08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Аналитика
Проблемы привлечения финансовых средств субъектами малого и среднего предпринимательства
Государственной программой «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 - 2020 г.г. поставлена задача обеспечить к 2020 г. долю субъектов МСП в валовой добавленной стоимости страны на уровне 40% и в общей численности занятых в экономике в размере 41,7%.Это требует реализации комплекса мер по активизации предпринимательства, стимулированию процессов освоения его субъектами все новых сфер и видов деятельности, инвестирования средств частных компаний в перспективные инновационные проекты.
Для малых и средних предприятий основным источником средств для развития традиционно являются банковские кредиты. Вмести с тем, банки ведут осторожную и сдержанную политику в вопросах кредитования субъектов данного сектора. Это объясняется рядом таких причин, как:
- дефицит информации, необходимой для объективной оценки платежеспособности субъекта (как правило, малые и средние предприятия отчитываются по упрощенной системе, что затрудняет объективно оценить их финансовое состояние);
- отсутствие качественного залогового обеспечения – данные субъекты в редких случаях могут предложить в залог ликвидное имущество;
- высокие операционные издержки (обслуживание большого количества малых компаний требует от банков более высоких операционных расходов, чем обслуживание меньшего количества крупных фирм, поскольку относительная стоимость обработки и оценки степени риска гораздо выше при небольших объемах кредитования).
С точки зрения предпринимателей перечень факторов, препятствующих активному привлечению ими кредитных ресурсов, также весьма широк. Это – высокая стоимость кредитов и жесткие условия их выдачи, короткий срок предоставления средств, отсутствие отсрочки по выплате процентов, невозможность получения кредитов на создание бизнеса «с нуля».
Стоимость кредитов определяется складывающимся уровнем инфляции, рисками, действующими нормативами отчислений в резервные фонды. Так, по данным Белстата инфляция в 2015 году составила 12%, в 2016 году – 11.8%. В 2017 г. планируется, что уровень инфляции не превысит 9%.[1]
Несмотря снижающийся уровень инфляции, процентные ставки остаются достаточно высокими. Например, в IIIквартале 2017 года средние процентные ставки в национальной валюте для юридических лиц составили:
- по краткосрочным кредитам (на срок до 1 года) – 12,1% годовых;
- по долгосрочным (на срок свыше 1 года) –11,4% годовых.[2]
Анализ структуры новых кредитов в национальной валюте, выданных юридическим лицам в этом же периоде, показал, что только 30,9% из них имеют срок кредитования более одного года. Основная масса кредитов (42,6%) выдается на срок от 3 до 12 месяцев.[3]
Очевидно, что такие кредитные ресурсы не носят инвестиционного характера. Ввиду небольшого срока оборачиваемости они вряд ли могут быть направлены на строительство или модернизацию производства.
Относительно условий выдачи кредитов необходимо отметить следующее. В рамках осуществления Национальным банком анализа кредитного рынка проводится экспертный опрос (мониторинг) руководителей банков об условиях банковского кредитования.[4] Целью обследования является отражение изменений в условиях кредитования. Предметом обследования является доступность кредитов (совокупность ценовых и неценовых факторов, обуславливающих, с одной стороны, возможности банков предлагать кредиты, с другой – возможности субъектов МСП и крупного бизнеса привлекать кредиты и осуществлять их погашение).
Согласно результатам мониторинга в I квартале 2017 г. условия кредитования представителей бизнеса в национальной валюте были смягчены. Ключевым фактором смягчения явился размер процентных ставок, который снизился в связи с изменением ставки рефинансирования. Однако при предоставлении кредитов представителям малого и среднего бизнеса банки ужесточили требования к финансовому положению кредитополучателя, обеспечению исполнения обязательств по кредиту.
Согласно результатам опроса МСП, проведенного Исследовательским центром ИМП в апреле-мае 2016 г., в числе наиболее существенных внешних барьеров, влияющих на развитие бизнеса, названы высокие процентные ставки (44.8%).
Результаты этого же исследования показали, что за кредитом обращались 30.9% опрошенных, но 9.1% получили отказ; 69% респондентов не обращались за этой услугой по причине высоких ставок на заемные средства в национальной валюте либо из-за трудностей с выполнение требований залога.[5]
Кроме того, существенной проблемой, связанной с оформлением кредитов, особенно для субъектов малого предпринимательства является сложность, дороговизна и длительность выполнения всех необходимых процедур.
Так, для подачи кредитной заявки необходимо сформировать пакет документов, включающий: анкеты поручителей, финансовую отчетность за два последних квартала текущего года, список основных средств, копии договоров с крупными покупателями и поставщиками, информацию о поступлении выручки, копии учредительных документов, список дебиторов и кредиторов компании, бизнес-план проекта, решение учредителей о совершении сделки с банком, акты о внутренней оценке предлагаемого в залог имущества или заключение с отчетом об оценке имущества (составленное в соответствии с действующим законодательством), а также иные документы по усмотрению банка.
Очевидно, что данные субъекты в большинстве своем пока еще не владеют устойчивыми навыками бизнес-планирования, администрирования бизнес-процессов, организацией делопроизводства в принятых стандартах. В этой ситуации, совершенно естественно, что требования банков кажутся им чрезмерно завышенными, а зачастую и невыполнимыми. Проблему низкого уровня экономических и юридических знаний среди малых предприятий отмечают и представители банков.
В связи с указанными проблемами место банков в кредитовании данного сектора экономики довольно незначительно. Как показывают данные исследований, кредитами банков пользуются лишь 20-25% сектора МСП.
Поэтому для активизации предпринимательской деятельности и существенного повышения вклада частного сектора в достижение важнейших показателей социально-экономического развития необходимы специальные механизмы государственной поддержки, облегчающие доступ субъектов малого и среднего бизнеса к коммерческим кредитам, а также снижающие риски самих банков.
К числу таких механизмов относятся специальные программы Банка развития Республики Беларусь.
В качестве примера можно привести реализуемую с августа 2014 года программу, главная цель которой – обеспечение и расширение доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам, а также возможностей по проведению операций финансовой аренды (лизинга) для реализации инвестиционных проектов на разных стадиях развития их бизнеса. Практическое исполнение программы осуществляется банками-партнерами (13 коммерческих банков) и две лизинговые компании – ОАО «Промагролизинг» и ООО «АСБ Лизинг».
Следует отметить, что продуктовая линейка программы не статична, она адаптируется к приоритетным направлениям развития МСП. Так, в конце 2016 года банком стали финансироваться проекты стартап-компаний и инновационных предприятий (процентная ставка по кредитам для указанных заемщиков составляет 10% и 9% соответственно).
По состоянию на 01.10.2017 года[6] всего с начала действия программы профинансировано 1255 инвестиционных проектов, общий объем заключенных кредитных договоров составил 161,1 млн. рублей. По соглашениям, заключенным с банками-партнерами в 2017 году, профинансировано 515 инвестиционных проектов общей стоимостью порядка 111,6 млн. руб.
Очевидно, что программа кредитования МСП набирает «обороты». Вместе с тем, количество ее участников сдерживается рядом факторов, среди которых – обязательное участие кредитополучателя собственными средствами в финансировании проекта в размере не менее 10% его стоимости (для старап-проектов – не менее 20%). В этом аспекте стоит также отметить и достаточно высокое требование к залоговому обеспечению (не менее 130% от суммы кредита) и гарантиям.
Третьим элементом системы государственной финансово-кредитной поддержки субъектов предпринимательства являются средства республиканского бюджета, бюджетов областей и г. Минска.
Порядок и условия оказания такой поддержки регулируются Положением о государственной финансовой поддержке субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах поддержки малого предпринимательства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 года №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (далее – Положение).
В соответствии с данным Положением субъекты малого предпринимательства на конкурсной основе получают средства государственной финансовой поддержки через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), облисполкомы (Минский горисполком), банки Республики Беларусь.
БФФПП предоставляет:
- финансовые средства на возвратной возмездной основе (годовая процентная ставка – не более ставки рефинансирования);
- имущество на условиях лизинга (финансовой аренды);
- гарантии по льготным кредитам, выдаваемым банками Беларуси (размер гарантии одному субъекту предпринимательства составляет не более 70 % суммы льготного кредита, плата за предоставление гарантии – 5 % от ее суммы).
При этом инвестиционный или бизнес-проект должен быть связан с покупкой оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих, сырья и материалов для собственного производства, строительства или покупки капитальных строений, изолированных помещений или (и) для их ремонта и реконструкции. Кредиты выделяются на срок до 5 лет, собственность в лизинг предоставляется на такой же срок.
За 12 месяцев 2016 года для получения государственной финансовой поддержки от субъектом малого предпринимательства поступило 106 проектов на сумму 10,24 млн.руб. Положительное решение о финансировании получили 55 проектов на сумму 4,46 млн. .руб. Фактически профинансировано фондом 38 проектов на сумму 2,18 млн.руб.,[7] т.е. средний размер проекта составляет чуть более 57 тыс. белорусских рублей.
По решению облисполкомов (Мингорисполкома) государственная финансовая поддержка может оказываться городскими, районными исполнительными комитетами и/или местными администрациями. Финансовые средства предоставляются на возвратной возмездной основе (проще говоря – кредиты) через банки-партнеры. При этом размер ставки по льготным кредитам определяется банком, но не превышает ставку рефинансирования Национального банка (по состоянию на 18 октября 2017 года – это 11% годовых). Следует отметить, что банки вправе самостоятельно определять перечень документов, необходимых для получения льготных кредитов, а также устанавливать требования к залоговому обеспечению и гарантиям.
Кроме того, из средств местных бюджетов могут предоставляться субсидии для возмещения:
- части процентов за пользование банковскими кредитами (в белорусских рублях – не более 0,5 ставки рефинансирования, в иностранной валюте – в размере не более 0,5 ставки по кредиту);
- расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты суммы вознаграждения лизингодателя – в размере, не превышающем 0,5 размера этого вознаграждения;
- части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией – в части оплаты аренды выставочных площадей, оборудования.
Согласно информации Министерства экономики по итогам 2013 – 2015 гг. финансовая поддержка из средств местных бюджетов оказана 243 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 14,8 млн. руб. Освоение средств, запланированных на оказание финансовой поддержки, составило 41%.
В рамках реализации в 2016 году Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» государственная финансовая поддержка из средств местных бюджетов оказана 77 субъектам малого предпринимательства на сумму 2,7 млн. руб. Освоение средств составило 38,7%.
Очевидно, что недоиспользование средств происходит не только вследствие неэффективности данных программ, но и в связи с отсутствием заявок, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. Невысокий же интерес субъектов предпринимательства к такого рода поддержке можно объяснить незначительными объемами финансирования, сложной, продолжительной процедурой ее получения (в среднем, от двух до четырех месяцев), жесткой системой контроля и применяемых санкций при неисполнении обязательств. Например, при нарушении получателем финансовых средств установленных сроков их возврата начисляется пеня:
- по средствам, полученным на возвратной возмездной основе, – в размере процентов, указанных в договоре, увеличенных в 1,5 раза;
- по средствам, полученным на возвратной безвозмездной основе, – в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день возникновения задолженности.
Таким образом, действующей в нашей стране системе государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства присуще наличие ряда таких недостатков, как:
- незначительность объемов ресурсов, направляемых государством на развитие предпринимательской деятельности (0,07 – 0,17% от расходной части бюджета), что обуславливает низкий уровень ее влияния на динамику и перспективы развития данного сектора экономики;
- низкий уровень охвата субъектов малого предпринимательства теми или иными формами государственной финансово-кредитной поддержки (доля малых предприятий и ИП, получающих ее, составляет менее 0,05% от их общего количества) обусловил ситуацию, когда более половины опрошенных представителей малого бизнеса вообще не знают о существовании такого направления стимулирования развития частного сектора экономики;
- узкий круг видов финансовой поддержки, оказываемой за счет бюджетных средств и предоставляемой через коммерческие банки. В основном, это льготные кредиты, тогда как для развития производственного предпринимательства более предпочтительным является приобретение имущества на условиях финансовой аренды (лизинга);
- сложившаяся процедура получения поддержки является предельно сложной и трудоемкой, поэтому продолжительность периода от момента обращения за поддержкой до ее получения занимает в среднем от двух до четырех месяцев;
- низкий размер максимально возможной суммы поддержки, не корреспондирующий с требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам.
Можно утверждать, что именно в силу изложенных причин значительная часть ресурсов, предусматриваемых бюджетами областей на развитие предпринимательства, зачастую оказывается невостребованной.
Очевидно, что действующая в республике система государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства носит преимущественно номинальный характер и нуждается в существенном совершенствовании.
[1] www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda
[2] www.nbrb.by/publications/bulletin/Stat_Bulletin_2017_09.pdf
[3] www.nbrb.by/publications/bulletin/Stat_Bulletin_2017_09.pdf
[4] http://www.nbrb.by/publications/CreditsMonitoring/cm2017_1.pdf
[5] http://www.research.by/webroot/delivery/files/Business2016r.pdf.
[6] https://infobank.by/infolineview/shpargalka-kto-okazhet-finansovuyu-podderzhku
[7] http://belarp.by/ru/statistics-fund