29 жніўня 2014 11:15:00
Падводныя камяні дзяржаўна-прыватнага партнёрстваАляксандр Швец, старшыня РГА "Беларуская навукова-прамысловая асацыяцыя"
15 жніўня 2014 10:51:00
«Нельга павялічваць падатковую нагрузку на бізнэс»Аляксандр Калінін, старшыня ГА «Беларускі саюз прадпрымальнікаў»
31 ліпеня 2014 11:28:00
Спрошчаная сістэма падаткаабкладання: метадычны дапаможнік па прымяненніУ метадычным дапаможніку прадстаўлены матэрыялы, якія адлюстроўваюць дзеючы ў Рэспубліцы Беларусь механізм прымянення ССП.
Навiны па тэгах
Бизнес-сообщество обсудило стратегию развития МСП до 2030 года
Совет по развитию предпринимательства при содействии Восточного комитета германской экономики 22 апреля 2016 года провел «круглый стол» по обсуждению стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь до 2030 года.
На мероприятии представители государства, бизнеса и науки обсудили стратегические цели развития предпринимательства на период до 2030 г., пути и возможности их достижения, индикаторы оценки результатов. Эксперты из Германии поделились опытом поддержки и развития малого и среднего бизнесав своей стране.
В итоге обсуждения было принято решение о создании межведомственной рабочей группы с участием представителей государственных органов, делового сообщества и науки, которая обеспечит разработку структуры стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года.
Сергей Новицкий, заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства:
- Сегодня для Беларуси, как никогда ранее, особую актуальность приобретают вопросы не только освоения новых, но даже удержания имеющихся рынков сбыта, что требует принятия адекватных мер по повышению эффективности производства. Это, в свою очередь, ставит нас перед необходимостью структурных преобразований в экономике, объективно ведущих к высвобождению избыточной численности работающих. В этих условиях существенно изменяется роль малого и среднего предпринимательства. Во-первых, этот сектор, ориентированный на инновационное развитие, может и должен статьфактором структурной трансформации национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности и устойчивости. Во-вторых, мировой опыт свидетельствует, что универсальным инструментом, обеспечивающим быстрое создание большого количества новых рабочих мест при минимальных инвестициях, является малое предпринимательство. Поэтому для обеспечения эффективной занятости высвободившихся в процессе реструктуризации работников необходима выработка и реализация мер по активизации частной инициативной деятельности населения. В этой связи ключевой задачей в области развития предпринимательства является трансформация количественной динамики данного сектора в качественный рост, повышение его роли и значения в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Однако убежден, что при сложившейся отраслевой и территориальной структуре сектора малого и среднего предпринимательства и отсутствии серьезных изменений в государственной политике его поддержки и развития достижение прогнозируемой доли частного сектора в ВВП страны практически нереально.Поэтому необходимо сформировать стратегию развития предпринимательства, выработать ключевые направления совместных действий государства и бизнеса по стимулированию деловой активности населения, созданию условий для эффективной динамики малых и средних предприятий, повышению их инвестиционных возможностей и инновационной направленности.
Ирина Костевич, заместитель министра экономики:
- В национальная стратегии устойчивого развития до 2030 года определена плановая доля МСП в валовом внутреннем продукте страны – 50% . Действительно, цифра амбициозная, но мы должны последовательно к этому стремиться. Чтобы понимать, как двигаться до 2030 года, нам нужна стратегия. В Программе развития МСП до 2020 года обозначен срок разработки стратегии - 2017 год. Сейчас мы должны определиться, что ждет бизнес к 2030 году и какой вектор развития необходимо выбрать, чтобы действительно мы могли достичь поставленных целей.
Татьяна Быкова, советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства:
- Почему результаты развития МСП достаточно скромные, несмотря на серьезные шаги со стороны государства в направлении поддержки предпринимательства? В 2012 году при экспертной поддержке Восточного комитета германской экономики была разработана стратегия развития предпринимательства до 2020 года. Подход был такой: чтобы обеспечить развитие предпринимательства, необходимо формирование базовых условий: развитие частной собственности и обеспечение ее защиты, формирование конкурентной среды и обеспечение равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности, сокращение госрегулирования и развитие саморегулирования экономики. А далее – формирование приоритетов и точечная поддержка. Что же получается у нас? Наибольшее количество мер было принято в области точечной поддержки отдельных проектов, а по базовым условиям развития предпринимательства достижения оказались достаточно скромные.
Александр Чубрик, директор Исследовательского центра ИПМ:
- Программа поддержки сектора МСП должна основываться на реалистичной оценке барьеров для развития предпринимательства; опираться на надежную систему статистического учета МСП в соответствии с международной методологией, включая статистический учет в разрезе форм собственности (исходя из фактической доли государства); быть «вписаной» в контекст устойчивого развития страны; опираться на реальные финансовые возможности правительства и быть направленной на создание условий для развития бизнеса и максимально свободную реализацию его потенциала.
Виктор Маргелов, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства:
- Что нужно сделать, чтобы превратить малый и средний бизнес в локомотив белорусской экономики? Прежде всего, создать штаб из представителей делового сообщества, заинтересованных госорганов, науки, экспертов, который бы занимался разработкой стратегии и мониторингом ее реализации. Следует определить границы предпринимательства для стратегии: можно ли формировать стратегию развития МСП без учета крупного бизнеса? Надо определить периодичность корректировки стратегии. Так, до 2030 года можно определить целевые параметры, а конкретный план по их достижению формировать на ближайшие 4-5 лет с подробной детализацией на каждый год. Нужно оценить имеющиеся инструменты, ресурсы и возможности, найти конкретные ниши для экспорта и импортозамещения. Главное - разработать правильные индикаторы и установить правильные цели.
Александр Швец, председатель БНПА:
- Я сторонник планирования. Но регулярно формируем планы, программы, которые постоянно не выполняются. Возможно, сначала следует определиться: мы сами верим, что нам нужна стратегия в этой ситуации? Стратегии, как таковые, в непредсказуемых экономических условиях бизнесу не сильно нужны.
Штефан Колев, профессор Западносаксонского института (г. Цвикау), заместитель председателя правления Института им. Вильгельма Рёпке (Эрфурт):
- Сегодня в мировой экономике есть две мегатенденции – глобализация и детализация. Они в комбинации обуславливают радикальное изменение структуры предприятий. И это является огромным шансом для МСП, в том числе белорусских. Прежде транзакционные издержки были очень высокими, поэтому имело смысл создавать огромные комбинаты и концерны, которые все производили в одном месте. Но за последние 60-70 лет интеграция мировой экономики привела к радиальному снижению транспортных и коммуникационных расходов. И мышление в категориях огромных конгломератов уже не является таким актуальным – происходит обратная тенденция по развитию малых единиц. Через субконтрактинг и аутсорсинг крупные концерны начинают делиться: все самое важное производится внутри концерна, а остальное отдается на сторону. Мне кажется, в этих тенденциях и заключается новый шанс малого и среднего бизнеса, который должен постоянно искать ниши в производственных цепочках и таким образом обеспечивать свое существование.
Бернхард Дух, советник, заместитель начальника отдела Восточной Европы, Закавказья, Центральной Азии Федерального Министерства экономики и энергетики Германии:
- В Германии около 3,6 миллиона малых и средних предприятий составляют 99,6% от всего частного бизнеса. Около 16 млн сотрудников работают на МСП - это 59,2 % от всех трудящихся, обязанных отчислять взносы в фонд социального страхования. В целом на МСП приходится почти 55,5 % совокупной чистой добавленной стоимости всех предприятий. Исследования показали, что ни в одной другой стране нет такого большого количества лидеров на мировом рынке, как в Германии: около 1.300 предприятий своей продукцией успешно заняли нишу. Особенно успешны «скрытые чемпионы» в сфере машиностроения электронной промышленности. Объем экспорта МСП составляет примерно €199 млрд, т.е. 18,2% от общего объема экспорта всего частного сектора. Содействие внешнеэкономической деятельности МСП со стороны федерального правительства заключается в предоставлении экспортных поручительств, предоставлении инвестиционных гарантий, обеспечении участия МСП на выставках за рубежом, ознакомительных поездках для МСП на внешние рынки, экспортных инициативах (в области регенеративной энергетики, энергоэффективности, индустрии здравоохранения), создании за рубежом представительств германской экономики/двусторонних внешнеторговых палат, действия программы по повышению квалификации иностранных управленческих кадров путем стажировки в Германии.
Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства:
- Мы наблюдаем отсутствие стабильности в экономике и невозможность планирования бизнеса. А ведь предприниматель, создавая бизнес, хочет видеть перспективу на 20-30 лет, в том числе и для своих детей. Наша работа будет бессмысленна, если мы не будем уделять значительное внимание созданию стратегии и формированию сценариев различных вариантов развития. При этом необходимо определить роли бизнеса и в отраслевом, и в региональном преломлении.
Георгий Бадей, почетный председатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Профессора М.С. Кунявского:
- Правительство абсолютно обоснованно приняло решение о формировании стратегии МСП: малый бизнес более эффективен, потому ему уделяется особое внимание как инструменту повышения эффективности экономики. Поэтому некорректно ставить под сомнение решения правительства. Если власть считает, что нужна такая стратегия, то мы должны только поддерживать. Другой вопрос: какая наша роль в этом процессе? Я уверен, что мы должны сформулировать и четко предложить наше видение того, что должно быть в стратегии. И первоосновой наших предложений должны быть базовые принципы: гарантии неприкосновенности частной собственности и невмешательство в деятельность. Также следует ставить вопрос о снижении налоговой нагрузки, о создании четкой системы дифференцированной поддержки наиболее перспективных направлений развития, об организации и стимулировании инвестиционной деятельности, развитии финансового рынка и небанковской системы.
Александр Калинин, председатель Белорусского союза предпринимателей:
- Инициатива стратегии исходит не от не правительства, а снизу. Потому что нам не безразлично, в какой стране будем жить мы и наши дети. У нас нет никакой социально-ориентированной экономики, а есть государственный капитализм. И я с реформированием государственного капитализма не согласен. Поэтому нужно брать инициативу в свои руки и разрабатывать, предлагать цели правительству и за них бороться. Стратегия нужна, но первый блок в ней - программа неотложных мер по стабилизации ситуации в экономике, сокращению неплатежей и улучшению финансового положения субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса.