08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Аналитика
О внедрении механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности
Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 поставлена задача снижения административного давления на бизнес и создания условий для активизации частной инициативной деятельности граждан. Это выдвигает на повестку дня вопросы дальнейшей либерализации экономики и сокращения регулятивных функций государства.
В этих условиях объективно необходимым элементом реализации стратегии экономического развития страны является внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности, суть которого состоит в перераспределении функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка. Это в перспективе даст возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями. При этом речь не идет об ослаблении роли государства, а, прежде всего, о сокращении его вмешательства в экономические процессы.
Практика функционирования саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в экономически развитых странах свидетельствует о следующих преимуществах данного института:
- нормы саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить имеющиеся пробелы в законодательстве;
- участники рынка имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов,в том числе путем выборов руководящих лиц организаций саморегулирования и «голосования ногами» (если членство в организации саморегулирования является необязательным);
- механизм разрешения споров в системе саморегулирования более дешевый и эффективный по сравнению с судебным разбирательством, и он в большей степени адаптирован к условиям конкретной сферы деятельности;
- имеет место экономия бюджетных средств в связи с передачей определенных функций государственных органов организациям саморегулирования, которые финансируются самим бизнесом;
- развитие саморегулирования способствует повышению доверия общества к бизнесу, в том числе благодаря усилению его транспарентности;
- санкции, применяемые организациями саморегулирования, при определенных условиях вызывают меньше отторжения, чем санкции, применяемые государством.
Таким образом, саморегулирование не только включает механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и позволяет более эффективно и с меньшими затратами их регулировать.
Развитие саморегулируемых организаций формирует потенциал для преодоления «провалов» рынка без вмешательства государства. Как результат, саморегулируемые организации в ряде случаев обеспечивают более высокий уровень общественного благосостояния по сравнению с другими институциональными альтернативами: рыночным механизмом и государственным регулированием.
Однако очевидно, что государство может отказываться от регулирования тех или иных экономических процессов тогда и только тогда, когда бизнес самостоятельно создает и обеспечивает эффективное функционирование механизмов, поддерживающих высокие стандарты профессиональной деятельности, взаимоотношений с клиентами и разрешения споров.
В развитых рыночных экономиках с высоким уровнем социальной составляющей вопросы формирования правил игры на рынке и контроля за их соблюдением все больше становятся предметом саморегулирования делового сообщества. Двухсторонний процесс, предусматривающий, с одной стороны, создание государством условий для реализации деловой активности, а с другой - усиление прозрачности бизнеса и его самоорганизации способствует не только эффективному экономическому развитию, но и повышению общественного признания предпринимательской деятельности, приданию необратимого характера процессу либерализации экономики.
Развитие самоорганизации и саморегулирования бизнеса в Беларуси может идти двумя путями.
Первый путь предполагает создание условий для развития добровольного саморегулирования - саморегулирования «снизу», когда бизнес без давления государства осознает необходимость объединения и выработки общих стандартов профессиональной или предпринимательской деятельности. Примером такой самоорганизации «снизу» может стать функционирование ряда отечественных общественных объединений и некоммерческих объединений юридических лиц в различных сферах экономической деятельности: Белорусская ассоциация «Недвижимость», Ассоциация развития финансового рынка, Белорусское общество оценщиков, Белорусский союз строителей, РОО «Белорусский союз транспортников», Республиканский Союз Туристических Организаций (РСТО), ОО «Белорусская ассоциация бухгалтеров» и др.
Второй путь самоорганизации - это развитие делегированного саморегулирования, то есть принятие государством решения о необходимости саморегулирования в той или иной сфере и передача саморегулируемым организациям функций, исполняемых государственными органами. Примером может служить деятельность Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», которая в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.1998 г. № 1996 выполняет функции гарантийного объединения на территории Республики Беларусь с предоставлением права выдачи книжек МДП.
Для формирования институциональных условий развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности необходимо следующее:
- законодательное определение процедур взаимодействия государственных органов и организаций саморегулирования;
- определение функций и полномочий организаций саморегулирования в отраслевом законодательств;
- постепенное снижение уровня административного давления на экономику путем поэтапного отказа государства от функций регулирования в отдельных сферах в пользу саморегулируемых организаций;
- продвижение идеи саморегулирования – активная государственная политика, направленная на просвещение профессионального сообщества и поддержку институтов саморегулирования.
Требуется также реализация крупномасштабной просветительской кампании, включающей информацию о целях, условиях и преимуществах саморегулирования, рассчитанной не только на бизнес и государственных служащих, но и на широкую общественность.
Как свидетельствует опыт Российской Федерации, организации саморегулирования могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая барьеры входа на рынок и игнорируя интересы аутсайдеров. В рамках организаций саморегулирования возможны следующие риски ограничения конкуренции, в том числе: ограничение числа участников рынка; эксклюзивное право заниматься определенными видами деятельности; чрезмерные требования для входа на рынок; ограничения конкуренции между членами организации; давление на более эффективных конкурентов.
Поэтому в вопросе развития саморегулирования требуется определенная осторожность, чрезвычайно важным является учет зарубежного опыта в данной сфере.
Развитие саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в Республике Беларусь может стать действенным инструментом, обеспечивающим внедрение механизмов ответственности участников рынка, создание сравнительно более гибкой системы контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований, повышение качества производимых товаров, работ и услуг.
Быкова Т.П.,
советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.