Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Аналитика

Распечатать 07.04.2015

О состоянии предпринимательства в I квартале 2015 года

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2007 года №11/102-55 Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь (далее – Совет) сообщает следующее.

В целях аккумулирования информации о ситуации в частном секторе экономики Совет проводит тематические заседания, сотрудничает с предпринимательскими объединениями и союзами, субъектами инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, принимает участие во встречах по обсуждению актуальных проблем функционирования и развития бизнеса, рассматривает обращения субъектов хозяйствования.

Так, 19 февраля 2015 г. состоялось очередное заседание Совета, в ходе которого были обсуждены проблемы реализации инвестиционных проектов.

В частности, ключевой проблемой реализации проекта «Создание производственных мощностей по выпуску обуви до 5 млн. пар в год и реконструкции мехового комбината с учетом создания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» на 2013-2024 годы» стало привлечение кредитных ресурсов на приемлемых условиях. Поскольку банки отказываются предоставлять кредиты на оплату строительно-монтажных работ в белорусских рублях, управляющая компания холдинга вынуждена была согласиться на привлечение валютного кредита. Однако ставка по кредиту, выставленная ОАО «Белинвестбанк» (на уровне 13-14% годовых), возлагают на организации холдинга чрезмерную нагрузку по его обслуживанию. Нерешенность же вопроса с кредитованием инвестиционного проекта ставит под угрозу возможность достижения показателей, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 14 октября 2013 г. №467.

Реализация группой компаний П.А.К. (г. Пинск) инвестиционного проекта «Организация полного цикла производства аккумуляторов в Республике Беларусь» столкнулась с проблемами организационно-правового характера, в числе которых:

1) вменение в обязанности инвесторов при выдаче разрешительной документации на проектирование и строительство объектов проведения реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры, находящейся на балансе административно-территориальных единиц;

2) требования Государственного таможенного комитета (далее – ГТК) для получения разрешения на освобождение от уплаты  таможенных пошлин  и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) предоставить проект, прошедший экспертизу, где указан перечень оборудования. В то же время, инвестору еще до начала проектирования критически важно знать, получит ли он льготы на запланированное оборудование. Это необходимо для формирования оптимальной структуры и географии поставок оборудования в целях эффективной реализации инвестиционного проекта;

3) с целью поставки на рынок полного ассортимента аккумуляторов, управляющей компанией было принято выгодное для страны  решение о переносе складских мощностей дистрибутивной сети для импортируемой продукции корпорации из Москвы в Беларусь. Импорт продукции внутри подразделений корпорации осуществляется по внутренним ценам без дистрибьюторской наценки. Однако ГТК, ориентируясь на статистику ввоза аналогичной продукции в Республику Беларусь, применяет корректировку таможенной стоимости ввозимых аккумуляторов, что привело к существенному завышению уплачиваемых компанией таможенных платежей.

Для избежания указанных корректировок таможенной стоимости компании было предложено  подписать Меморандум о взаимопонимании, одним из условий которого является предоставление таможенному органу полной и детальной информации о затратах производителя и себестоимости продукта. Однако в международной торговой практике такая информация относится к охраняемой информации, распространение которой может нанести непоправимый ущерб коммерческим интересам производителя;

4) в ходе реализации инвестиционного проекта на территории страны уже создано три предприятия, что требует координации их работы по единым принципам, с единой методикой учета, регламентов, кадровой политики, обучения и прочее.

Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 №224-З были внесены поправки в Налоговый кодекс, в результате чего  изменились условия признания юридических лиц взаимозависимыми. Так, одним из таких условий стало наличие между ними взаимоотношений, когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20 % (абзац 3 части второй ст.20 НК).

В целях реализации положений ст.131.1 Налогового кодекса по ограничению отнесения на затраты определенных расходов по сделкам с взаимозависимыми лицами («тонкая» капитализация) установлены правила определения доли прямого и косвенного участия одной организации в другой.

При этом указано, какого рода услуги попадают под эти затраты.

В результате, компании, принимающие инжиниринговые, маркетинговые, консультационные, информационные и др. услуги управляющей компании, вынуждены относить около 90% расходов на их оплату за счет прибыли, что существенно увеличило налоговую нагрузку на инвестора.

В связи с изложенным было бы целесообразно:

1) законодательно закрепить норму, согласно которой при реализации в Республике Беларусь инвестиционных проектов по организации выпуска импортозамещающей и/или экспортоориентированной продукции необходимые инженерные сети и коммуникации должны создаваться за счет средств региональных бюджетов;

2) упростить процедуру реализации права инвестора (п.п. 2.2. п.2 . Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10) на освобождение от таможенных пошлин и НДС при ввозе технологического оборудования для реализации инвестиционного проекта, применив принцип «декларации доверия» инвестору со стороны государства с последующим контролем целевого использования ввезенного оборудования;

3) при заключении меморандумов между таможенным органом и производителем импортируемого продукта (товара) для избежания корректировок таможенной стоимости перемещаемой внутри подразделений корпорации продукции упростить процедуру его заключения и исключить из перечня необходимых для предоставления документов детализированную информацию о затратах и себестоимости производства продукта;

4) исключить из сферы действия ст. 131.1 Налогового кодекса услуги, которые являются стандартными для управляющих компаний, в т.ч. бухгалтерские, юридические, контрольно-ревизионные и аудиторские.

Перечисленные предложения направлены в адрес Совета Министров Республики Беларусь.

К числу актуальных проблем следует также отнести затрудненный доступ к источникам внешнего финансирования.

При этом речь идет не только о высокой стоимости кредитных ресурсов. В значительной степени эта проблема нивелировалась в результате расширения практики льготного кредитования субъектов МСП Банком развития Республики Беларусь.

Факторами, ограничивающими возможности малых и средних предприятий получить банковский кредит, в том числе и на льготных условиях, являются, с одной стороны, более жесткие требования по предоставлению гарантий возврата ссуды вследствие отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории, повышенных производственных рисков и высокой мобильности капитала.

С другой стороны, присущая малым предприятиям специфическая структура активов, в которой минимален вклад недвижимости, увеличивает риски банков, а, следовательно, и стоимость выдаваемых кредитов.

В связи с указанными проблемами место банков в кредитовании данного сектора экономики довольно незначительно. Как показывают данные исследований, кредитами банков пользуются лишь 20-23% сектора МСП.

Поэтому для активизации предпринимательской деятельности и существенного повышения вклада частного сектора в достижение важнейших показателей социально-экономического развития необходимы специальные меры государственной поддержки, облегчающие доступ субъектов малого и среднего бизнеса к коммерческим кредитам, а также снижающие риски самих банков.

Обсуждению проблем кредитования субъектов МСП, действующих инструментов обеспечения их доступа к заемным средствам, а также выработке предложений по их совершенствованию с учетом зарубежного опыта был посвящен «круглый стол», организованный 25 марта 2015 г. Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь совместно с Министерством экономики Республики Беларусь при экспертной поддержке Восточного комитета германской экономики.

Анализ практики кредитования сектора МСП в Германии показал, что существенную роль в расширении возможностей его субъектов в привлечении внешнего финансирования играют гарантийные инструменты, в основе которых лежит разделение рисков между кредитными организациями, кредитополучателями, гарантийными банками и государством.

Гарантийные банки – это кредитные институты, обладающие банковской лицензией только на предоставление поручительств и гарантий, а также мезонинных кредитов компаниям, которые не могут рассчитывать на проектное финансирование в связи с недостатком собственных средств. Они создаются с участием государства, предпринимательских союзов, торгово-промышленных палат, коммерческих банков, страховых организаций.

При этом отбор и оценка проектов МСП на предмет их эффективности и окупаемости осуществляется обслуживающими коммерческими банками, которые берут на себя не менее 20% риска невозврата кредита.

Гарантийные банки Германии выдают поручительства по эффективным с точки зрения коммерческих банков проектам в пределах до 1,25 млн. евро, не более 80% заявленного кредита.

При этом получатель гарантии перечисляет гарантийному банку:

- единовременный платеж за обработку (1,0-1,5% от суммы поручительства);

- комиссионное вознаграждение (0,8-1,2 %  в год от суммы кредита, оставшейся к выплате).

В случае невозврата кредита, гарантийный банк из 80% предоставленной гарантии «покрывает» лишь 20%, а оставшиеся 60% долга компенсируются коммерческому банку из средств земельного и федерального бюджетов.

По данным результатов исследований университета г. Трира, функционирование гарантийных банков в Германии обеспечивает:

- прирост ВВП – в среднем на 3,4 млрд. евро в год;

 -прирост поступлений в бюджет от налогов на товары –в среднем на 500,0 млн. евро в год,  от подоходного и имущественного налогов – в среднем на 500,0 млн. евро в год.

При этом разница между затратами бюджетных средств на обеспечение системы гарантирования и поступающими доходами от получателей гарантий составляет в среднем 1,0 млрд. евро в год, а коэффициент мультипликации (превышение суммы выданных гарантий (поручительств) над суммами гарантийного капитала) достигает семи.

В то же время, анализ системы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, действующей в нашей стране, свидетельствует о принципиально ином подходе, основанном на «точечной» поддержке отдельных проектов за счет бюджетов разных уровней, средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей и Банка развития Республики Беларусь.

При этом объемы ресурсов, направляемые государством на финансово-кредитную поддержку предпринимательства весьма незначительны (менее 0,2% от расходной части бюджета) и в условиях действующей системы ее предоставления существенного влияния на динамику и перспективы развития данного сектора экономики не оказывают. Уровень охвата субъектов МСП теми или иными формами государственной финансово-кредитной поддержки составляет менее 0,1% от их общего количества и, как показывают результаты проводимых исследований, более половины опрошенных представителей малого бизнеса вообще не знают о существовании такого направления стимулирования предпринимательской деятельности.

Сложившаяся процедура получения поддержки из средств региональных бюджетов является предельно сложной и трудоемкой. Поэтому продолжительность периода от момента обращения за поддержкой до ее получения занимает в среднем от четырех до шести месяцев.

Данный факт, а также низкий размер максимально возможной суммы поддержки, не корреспондирующий с требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам (масштабность, наличие мультипликативного эффекта, внедрение новых технологий, импортозамещение и др.), обусловили слабый интерес субъектов МСП, даже остро нуждающихся в финансовых ресурсах, к получению государственного финансирования.

В результате, значительная часть ресурсов, предусматриваемых бюджетами областей на развитие предпринимательства, зачастую оказывается невостребованной. Так, по данным Министерства экономики, по итогам 2013 г. освоение денежных средств, предусмотренных в бюджетах областей и г.Минска на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, составило в среднем по стране 54,2 % , по итогам 2014 г. – 49,4 % .

Поэтому в целях дальнейшего развития механизмов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в нашей стране и повышения эффективности использования бюджетных средств участниками круглого стола было высказано мнение о целесообразности внедрения механизмов гарантирования кредитов, выдаваемых банками субъектам данного сектора.

Это может быть реализовано посредством создания на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей гарантийного фонда с участием на первоначальном этапе ресурсов самого фонда и Банка развития Республики Беларусь, а в последующем – средств коммерческих банков, страховых организаций, международных проектов и программ, других заинтересованных.

Это позволит снизить кредитные риски для коммерческих банков и существенно расширить круг потенциальных источников заимствования для МСП. Кредитование субъектов через систему коммерческих банков обеспечит финансирование лишь экономически обоснованных и высокоэффективных проектов, а наличие государственного участия в гарантийном фонде – реализацию проектов, отвечающих, кроме того, приоритетным направлениям развития.

При этом средства, предусматриваемые на финансовую поддержку МСП в областных бюджетах, целесообразно использовать не на финансирование небольшого количества отдельных проектов, а направлять на создание страхового фонда для частичного «покрытия» гарантий по невозвращенным кредитам.

Внедрение системы гарантирования кредитов обеспечит:

- повышение доступности кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса;

- стимулирование взаимодействия МСП с кредитными организациями, получение ими практического опыта в области бизнес-планирования, финансового анализа и привлечения внешних финансовых ресурсов в целом;

- значительно меньшее по сравнению с предоставлением льготных кредитов и прямых бюджетных субсидий искажение конкурентной среды;

- охват значительно большего количества субъектов бизнеса мерами финансовой поддержки в рамках одних и тех же объемов ресурсов.

В связи с изложенным было бы целесообразно поручить Министерству экономики совместно с Банком развития Республики Беларусь и иными заинтересованными предусмотреть реализацию данных инициатив при выработке мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2016 г. и последующие годы.

Перечисленные инициативы Совета представлены в Правительство для рассмотрения.

Следующей проблемой, требующей незамедлительного решения, является неравенство условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности. В частности, речь идет об ограничении доступа к сырью и материалам.

В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся у ЗАО «Облрапсагросервис».

Телеграммой №1250 от 28.07.2014 г. Миноблисполком установил прямой запрет сельскохозяйственным организациям на реализацию маслосемян рапса коммерческим структурам и определил предоставление государственного заказа на их поставку предприятиям с более низкой степенью выхода готовой продукции.

В результате, созданный ЗАО «Облрапсагросервис» в рамках инвестиционного договора с Республикой Беларусь экстракционный завод по углубленной переработке семян рапса, обеспечивающий самый высокий показатель выхода конечного продукта, оказался на грани остановки. И это несмотря на то, что предприятие обеспечивает работой около 200 человек, поставляет значительную долю своей продукции на экспорт, расширяя свое присутствие на западных рынках.  

Очевидно, что указанное решение облисполкома не только противоречит Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г №4 (пункт 1.3.), но и чревато экономическими потерями для страны.

В целях урегулирования сложившейся ситуации Совет направил в Миноблисполком соответствующее обращение.