Звярнуцца з пытаннем
Меркаваннiархiў

29 жніўня 2014 11:15:00

Падводныя камяні дзяржаўна-прыватнага партнёрства

Аляксандр Швец, старшыня РГА "Беларуская навукова-прамысловая асацыяцыя"

15 жніўня 2014 10:51:00

«Нельга павялічваць падатковую нагрузку на бізнэс»

Аляксандр Калінін, старшыня ГА «Беларускі саюз прадпрымальнікаў»

Публiкацыiархiў

31 ліпеня 2014 11:28:00

Спрошчаная сістэма падаткаабкладання: метадычны дапаможнік па прымяненні

У метадычным дапаможніку прадстаўлены матэрыялы, якія адлюстроўваюць дзеючы ў Рэспубліцы Беларусь механізм прымянення ССП.

Падпiсацца RSS

Навiны па тэгах

Раздрукаваць 06.11.2019

Что сделано за 20 лет работы Совета и какие проблемы бизнеса решаются прямо сейчас

В текущем году Совет отметил свое 20-летие, недавно обновился его состав, внесены изменения в положение о его деятельности. Время подвести итоги работы и порассуждать о перспективах его дальнейшей деятельности.

13 мая 1999 года Главой государства был подписан Указ о создании Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь «в целях выработки рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности».

О том, насколько результативной стала эта площадка диалога государства и бизнеса можно судить по показателям динамики частного сектора экономики. Приведу лишь несколько цифр.

За последние 20 лет число субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось в 2,2 раза и составило на 1 января 2019 г. более 350 тыс. единиц. При этом количество организаций увеличилось более чем в 3,7 раза, а индивидуальных предпринимателей в 1,2 раза. Удельный вес данного сектора в ВВП страны вырос за этот же период с 6,7 до 24,6%, в обеспечении занятости – с 7,9 до 35,4%.

Тем не менее, очевидно, что потенциал частной инициативной деятельности задействован пока далеко не в полной мере. Ситуация в экономике нашей страны, как и всего мира, стремительно изменяется. Требуются серьезные трансформации  не только в организации и управлении самого бизнеса, но в формах и методах его стимулирования и поддержки.

Цель последних изменений Положения о Совете – повышение эффективности его работы, сосредоточение усилий на ключевых проблемах развития бизнеса, формировании условий для динамичного развития частного сектора, улучшении его отраслевой и территориальной структуры.

Это предполагало, в том числе, изменение процедуры взаимодействия Совета с субъектами бизнеса. Так, ранее, при обращении предпринимателя в Совет с той или иной проблемой, сотрудники исполнительной дирекции вынуждены были выезжать по месту расположения бизнеса либо связываться с региональным предпринимательским союзом или комитетом экономики местного исполкома, чтобы рассмотреть ситуацию с разных сторон, а не только опираться на позицию обратившегося. Это, естественно, требовало значительных сил и средств. А если учитывать, что единственным источником финансирования деятельности Совета являются отчисления от прибыли его участников, в ряде случаев это становилось просто невозможным, особенно, если для оценки ситуации требовалось привлечение экспертов, аудиторов, юристов и других высокооплачиваемых профильных специалистов.

Кроме того, сосредоточение усилий на частных проблемах отдельных субъектов далеко не всегда дает возможность выявления системных проблем развития предпринимательства в целом или его отдельных секторов. Образно говоря, имела место ситуация, когда «за деревьями леса не видно».

Поэтому появилась необходимость формирования иных, более эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и власти, позволяющих оперативно решать проблемы частного сектора, нивелировать практику обращений субъектов хозяйствования в республиканские органы государственного управления по вопросам, находящимся в компетенции региональной власти.

С этой целью Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. от 8 февраля 2018 г. №3 перед облисполкомами и Минским горисполкомом была поставлена задача создания работающих на постоянной основе областных и районных советов по развитию предпринимательства.

Сегодня советы по развитию предпринимательства сформированы во всех областях и большинстве районов страны. Следующий шаг – налаживание работы по аккумулированию и анализу реальных проблем бизнеса, выработка механизмов взаимодействия с местными органами власти по их решению, выявление «тромбов», сдерживающих деловую активность населения.

Для выработки подходов по организации сотрудничества, определения форм и направлений взаимодействия в конце ноября – начале декабря текущего года планируется проведение расширенного заседания Совета по развитию предпринимательства с участием представителей региональных советов.

Думаю, что функционирование такой системы диалоговых площадок позволит осуществлять селекцию проблем развития бизнеса, обеспечивая решение текущих вопросов «на местах», во взаимодействии с местными органами власти и выдвигая на уровень республиканского Совета лишь проблемы, требующие законодательных поправок, решений Правительства или Главы государства.

Решенные проблемы 2019 года: лжепредпринимательство, командировки и валюта

Ведущим направлением деятельности Совета было и остается участие в формировании благоприятного предпринимательского климата, создании условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций. Советом осуществляется экспертиза и согласование всех проектов документов по вопросам, связанным с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности. В связи с этим через исполнительный орган Совета – Республиканский фонд содействия развитию предпринимательства – ежегодно «проходят» более 300 проектов нормативных правовых актов, в том числе указов Главы государства, законов, постановлений Совета Министров.

В практике деятельности Совета также выработка и продвижение инициативпо совершенствованию деловой среды, снижению административных барьеров и сокращению количества бюрократических процедур, оптимизации контрольно-проверочной деятельности.

Коротко остановлюсь на наиболее значимых законодательно-правовых новеллах текущего года, в подготовке и продвижении которых Совет принимал самое непосредственное участие:

- отменен Указ Президента Республики Беларусь №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»;

- приняты изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, предусматривающие сокращение сферы применения общей конфискации имущества; исключение статьи 234 «Лжепредпринимательство»; новую редакцию статьи 233, сохраняющую уголовную ответственность только за осуществление деятельности без лицензии; увеличение размера крупного и особо крупного ущерба (дохода) влекущего уголовную ответственность по экономическим преступлениям;

- принят Указ Президента Республики Беларусь № 326“О совершенствовании лицензирования“, предусматривающий ряд изменений концептуального характера и определяющий новые подходы к данной форме регулирования бизнеса;

- принято совместное постановление Совета Министров и Национального банка, расширяющее возможности использования в расчетах наличной иностранной валюты;

- утверждено Типовое положение об областном (районном) совете по развитию предпринимательства;

- принята новая Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках», предусматривающая упрощение порядка возмещения расходов и увеличения размеров гарантий при служебных командировках;

- продлен на год срок использования индивидуальными предпринимателями кассового оборудования без подключения к СККО;

- буквально «на выходе» проект Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов», максимально упрощающий для субъектов хозяйствования процедуру «избавления» от изношенного оборудования.

Это только ключевые документы, работа над которыми идет, как правили, в течение нескольких месяцев, а то и лет.

Успех года – признание принципа презумпции добросовестности бизнеса

Поступающие в Совет обращения, а также публикации в прессе показали, что одной из наиболее актуальных проблем, вызывающих в последнее время обеспокоенность деловых кругов страны, стал вопрос применения норм законодательства, касающихся порядка корректировки налоговых обязательств в контексте борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Вполне закономерно, что Совет не мог обойти вниманием эту проблему. При этом мы никогда не ставили вопрос об отказе от борьбы с незаконной минимизацией налоговых обязательств. Пресечение этих процессов является сегодня международным трендом, не следовать которому открытой белорусской экономике не только нецелесообразно, но и небезопасно.

Главный вопрос в том, как при этом не подвергнуть наказанию субъектов, ставших невольными жертвами недобросовестных партнеров. Ведь наличие сделки с таким контрагентом еще не означает уход от налогов. Необходим достаточный набор доказательств, опровергающих реальность совершенной плательщиком хозяйственной операции.

В связи с этим Советом было инициировано специальное заседание на базе Верховного суда с участием представителей Генеральной прокуратуры, Департамента финансовых расследований, Следственного комитета, Администрации Президента, Министерства по налогам и сборам, а также представителей иных государственных органов, судейского корпуса, адвокатского и делового сообщества.

В рамках заседания как раз планировалось публичнообсудить практику применения новых правил корректировки налоговых обязательств, проблемы и потенциальных угроз для бизнеса, чтобы выработать подходы по обеспечению единообразного применения соответствующих правовых актов.

Думаю, что это вполне удалось. Между представителями судейского корпуса, контролирующих органов и бизнеса нет противоречий относительно того, что в основе их взаимодействия должен лежать принцип презумпции добросовестности субъекта хозяйствования. Другой вопрос, что данный принцип должен быть обеспечен соответствующим механизмом реализации. И именно на выработке такого механизма, обеспечивающего гарантии и защиту добросовестного участника экономических отношений и делали упор представители бизнеса.

По итогам заседания был подготовлен и направлен в соответствующие государственные органы целый ряд конкретных инициатив.

Так, Верховному Суду было предложено рассмотреть в ходе заседания Пленума Верховного Суда целесообразность внедрения в судебную практику обжалования плательщиком не только решения по акту проверки, но и самого акта проверки (без предварительной подачи возражений в контролирующий орган). При этом целесообразно  приостановление на период судебного рассмотрения дела действия решения о блокировании всех счетов плательщика. Это, конечно же, возможно лишь при наличии оснований, что взыскание налоговых платежей не станет в дальнейшем невозможным в связи с отчуждением или иным выводом субъектом его активов.

В целях снижения риска ответственности субъекта за недобросовестного контрагента, допустившего искажения при учете хозяйственных операций либо при оформлении первичных документов,было предложено включить в проект постановления Пленума Верховного Суда положения, рекомендующие судам производить оценку хозяйственной операции, исходя из принципа преобладания ее экономического содержания над формой, а также предъявлять требования по корректировке налоговых обязательств только к виновному участнику хозяйственной операции.

Чтобы нивелировать угрозу привлечения субъектов хозяйствования к ответственности в условиях правовой неопределенности, пробелов законодательства, противоречивых разъяснений государственных органов, а также вследствие наличия в правовых формах оценочных категорий было предложено предусмотреть в Постановлении Пленума рекомендации судам отражать в решениях причины неприменения п.п.9.1. Директивы № 4 в пользу субъектов хозяйствования; а при установлении вины юридического лица исходить из фактов нарушения им конкретных норм действующего национального или международного законодательства.

В целях обеспечения единообразного применения соответствующих правовых актов и реализации прав плательщика на законную минимизацию налоговых обязательств предложено размещать в государственных информационно-правовых ресурсах, на сайте Министерства по налогам и сборам описание признаков сделок, которые формально не противоречат законодательству, но имеют побочный эффект в виде возникновения необоснованных налоговых льгот, а также примеры судебных споров, по которым судами поддержана позиция налоговых органов либо налогоплательщиков.

Была также высказана целесообразность размещения в открытом доступе схематичных примеров взаимоотношений субъектов в рамках холдинговых структур, к которым возникают претензии со стороны налоговых органов, а также обзора нарушений, допускаемых субъектами в практике дробления бизнеса.

Чтобы оградить законопослушных плательщиков от сотрудничества с недобросовестным субъектом хозяйствования высказана инициатива о необходимости создания портала электронных услуг, предоставляющего коммерческим организациям возможность получения информации о контрагентах, позволяющей оценить деловую репутацию контрагента, в том числе: данные об учредителях, объемах выручки, налоговых платежей (в разрезе их видов), численности персонала, размерах и видах уплаченных штрафов и доначислений по результатам проверок, а также данные о наличии ограничений движения денежных средств на их банковских счетах.

Функционирование подобных информационных ресурсов позволит, по нашему мнению, не только обеспечить единообразную практику применения налогового законодательства, но также будет стимулировать процессы «выталкивания» недобросовестных субъектов из сферы хозяйственных отношений.

Татьяна Быкова, руководитель исполнительной дирекции Совета по развитию предпринимательства

мерапрыемствыархiў