на повестку дня вопрос об его отмене.

Следует отметить, что наряду с санкциями в соответствии с Указом №488 за одно и тоже деяние применяется ч. 4 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению». Эта статья предусматривает привлечение к ответственности за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку, реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка: без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов. Ответственность – штраф до пятидесяти процентов от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров.

По мнению экспертов Белорусского союза предпринимателей этого правового института вполне достаточно контролёрам для того, чтобы бороться с «теневиками». Тем более процедура привлечения к административной ответственности и обжалования этого неприятного события, равно как в целом административный процесс детально отрегулированы и понятны.

Попав под «особый режим налогообложения» Указа № 488 и ответственность по ч. 4 ст. 12.17 КоАП, далеко не все малые предприятия могут восстановиться и работать дальше.

Указ №488 иначе как «палкой в колеса» идеи построения цифровой экономики с применением смарт-контрактов не назовёшь. Применение Указа № 488 способно «торпедировать» всё то, что задумано воплотить Декретом № 8.

Действие Указа №488 противоречит принципу признания презумпции невиновности плательщика, который предусмотрен новой редакцией Налогового кодекса.

В рамках идущей дискуссии полагаем уместным напомнить требования Указа Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь». Совету Министров было поручено обеспечить пересмотр показателей эффективности работы фискальных органов в части смещения акцентов с текущего наполнения бюджета субъектами хозяйствования на стратегическое обеспечение их стабильной и безубыточной работы. Тем не менее, из открытых источников общественность узнаёт, что, впроекте Бюджета Республики Беларусь  на 2019 г. заложено 131 млн. бел руб. доходов в виде штрафов.

По мнению делового сообщества косметические изменения в Указ №488 не приведут к положительному результату. Только полная отмена Указа о лжепредпринимательстве может вернуть доверие инвесторов и оздоровить инвестиционный климат Беларуси.

мерапрыемствыархiў